Имя Владимир

На модерации Отложенный

Значение имени: Согласно одной из версий, имя означает по-старославянски «владеющий миром». Согласно другой — соединяет славянский корень «влад-» («власть, сила») сготским mērs («великий») и значит «великая сила».

 

Святой  равноапостольный князь  Владимир

День памяти: 28 июля

Церковь именует князя Владимира равноапостольным, ведь именно по его инициативе Русь приняла Крещение около 988 года.

Поначалу Владимир был человеком необузданным, страстным и, пожалуй, даже страшным — мстительным, жестоким, развратным… Он с оружием в руках оспаривал киевский престол у собственного брата и радовался его смерти. Он не постеснялся взять в жены полоцкую княжну Рогнеду, отца которой убил. Он велел зарезать двух варягов-христиан, Феодора и его сына Иоанна, чтобы «отблагодарить» языческих богов за успешный военный поход…

Но было во Владимире и нечто такое, что заставляло его искать истинного Бога. И когда он Его нашел, то словно родился заново. «Был зверь, а стал человек», — говорил он впоследствии сам о себе.

Поиск истинной веры Владимир начал с попытки реформировать язычество: он хотел составить единый пантеон «богов» и распространить их почитание по всей Руси. Но реформировать язычество не вышло. Тогда Владимир обратил внимание на религии соседей: ислам, иудаизм и христианство. Сперва князь лично встретился с представителями каждой из этих религий. Затем направил послов в разные страны. Больше всего впечатлений привезли те из них, кто побывал в Константинополе: оказавшись в Святой Софии — главном соборе византийской столицы, киевляне потеряли дар речи!

Выбору православия способствовала и политическая обстановка. Византийские братья-императоры Василий II и Константин VIII воспользовались помощью русских дружин для подавления военного мятежа и обещали за это князю Владимиру в жены свою сестру Анну. Но не торопились с исполнением обещания. А Владимир не желал креститься под давлением Византии. Он решил получить обещанное силой, захватил Херсонес — и тогда вдело вмешался Господь.

Крещение Руси. Роман Кравчук

Князь, предвкушавший скорую победу, внезапно ослеп. Слабый и беспомощный, он согласился креститься. А из купели вышел уже совсем другой человек — зрячий и физически, и духовно.

Евангелие князь Владимир воспринял всерьез. Он сбросил в Днепр изваяния языческих «богов», отменил кровавые жертвы; он полностью изменил свою жизнь и постарался изменить жизнь на Руси: стали открываться школы и строиться церкви; на княжеском дворе регулярно раздавали (а больным — развозили по домам) продовольствие и милостыню.

Поначалу Владимир думал даже отменить смерт­ную казнь — отговорили греческие епископы. Крещение не было для князя одним лишь актом политического самоопределения. Это был его религиозный и нравственный выбор.

Рассказ о жизненном пути Владимира по-особенному убедителен. В отличие от частых житийных сюжетов, герои которых с младенчества живут праведно и творят чудеса, здесь перед нами живой человек из плоти и крови, который был мертв и ожил (Лк 15:24), впустил в свою жизнь Христа и позволил Христу преобразить его.

Интересные факты

«Красно Солнышко», «Креститель», «Святой», «Великий» — с такими именами князь Владимир вошел в летописи. Эти эпитеты отражают отношение русского народа к своему князю.

Изображение Владимира на златнике. Конец X – нач. XI в.

На выбор веры князя Владимира повлияла в том числе икона Страшного Суда. Ее привезли приглашенные им в Киев греческие монахи. Целью их было познакомить русского князя с православием. Икона, наглядно изображавшая посмертную судьбу грешников и праведников, заставила его всерьез задуматься о принятии православия.

Страшный Суд

Миф о крещении Руси «огнем и мечом» берет начало в Иоакимовской летописи, известной лишь по цитатам в «Истории Российской» Василия Татищева. Якобы новгородцы сопротивлялись крещению и «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Сегодня у ученых нет уверенности, что Иоакимовская летопись вообще существовала, но если и так, то из нее следует, что сопротивление новгородцев было исключением из общего правила.

Десятинная церковь (художественная реконструкция)

Князь Владимир построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси. Его возвели в 996 году на месте гибели мучеников Феодора и Иоанна. На содержание храма шла десятая часть дохода княжеской казны, отсюда и название. Это был уже не первый христианский храм на Руси (ставить храмы начала еще святая княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестившаяся в Константинополе около 957 года), но первый каменный. В 1240 году его разрушили татаро-монголы.