У русской истории нет этнических границ.
На модерации
Отложенный
С детства я ловил себя на мысли, что школьная программа по «Истории России» устроена довольно странно. Перечисление одинаковых древнерусских князей прерывается нашествием Батыя. Потом внезапно возникает Иван Грозный с опричниками, а после него сразу начинается Петр I, окно в Европу, Суворов, Пушкин, Гоголь и Великая Октябрьская социалистическая революция.
Россия вот уже 200 лет остается пленницей Н.М. Карамзина и его «Истории Государства Российского», изданной в 1818 году. Будучи официальным «придворным историографом», Николай Михайлович решал конкретную задачу, которую поставил перед ним император Александр I. История страны начиналась фактически с восшествия на престол первого из Дома Романовых. Все остальное – было приквелом, полным мифов, легенд и древних героев.
Большевикам было не до истории, они строили будущее. Они оставили историю Карамзина на прежнем месте, только слегка поправив в области классового подхода.
У нас 30 лет вообще были другие заботы, и историческая тема стала актуальной недавно. И уже понятно: исторических дискуссий только вокруг Второй мировой войны – недостаточно. 80 лет – слишком малая глубина для такой страны, как Россия.
Нельзя сказать, что попытки осмыслить по-новому русскую историю не предпринимались. Многие понимали, что огромное пространство, раскинувшееся от Тихого океана до Балтики и от Шпицбергена до Кавказского хребта, не вмещается даже в политические границы Российской Федерации. Но политико-исторические концепции вроде «Русского мира» требовали серьезного обоснования и упорной научной работы. Времени на это, как обычно, не нашлось. Поэтому ничего и не получилось.
История России слишком сложная и слишком кровоточащая для того, чтобы ограничиться пустыми идеологическими мантрами про вечный мир и дружбу народов. Классовый советский подход к истории «обнулял» все исторические обиды и споры и предлагал общую «точку сборки» в виде универсальной идеи борьбы с несправедливостью. У нас такого решения нет.
Некоторые предлагают признать единственно верной историю государствообразующего русского народа. Другие – позволить каждому этносу, населяющему Россию, написать свою историю и не лезть в чужие дела. Второй вариант точно не работает. История со сносом в Сочи памятника русским солдатам-участникам Кавказской войны – тому подтверждение.
Единственно возможным решением для России является отношение к своей истории, как к истории «имперской». Обычно народам приходится обходиться чем-то попроще. Национальным эпосом и парочкой полумифических героев древности. А мы события своей огромной тысячелетней истории перебираем словно сокровища.
Вот – шапка Мономаха из Константинополя. А вот – шлем царя Михаила Федоровича, «шапка Ерихонская». И тут воспоминание о ветхозаветном Иисусе Навине, взявшем Иерихон, сочетается с травленым по стали 13-м стихом 61-й суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». У какого еще европейского народа найдется подобная реликвия? Тут и бадахшанская бирюза, и балтийский янтарь, и алмаз «Шах», оплаченный кровью Грибоедова.
В истории Великой России есть место для всех ее бесчисленных героев. Образно говоря, там хранится память и об иноке Пересвете, и о татарском богатыре Челубее. Там есть славное место и для генерала Ермолова, и для несгибаемого Шамиля, присягнувшего на верность Белому Царю. В русской истории вмещается все. И Москва, и Казань, и Киев, и Санкт-Петербург.
Нам, наследникам великой цивилизации, нет ни малейшего смысла ограничивать себя придуманными рамками зыбких этнических границ. Тем более, что они двигаются вместе с приливами и отливами мировой истории. По счастью для нас, в основном они только расширяли пространство русского мира.
Еще в середине XVIII века назвать Волгу русской рекой и символом России мог только большой фантазер. Волга была фронтиром, ничейной землей, линией, где соприкасалась Русь и Великая Степь. А сейчас сложно придумать другой более «русский» символ. Разве что – Сибирь. А ведь и с Сибирью всего сто лет назад все было совершенно иначе.
Концепция «монголо-татарского ига» много лет была привычна и даже комфортна (мы же победили на Куликовом поле), но, честно говоря, добровольно вычеркивать 400 лет русской истории, которые прошли в составе империи Чингизидов, сегодня выглядит диким невежеством. Спасибо Льву Гумилеву, который взял на себя смелость сказать, что средневековые русские княжества, вошедшие в состав Улуса Джучи, не только не утратили своей самобытности, но и являются прямыми наследниками величайшей империи Евразии, за столетия растворив ее в себе.
