Наука – главное орудие революции

На модерации Отложенный

Основоположники научного мировоззрения К. Маркс и Ф. Энгельс обнаружили в середине ХIХ века, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37).

Именно революция выступает локомотивом в диалектике исторического развития человечества, взаимодействия его общественного  бытия и общественного сознания, что составляет объективную логику всемирной истории. В диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества заключается производственная революция. В диалектике классовой борьбы социальных противоположностей антагонистической цивилизации находит свое воплощение социальная революция. В диалектике взаимодействия общественного бытия и общественного сознания людей проявляется духовная революция. Не случайно в мировом историческом процессе наблюдаются тесные взаимосвязанность, взаимозависимость, взаимообусловленность производственной, социальной и духовной революций.

Ведущую роль в историческом развитии человечества всегда играла и продолжает играть наука – познавательная область жизнедеятельности народов земного шара. Она является продуктом умственного труда людей на благо всего человечества и представляет собой систему объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания. В ней воплощается всеобщий характер труда человека, двигающий вперед исторический прогресс. К. Маркс квалифицировал науку как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Он совершил величайшую всемирно-историческую революцию в развитии человеческой мысли, выявив, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 7). Этим открытием материалистического понимания истории К. Маркс вооружил науку всесильной теорией и методологией диалектического материализма, обеспечив ее подлинный смысл и возрастающее значение в историческом прогрессе человечества.

Возрастание роли и значения науки в историческом развитии человечества Ф. Энгельс увязывал с революционным движением мирового рабочего класса. Он писал: «Чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 317).  То есть с освобождением общества от социального неравенства и антагонизма, классового угнетения и эксплуатации человека человеком. Пролетарскую, социалистическую революцию Ф. Энгельс квалифицировал как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие  до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерного, гармонического развития общества. С утверждения социализма на планете, по словам Ф. Энгельса, «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228).  

Когда к началу ХХ века капитализм достиг высшей стадии своего развития – империализма – и вступил в свой общенациональный кризис, неотъемлемым элементом которого стали империалистические войны, в 1917 году В. И. Ленин обнаружил, что «только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Великая Октябрьская социалистическая революция в России  полностью подтвердила в исторической действительности научное предвидение В.И. Ленина, оказав глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов мира. К тому же в 1923 году В.И. Ленин заметил, что «политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 377). Главной задачей культурной революции В.И. Ленин считал, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Там же, с. 391).

Рожденные Великим Октябрем, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества – становление социализма мировой общественной системой и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой – побудили к середине ХХ столетия мировую научно-техническую революцию, которая обеспечила подъем производительных сил общества на качественно новый уровень развития на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу. Тесное соединение науки с материальным производством послужило образованию наукоемкого вида производства, характеризующегося его автоматизацией и беспредельным развитием вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. К тому же становление науки непосредственной производительной силой общества послужило основой для обобществления производства во всемирной степени, что объективно обусловливает победу глобальной социалистической революции – установление общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, обеспечивая социальное равенство всех жителей земного шара в отношении всемирного богатства. Наукоемкое производство становится материальным фундаментом для построения коммунистического общества.

Мировая научно-техническая революция нанесла сокрушительный удар по империализму, который оказался бессильным перед должным освоением ее производительными достижениями, вступившими в непримиримый конфликт с основой экономической системы капитализма – частной собственностью на средства производства. Очередное обострение общего кризиса капитализма переросло в 1970-е годы в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, под ударами которого стали ускоренно распадаться все устои старого общественного устройства мира – мировая капиталистическая система оказалась во всеобщей агонии. В ответ на губительные удары агонизирующий империализм развязал в 1980-е годы полномасштабную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, которая обернулась глобальным  хаосом, угрожающим вселенской катастрофой и уничтожением жизни на земном шаре. Спасти народы мира от гибели во вселенской катастрофе  может только глобальная  победа социализма на планете.

Становление науки непосредственной производительной силой общества, вызванное мировой научно-технической революцией, объективно определяет необходимые потребности жизни современного человечества ХХI века. Без научного обоснования организации жизни общества и научного управления ее развитием нет дальнейшего общественного движения человечества вперед путем исторического прогресса. Поскольку наука отличается своей безграничностью, беспредельными возможностями развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной  силы общества. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее  высокие социальные и духовные потребности человека, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом развитии человечества.

Тем более, что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления.

Становление науки непосредственной производительной силой общества усиливает взаимодействие общественного бытия и общественного сознания людей. При определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания последнее постепенно наращивает свое воздействие на исторический прогресс. Высшим показателем умственной силы человека является его научное мировоззрение, диалектико-материалистический подход к общественной действительности. Только научная идеология выполняет созидательную роль в исторической практике. Дальнейшее повышение уровня наукоемкости материального  производства влечет за собой возрастание степени его обобществления, определяя вместе с тем усиление коллективистского и гуманистического характера общественных отношений народов. В итоге умственное развитие общества стимулирует его социальное созревание и духовное обогащение, усиливая творческие способности народных масс к многогранной созидательной жизнедеятельности.

Умственное развитие народов стимулируется усилением творческого характера труда в их общественной деятельности. Творческий труд предполагает научное сознание людей, содержание которого состоит в диалектико-материалистическом понимании мироздания. Научное сознание представляет собой осознание всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне. В этом заключается сила человеческого ума, выступающая наиболее существенным свойством личности человека, содействующая строительству человеческого общества, служащая созиданию человеческого мира. Осуществление  столь гуманистических тенденций реально возможно благодаря победе всемирной социалистической революции, глобальному торжеству социализма. Основной мотив этой величайшей социальной революции состоит в удовлетворении необходимых потребностей жизни современного человечества, обусловленных всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией.

Наукоемкое производство, открытое мировой научно-технической революцией, выступает материальным фундаментом научного обоснования организации жизни общества и научного управления общественным развитием, что необходимо для подъема мирового сообщества народов на высшую ступень человеческой цивилизации и культуры. Ради овладения столь радикальным развитием общества, целенаправленного применения объективных общественных закономерностей в революционной практике необходимо адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности. Необходимо научное мировоззрение диалектического материализма, выступающее основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления. Согласно научному мировоззрению, уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления, поэтому выступает исходной позицией при выборе форм общественной собственности на средства производства, налаживании  мирового производственного процесса, общественной организации труда на планете, переводе всей жизнедеятельности человечества на научную основу.

Уровень наукоемкости материального производства определяется силой научной мысли, воплощенной в производственных технологиях. Непосредственное соединение производственного труда с научным трудом существенно повышает интеллектуализацию производственного труда и усиливает его творческий характер. В этих условиях в исторической действительности человечеством достигается то, что им научно осознается и практически осваивается без вреда самому себе. Для этого человек должен обладать научным сознанием и владеть действием всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества. Это реально в обществе социальной свободы и равенства. Только социализм привлекает науку к обоснованию жизни общества и управлению ее развитием в соответствии с объективными экономическими и социальными законами, человеческими потребностями людей. Соединение же безграничной силы научной мысли со своекорыстными интересами или частнособственническими расчетами ускоренно наращивает угрозу глобальной катастрофы и гибели человечества в ней. Преодоление социальных причин этой роковой опасности состоит в отмене частной собственности и установлении общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе. Вместе со всемирной социалистической революцией  необходима  мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании людей – усвоение народами научного мировоззрения диалектического материализма и овладение ими действием всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике.

Мировая духовная революция поднимает народные массы на высоту решения назревших исторических задач современности, совокупность которых К. Маркс прогнозировал как «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4). На этой основе К. Марксом  сформулирован главный принцип коммунистического гуманизма – «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422), - согласно которому человек является высшей социальной ценностью в обществе. В центр общественной жизнедеятельности человечества выходит человек, научное самоуправление которого обеспечивает функционирование человеческого общества. К тому же человечеством достигаются только те новшества науки, которые им теоретически осознаются и практически осваиваются. Поэтому умственная развитость и зрелость человека, культура научного мышления определяют его ценностную ориентацию к подъему на высоту решения назревших исторических задач человечества.

Осознание человеком самого себя как высшей социальной ценности в обществе посильно только научному сознанию, что равнозначно человеческому мышлению. Поэтому в развитии личности человека становление  науки непосредственной производительной силой общества, вызванное мировой научно-технической революцией, является качественным  скачком от состояния предысторической  дикости к подлинной человечности. Само становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком ее достижениями. Это воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Это осуществляется народами в исторической действительности путем взаимодействия теоретического и практического направлений ее развития, при неразрывной взаимозависимости и взаимообусловленности социальной и духовной сфер жизни общества, под взаимодополнением  и взаимообогащением всемирной социалистической революции и мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании населения земного шара. Научное сознание человека составляет его духовное богатство вплоть до подлинной человечности, соответствия высокому званию человека. А наука становится основой коммунизма, научность пронизывает  все сферы жизни общества.

Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор