Александр Дюма о царской России
На модерации
Отложенный
На днях я узнала, что Александр Дюма (автор трех мушкетеров) бывал в России, причем не просто в Петербурге, но и Карелии. В частности, путешествовал по Ладоге, бывал на Валааме.
Валаам, начало ХХ века
«Я отпраздновал свой пятидесятипятилетний юбилей между Валаамом и Сердоболем», — так писал он в своем рассказе о пятидневном путешествии по Неве, Ладожскому озеру и обратно сушей от Сердоболя до Петербурга. Это было 24 июля 1858 г.
«Я совершил паломничество по Ладоге не в интересах религии, а в интересах совести..."
К сожалению, впечатления его оказались... скажем так, не самыми лестными для жителей Российской Империи.
Я в принципе лишена по умолчанию какого-то особого пиетета по отношению к предкам, и из них не делаю святых, а считаю обычными людьми со своими недостатками. Люди всегда люди. Особенно, если они изначально не богаты, лишены доступа к образованию, медицине, хорошей одежде и т.п.
И все же, признаюсь, мнение просвещенного европейца о России меня слегка задело, куда же без этого)
Приведу для примера несколько цитат.
Дюма на пароходе отправился на Валаам, а помимо обычных спутников его попутчиками стали сотни паломников, вызвавших у добропорядочных европейцев омерзение и ужас, в первую очередь своим гигиеническим состоянием:
«Нет ничего безобразнее этих странников, принадлежащих к низшему классу народа, если допустить, что в России есть народ. Едва ли есть видимое различие между обоими полами. Только отсутствие бороды отличает женщин от мужчин. Одеяния их почти одинаковы, у тех и у других — лохмотья».
На фото девушка карелка на Валааме. Наверное, она из самых приличных, раз ее сфотографировали. Обычные паломники в самом деле выглядели иначе. Их я покажу ниже.
Интересно, что он увидел. К счастью, уже в это время изобрели фотоаппарат и мы можем взглянуть на этих странников. Вот как то так эти паломники и выглядели (не только Валаамские, а просто те, кто ходили по святыням Российской Империи).
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре 1904 г
Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре 1904 г.
Это не нищие, а обычные люди, которые надели дорожную одежду, взяли котомку и пошли по святым местам.
На богомолье. Фото. Начало ХХ в.
Раньше такое было принято повсеместно.
Типы старообрядцев.
Шарпанский скит в Семеновском уезде 1897 г
Дмитриев Максим (1858-1948) Типы раскольников - поморцев. Семеновский уезд. Нижегородская губерния. 1897
Вот даже я как-то рассказывала про Александра Борисова, известного художника, так он тоже попал на Соловки (где остался учиться живописи) вместе с матерью, когда они совершали туда паломничество. И наверное они тоже в дороге выглядели как-то так.
Святой источник в Саровском мужском монастыре
Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь 1904
1891-1904 Странники на пути в Саровский мужской монастырь
А вот впечатление Дюма от самого Валаама:
«Монастырь не представляет интереса ни с эстетической, ни с научной точки зрения.
Здесь нет ни картин, ни библиотеки, ни письменной или устной истории…
Жизнь во всем своем прозаизме и монашеском убожестве».
Кузница Валаамского монастыря. 1910. Неизвестный фотограф.
И еще:
«Мы заказали лодку к 6 часам, с первыми лучами солнца я спрыгнул со своего дивана. И так как простыни вовсе неизвестны в России, здесь спят одетыми, мой утренний туалет длился недолго».
Словом, вот такие впечатления у образованного француза вызвала Россия в 1858 году, то есть в середине 19 века. До Революции, кстати, оставалось уже не так много.
Валаам
Комментарии