Конвергенция народов Поволжья, Приуралья, Сибири и русских стала естественной и гармоничной, несмотря даже на различия в вере. Татарские князья вступали в ополчение князя Пожарского в 1611 году, потому что они защищали своего царя и свое государство. Отказываться от имперской истории – это бесконечно повторять 1991 год. Это – каждый день принимать «Декларацию о государственном суверенитете» и подписывать позорное Беловежское соглашение. Это значит – позволять самозванцам приватизировать куски нашей истории, равнодушно смотреть, как они переписывают ее «на себя» словно комнату в коммуналке, воруют наших героев и нашу судьбу.
Это касается прежде всего Украины, которую мы так и не научились осмысливать, кроме как в парадигме УССР. Огромная часть исторической России, наша плоть от плоти, официальной пропагандой отвергается словно постыдно прижитый на стороне бастард. Хотя история украинских земель должна преподаваться в российских школах так же, как история Московского царства. Полностью, без всяких цензурных изъятий. Не может быть такого, что сначала было крещение Руси в 988 году, а потом сразу наступила Переяславская рада в 1654-м. Заочный спор с украинскими ультранационалистами сегодня в России не ведется никем. Мы по какой-то необъяснимой причине просто отдаем им Украину целиком, как военную добычу.
Так не должно быть. Российская история должна рассказывать либо о трагическом разделении единого народа. Либо вообще игнорировать факт раздела и говорить о Киеве, Одессе и Волыни так, словно это Кострома, Ростов-на-Дону или Тюмень. И то же самое, к слову, касается Белоруссии. Историческая политика – это часть мягкой силы. Это – государственная работа, которая никогда не ставится на паузу и не откладывается на потом. Если этим не заниматься, не осмысливать прежде всего самих себя, будущие майданы нам гарантированы.
Если не начать заниматься историей прямо сейчас, через одно-два поколения слова Путина о том, что «русские и украинцы практически один народ», будут звучать как пустой звук. Наши дети и внуки забудут об этом. Для того, чтобы оставаться великой нацией, Россия не должна бояться своей истории и пытаться ее адаптировать под отдельные национальные группы, смягчая, замалчивая те или иные события, потому что кого-то это обижает или выглядит неловким.
Нет отдельной истории русских, отдельной истории татар или украинцев. Мы изучаем историю Рима не как историю этрусков, латинов, парфян и германцев. Мы говорим именно об истории Римской цивилизации, которая исчезла с карты мира только в XV веке. Отказ от концепции «русских» как «римлян», граждан великой империи, делает нас просто большой Эстонией. Без собственной судьбы и с очень смутным будущим.
Русским не нужно переписывать историю, для того чтобы оставаться самими собой. Великая культура, которая является «своей» для 300 миллионов человек, стала таковой, потому что объединяла все народы империи. Василь Быков и Борис Пастернак, Пушкин и Ландау, Розенталь и Амосов, Даль и Пржевальский. Эти имена существуют именно в пространстве Русского мира.
Эта логика работает не только с именами. Крым – русский, не потому что над ним российский флаг. Он оставался русским пространством и 50, и 100 лет до этого. Так же, как Одесса, Донецк или Киев. Топонимика, местные легенды, имена на могилах являются подтверждением того, что это – Русский мир.
Не нужно примерять на себя роль отправленного в отставку любовника. Россия – это скорее отец, который вырастил детей, и они решили жить своим домом. Отчего мы не перестаем оставаться роднёй.
Комментарии
лапотность немытость безграмотность техническая отсталость коррупция и чинопочитание царили в обществе.
ПРИШЁЛ великий октябрь и засияла немеркнущим светом ЛАМПОЧКА ИЛЬИЧА.
Инородцев никто не угнетал. Коррупция есть и сейчас и везде.
Технической отсталости не было.
1) Почему историю России и русских мы изучаем с 9 века?
Почему позволяем всему миру лгать, что русских не было раньше?
Почему позволили грекам, римлянам и немцам русских и славян под разными названиями включить в историю, как - будто это другие народы?
Древние историки признавали, что это русские, НАШИ историки вдруг это забыли? Или не читают древних историков?
Что нам говорят современные историки? Неизвестно, кто такие тавры, на каком языке они разговаривали, какая у них письменность? Неужели?
Читаем византийского историка 10 века. Лев Диакон "История".12 стр
"Тавроскифов называют РОСАМИ".
В другом месте он русского князя Святослава называет предводителем Тавров.
В третьем месте он пишет, что ТАВРАМИ себя тавры не называют, они себя называют РОСАМИ. (Т.Е РУССКИЕ).
__________
Что же получается? Что еще в 6 веке до н. э в Крыму жили русские, которые называли себя РОСАМИ или русами.
