Храм продолжает гореть

На модерации Отложенный

9 Ава — самый скорбный день в еврейской истории. День, в который, согласно традиции, были разрушены Первый и Второй Иерусалимские Храмы

 

Обеим этим трагедиям предшествовала длительная осада города, во время которой (опять-таки согласно дошедшему до нас преданию) обезумевшие от голода матери ели своих детей. Подожженный римлянами 9 Ава Второй Храм пылал еще три дня после гибели его последних защитников, и все последующие трагедии нашего народа — поражение восстания Бар-Кохбы, костры, на которых сжигали рабби Акиву и других еврейских мудрецов, изгнания, погромы, новые костры инквизиции, подожженные казаками Богдана Хмельницкого еврейские местечки, вплоть до огня, спалившего Варшавское гетто, — были, в сущности, продолжением пожара Второго Храма. И, что любопытно, многие из этих трагических событий вновь и вновь приходились на все тот же скорбный день 9 Ава.

Сумей евреи 2247 лет назад сохранить свое государство и уберечь Храм и Иерусалим от разорения, вся наша национальная история была бы иной. И как тут не вспомнить, что, по оценкам историков, шанс, пусть и не победить Рим, бывший тогда на пике своего могущества, но отстоять Иерусалим и Храм, у евреев, безусловно, был — если бы они выступали единым фронтом, а не вели ожесточенную межпартийную войну, временами перераставшую в самые настоящие сражения. Во время одной из таких стычек и были подожжены продовольственные склады — и в городе начался голод.

Уже позже, анализируя случившееся, наши мудрецы придут к выводу: если причиной разрушения Первого Храма стало идолопоклонство, то Второй Храм был разрушен исключительно из-за беспричинной ненависти между евреями, которая пронизала буквально все сферы национальной жизни — от политики до повседневного общения.

В целом соглашаясь с этим мнением, историки утверждают, что и падению Первого Храма предшествовало неизменно сопутствующее идолопоклонству моральное и социальное разложение общества. И Амос, и Иешаягу, и Ирмиягу, и другие великие еврейские пророки того времени, напоминают они, делают упор на то, что, отправляя языческие культы, евреи презрели базовые заповеди Торы о социальной справедливости, взаимопомощи, поддержке неимущих, праведном суде — словом, все то, что составляет основы подлинно гармоничного и жизнеспособного общества.

К сожалению, эти процессы продолжились и после того, как евреи вернулись из Вавилонского изгнания и восстановили свою государственность. Восстановили, чтобы спустя несколько сотен лет потерять снова.

Все эти общеизвестные факты невольно вспомнились буквально на днях, когда в правительстве, кнессете и финансовой комиссии вспыхнули жаркие споры по поводу утверждения одноразовой выплаты населению. Требование главы финансовой комиссии Моше Гафни ("Яадут а-Тора") изменить первоначальные планы и сделать так, чтобы семьи с четырьмя и более детьми получили на несколько сотен шекелей больше, чем остальные, вызвало взрыв негодования сначала у лидеров ряда оппозиционных партий, а затем и у пользователей социальных сетей, то есть рядовых граждан. Они заговорили "об очередной уступке ультраортодоксам". Обратите внимание: именно евреям-ультраортодоксам, хотя семьи с четырьмя и более детьми встречаются и среди светского населения, и, само собой, среди израильских арабов, бедуинов и друзов.

Но нет, последние их не волновали, больше всего они были озабочены тем, чтобы эти 300-400 шекелей не достались "паразитам, которые не платят налоги и не служат в армии". И жар этой ненависти поистине мог бы запалить Третий Храм, будь он отстроен в наши дни. Никто даже не задумался о том, что речь идет о самой малоимущей части населения страны, большинство представителей которой живут за чертой бедности. О том, что даже если родители являются бездельниками, не работающими, не служащими в армии и не платящими налоги (хотя факты упрямо свидетельствуют, что это далеко не так, это ложные стереотипы), деньги эти предназначены детям, никто из "харедим" от этих нескольких сотен шекелей не разбогатеет, а потратят их исключительно на покупку продуктов.

Но нет! "Если они столько нарожали, пусть подыхают с голоду!" — таков был общий смысл многих постов в социальных сетях. И это — о еврейских детях! В сущности, это продолжение все той же беспричинной ненависти, которая, увы, именно в последний год стала неотъемлемой частью повседневной жизни нашего общества. Ненависти яростных антиклерикалов к ультраортодоксам, сторонников левого лагеря к оппонентам из правого, а правых — к левым.

Эту уже не скрываемую ничем ненависть мы видим у участников демонстраций в Иерусалиме и других городах страны, которые приобретают все более насильственный характер, а порой и отдают погромными настроениями. Но стоит вспомнить, что и демонстранты в последнее время стали подвергаться насилию — предположительно со стороны своих политических противников. Да и вся атмосфера в израильском обществе, безусловно, усугубившаяся на фоне кризиса, вызванного эпидемией, явно оставляет желать много лучшего — мы все еще бесконечно далеки от того Израиля, каким его хотели видеть Амос и Иешаягу.

Все это означает лишь одно: Иерусалимский Храм продолжает гореть. А значит, нам рано думать о строительстве Третьего Храма и было бы неплохо задуматься о том, какими последствиями может обернуться новый виток беспричинной ненависти для будущего еврейского государства, уже дважды исчезавшего в прошлом с политической карты мира. Неплохо было бы время от времени вспоминать слова аятолы аль-Хаменеи о том, что Государство Израиль не просуществует и ста лет, погибнув не от внешней угрозы, а вследствие раздирающих его внутренних противоречий. Иногда складывается такое впечатление, что мы сами вольно или невольно подыгрываем нашим заклятым врагам.

Хочется добавить, что опасность ненависти заключается не только в том, что она разделяет народ. Опасность, прежде всего, в том, что если любовь слепа, то ненависть ослепляет — ослепляет настолько, что движимые ею люди, отказываясь признавать очевидные факты и прислушиваться к голосу разума, допускают роковые ошибки, способные привести к общенациональной трагедии.

Вне всякого сомнения, в сложившейся ситуации, как и в прошлом, огромная ответственность за будущее страны и народа ложится на тех, кто позиционирует себя лидером нации. Никто не спорит о легитимности инициируемых ими политических дискуссий и протестов, но было бы неплохо, чтобы они чувствовали ту грань, за которой провозглашаемые ими лозунги нарушают "правила противопожарной безопасности" и могут разжечь пламя нового непримиримого противостояния в израильском обществе.

Храм продолжает гореть, и Израиль по-прежнему ждет лидера, который сможет затушить этот пожар длиной почти в 2000 лет.