Памяти Георгия Шонина

На модерации Отложенный
Памяти Георгия Шонина, изображение №1
 

Георгий Шонин родился 3 августа 1935 года в городе Ровеньки в Луганской области Украины. Сегодня ему бы исполнилось 85 лет. Отец будущего космонавта был связистом и пропал без вести в годы Великой Отечественной войны, а сам Шонин вместе с родными три года прожил на оккупированной территории.

После окончания семи классов средней школы в 1950 году Шонин поступил в Одесскую спецшколу ВВС. Через два года, после расформирования спецшколы, Шонин был направлен на продолжение учебы в Ейск – в Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина. Там Шонин проучился еще пять лет, успешно окончив училище в 1957 году и став военным летчиком. Вместе с ним в училище учился другой будущий космонавт Григорий Нелюбов.

Военную службу Георгий Шонин начал в истребительной авиации Балтийского флота, а с 1958 года был переведен на Северный флот. Там Шонин оказался на службе в одном авиаполку с еще одним будущим космонавтом – Юрием Гагариным. Молодые летчики быстро подружились, их детские годы одинаково пришлись на войну, и они вместе приняли участие в первом наборе в отряд советских космонавтов. Гагарин положительно отзывался о своем сослуживце: «В общении прост. Волевой, прямой, честный. Что думает – в себе не таит. Если не нравится, рубит напрямую. Уважают его у нас. Летал хорошо и в простых, и в сложных условиях. А случится другому тяжело – последнюю рубашку отдаст...».

Шонин и Кубасов на тренировке в тренажере корабля «Союз»

Шонин и Кубасов на тренировке в тренажере корабля «Союз»

Весной 1960 года Георгий Шонин был зачислен в «гагаринский» отряд космонавтов слушателем и всего за неделю до исторического полета своего коллеги стал космонавтом ВВС. Продолжил космическую подготовку в группах по программам «Восток» и «Восход». Однако несколько раз Шонина не допускали до полетов либо по состоянию здоровья, либо по антропометрическим данным – по росту он был одним из самых высоких космонавтов. С 1967 года Шонин был привлечен к подготовке по программе группового полета кораблей «Союз», в экипаже вместе с бортинженером Валерием Кубасовым. Одновременно с космической подготовкой, Шонин, как и многие его коллеги по отряду, обучался в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени Н. Е. Жуковского, которую успешно окончил в 1968 году, незадолго до полета в космос, став летчиком-инженером-космонавтом.

Экипаж корабля «Союз-6»

Экипаж корабля «Союз-6»

В первый и единственный космический полет Георгий Шонин, вместе с Кубасовым, отправился 11 октября 1969 года, в качестве командира корабля «Союз-6». По легенде, перед стартом к экипажу обратились журналисты, и вместо высоких дежурных слов командир «Союза-6» с позывным «Антей» вспомнил про своего сына, но забыл, что старт пришелся на субботу: «Наверное, мой сынок Андрей сегодня просидит возле телевизора, не выучит уроки и завтра получит двойку...».

Помимо нескольких экспериментов, в полете Шонину и Кубасову предстояло снять на телекамеру стыковку стартующих следом кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Впервые в истории на околоземной орбите оказались три пилотируемых корабля и семь советских космонавтов. Но по техническим причинам главная задача группового полета не была выполнена – стыковка не состоялась.

Тем не менее, «Антеи» провели наблюдения за стартом баллистических ракет, а также, с помощью установки «Вулкан», разработанной в Институте электроварки имени Е.О. Патона в Киеве, впервые выполнили экспериментальные работы по сварке и резке металлов в космосе.

Шонин и Кубасов на наземной тренировке с аппаратурой «Вулкан» 

Шонин и Кубасов на наземной тренировке с аппаратурой «Вулкан»

Эксперимент сопровождался нештатной ситуацией, о которой Шонин оставил подробные воспоминания: «Сварка должна была проводиться в «чистом» космосе. Для этого мы закрыли переходной люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом, проверили его герметичность и сбросили давление из орбитального отсека.

Затем открыли выходной люк – «дверь» в космос. Именно через нее в январе этого года вышли Хрунов и Елисеев на «рандеву» с Шаталовым. Выждав сорок минут, Валерий с небольшого пульта стал подавать команды на «Вулкан», а я решил увековечить этот момент на пленку. Когда вся программа работы с «Вулканом» была закончена, мы закрыли выходной люк, наддули орбитальный отсек и вошли в него, чтобы снять с «Вулкана» сваренные образцы. Пока Валерий колдовал над «Вулканом», я фиксировал все его действия на фотопленку. Закрыв люк, немного сбросили давление из орбитального отсека, чтобы убедиться, герметичен ли люк-лаз. Все нормально, герметично. Но, глядя на экран телевизора, нам казалось, что «Вулкан» понемногу дымится. Проверили по пультам его выключение. Все выключено. И все же беспокойство не покидало нас. Решили выйти к «Вулкану». Снова выровняли давление между спускаемым аппаратом и орбитальным отсеком, открыли люк, и Валерий вышел к установке. Где-то внутри сожалея, что принял такое решение, я внимательно следил за приборами…».

Несмотря на мягкий характер мемуаров «Антея-1», ситуация могла сложиться более драматично – существовала реальная опасность прожога стенки бытового отсека и его разгерметизации в любой момент. Шонин и Кубасов летали без скафандров, и окажись в этот момент в отсеке, могли бы погибнуть. Поэтому первые космические «сварщики», осмотрев установку, закрыли бытовой отсек и больше не вернулись в него до приземления. 16 октября «Союз-6» успешно вернулся на Землю.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении космического полета, Георгию Шонину были присвоены звания Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. Он стал 17-м космонавтом СССР/России и 39-м человеком в космосе. Время его пребывания на околоземной орбите составило 4 суток и 22 часа.

После космического полета Шонин продолжил карьеру в отряде космонавтов. Он был принят на подготовку по программе военных орбитальных станций «Алмаз». Однако груз славы и тяжелый ритм службы не прошли для Шонина бесследно, и он стал часто выпивать, несмотря на все попытки товарищей по отряду оградить его от пагубного пристрастия. Терпение командования «лопнуло» в феврале 1971 года, когда Шонин, готовившийся как командир экипажа корабля «Союз-10», не явился на очередную тренировку. Подробные воспоминания об этом оставил генерал-лейтенант Н. П. Каманин: «Подтвердились мои самые худшие опасения: тренировка была сорвана из-за пьянки Шонина. Сегодня я весь день расследовал это тяжелое происшествие. Экипажи Шонина и Шаталова должны были вчера в 8:00 выехать из Центра к Мишину, но Шонин не явился на пункт сбора, и автобус уехал без него. Шонин уверяет, что ночевал в профилактории, проспал, в 8:50 вызвал шофера и на своей автомашине отправился «догонять» автобус. По докладу шофера, в Медвежьих Озерах Шонин купил в магазине водку, хлеб и колбасу, выпивал на глазах у него в машине, в Калининграде не останавливался («забыл пропуск»), а приказал ехать прямо в Москву к бассейну «Москва», в бассейне он пробыл не более часа и вышел оттуда сильно выпившим. В 14:30 Шонин вернулся в Звездный, а уже в 15:00 с ним беседовал генерал Кузнецов, который, как и его заместители, присутствовавшие при беседе, охарактеризовали состояние Шонина одной фразой: «Пьян, лыка не вяжет». Сегодня я дважды беседовал с Шониным – один на один и при свидетелях. В обоих случаях поведение его показалось мне очень странным. Он был каким-то судорожно напряженным, на его лице и руках выступал обильный пот, на мои вопросы отвечал торопливо, путано, часто повторяя: «Во всем виноват только я один, никого другого я в это дело впутывать не буду». Он настойчиво повторял, что никогда больше не будет пить, просил последний раз поверить ему, но тут же произнес фразу, которая меня насторожила: «Снимите с меня звезду Героя, снимите погоны полковника, но только пошлите в космический полет!». Такое мог сказать пьяный, но в момент разговора Шонин был трезв. Такое мог сказать дурак, но я знаю Шонина одиннадцать лет и, как и все его друзья, всегда считал его разумным и очень способным человеком».

Памяти Георгия Шонина, изображение №5
 

После этого инцидента Шонин был отстранен от космической подготовки, а его место в экипаже «Союза-10» занял Владимир Шаталов. Сам Шонин, избавившись от алкогольной зависимости, был в итоге переведен на административную работу в НИИ ЦПК ВВС имени Ю. А. Гагарина, участвовал в подготовке программы «Союз – Аполлон», но к активной космической подготовке больше не привлекался.

Окончательно Георгий Шонин покинул отряд космонавтов и службу в Звездном городке в 1979 году, уже в звании генерал-майора ВВС и кандидата технических наук. Он вернулся на службу в военную авиацию и вплоть до 1990 года занимал ряд командно-руководящих должностей, после чего вышел на пенсию в звании генерал-лейтенанта.

6 апреля 1997 года Георгий Степанович Шонин умер. Похоронен на кладбище в деревне Леониха, недалеко от Звездного городка.

© Арсений Котовский для сообщества «Твой сектор космоса», 2020