Читаем ВЕЛЕСОВУ КНИГУ, которая таинственно исчезла в Ватикане.
Русский языческий жрец ее написал.
Там есть 2 любопытных момента.
1. Он пишет: "КИМРЫ - отцы наши".
т.е признает киммерийцев предками русских и славян.
2 момент. О Крыме написал, что в 8 веке до.э В Крыму поселились русские и основали город Сурож ( Судак).
Сурожская Русь подтверждена некоторыми современными историками.
И в 4 веке до н.э пришли греки и воевали с русскими. Русские отступили.
Т.е греки не основывали крымские колонии, а оккупировали, оттеснив русских.
Т.е признает, что тавры - это готы. Т.е готы - тоже на славянским разговаривали, тоже славяне.
Что получается? Опять славянским племенам иностранцы дают свои клички, а потом пишут чужую историю, воруя ее у нас. А нас типа нет.
Поверьте, у меня очень много высказываний ДРЕВНИХ историков о разных народах. Здесь очень много сюрпризов.
Я собираю все важные цитаты. Поэтому когда очередные "историки МП" начинают меня упрекать в незнании истории, это выглядит глупо. Вы спорите не со мной, а с древними историками, которые лучше вас знали события, которые случались в ИХ ВРЕМЯ.
Потому что сейчас дико звучит для некоторых, что в 5 веке русские разрушили РИМ и Римскую империю, что нам не простили до сих пор. Кстати РУССКИХ называли римляне ВАНДАЛЫ И ГОТЫ.
Кто не верит, что это были русские, список цитат древних историков предоставлю!
«Славяне задолго до Христа свою письменность имели», – писала Российская императрица Екатерина Великая. В школьных учебниках истории советской поры прочесть их было просто невозможно. Такую «крамолу» нельзя было даже представить.
Могли ли учебники истории советской поры цитировать слова Императрицы Всея Руси, образованнейшей женщины, ведущей интеллектуальную переписку с французским мыслителем Вольтером, имевшую доступ ко многим летописным источникам? А раз она была вычеркнута из истории, то вычеркнуты были и те сведения, которые хранились на Руси в период ее правления. Современная российская история недалеко ушла от историографии той поры. Целые институты, которые кормились из советской кормушки, за это время насочиняли такого, что пытаться и сегодня выбраться из той норманнистской мифологии, означает, рубить сук, на котором они сидели
Многое не было мне известно и вызвало желание изучить поглубже.
Благодарю вас милая пчёлка!
1. Монах-францисканец Гийом де Рукбрук в описании своего путешествия к татарскому хану в 1253 г. пишет:
« Язык русских, поляков, чехов и славян ОДИН И ТОТ ЖЕ С ЯЗЫКОМ ВАНДАЛОВ, отряд которых всех вместе был с гуннами».
2. Барон Сигизмунд фон Герберштейн ,дипломат Священной Римской империи германской нации в 1556 г. писал:
« Вандалы в то же время были могущественны, употребляли русский язык и имели русские обычаи и религию».
«Записки о Московии»
3. Мавро Орбини « … коль скоро вандалы настоящие готы, нельзя отрицать того, что славяне также являются настоящими готами».
4. Хронист 11 века Адам Бременский уточняет, что вандалами называли славян в прежние времена.
«В прежнее время готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всём же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями.»
Вандалы даже внешне выглядели не как варвары.
Прокопий писал:
Вандалы, с тех пор как овладели Ливией, взяли в привычку посещать бани – все и ежедневно. Они ценят обильный стол, лучшие и сладчайшие земные продукты. Они почти все носят золото и одеваются в шелка, и нарядные проводят свое время в театрах, на скачках и в других местах отдыха и, помимо того, все охотятся. (Сельские края еще были лесистыми и весьма богатыми дичью – включая львов. Для охоты аланы привезли своих огромных охотничьих собак). И они смотрят танцоров, и мимов, и другие музыкальные представления, которые того заслуживают. Большинство из них живет в парках, где много воды и тени от деревьев, часто пируют.
Прокопий добавляет, что «все способы сексуальных удовольствий среди них в большой моде», но затем он находит, за что их покритиковать: и все равно они варвары.
Отношение Гейзериха к разврату, похоже, было совершенно беспощадным.
___________
Вандалы в Испании стали христианами - арианами.
...И не только этот народ (болгары) променял первое нечестие на веру в Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые русы, которые, поработив находящихся кругом себя и отсюда помыслив о себе высокое, подняли руки и против Ромейской державы, – в настоящее время даже и сии променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей (наших), вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго. И до такой степени в них разыгралось желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью.