Фитнес для Венеры

На модерации Отложенный

У Венер, созданных в разные эпохи неожиданно разное качество тела. Прекрасная античная Венера сильно отличается от прекрасной Венеры эпохи Возрождения и еще больше, они обе не похожи на Венеру эпохи рококо. Почему?

Торс Афродиты н.э. 50-75. Римская мраморная скульптура. Прадо, Мадрид

Торс Афродиты н.э. 50-75. Римская мраморная скульптура. Прадо, Мадрид

Начиная с Праксителя и Фриды, Афродита / Венера изображалась обнаженной, со стыдливо прикрытыми хитоном ногами. Но бесконечные торсы Венер в музеях показывают нам очень красивый живот и талию, которые бы очень высоко оценили и современные посетительницы фитнес-залов. Вот торс Афродиты Книдской, поздняя копия с оригинала Праксителя. У богини пропорционально развитие тело, хорошо прокачанные мышцы. Греческая вера в гимнастику не обошла и женскую половину дома. Но даже если мы будем помнить, что античные авторы стремились воссоздать не просто сходство, а воспроизвести идеал, то этот идеал сформирован физическими упражнениями.

Тициан Венера перед зеркалом. Около 1555.  Национальная галерея искусства, Вашингтон

Тициан Венера перед зеркалом. Около 1555. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Прекрасные Венера Тициана, все обладательницы мягкого живота и очень округлых линий. Их красота сформирована в другой культуре, где нега и излишество - признак желанной элитарности. Если греки видели в свободном времени возможность для занятия спортом, науками и личной дисциплиной.

То венецианки, ставшие прообразами для Венер, созданы для неги и любви. Физические упражнения выпадали из круга интересов жены, любовницы, хозяйки. Культура регулярных и продуманных физических нагрузок ушла из Европы, чтобы возродиться только у XIX веке.

Ф. Буше. Венера и Амур. Государственный музей Берлина. Берлин.

Ф. Буше. Венера и Амур. Государственный музей Берлина. Берлин.

У Ф.Буше Венеры и Дианы уже выросли в корсетах. Их белые и мягкие тела уже с трудом поддерживают форму, завися от внешнего скелета. Он стремится скрыть их складки изящными драпировками и включить складки тела в общую игру полутонов. Культура, в которой девочка носит корсажик, а потом корсет с детства не может дать другого тела. Это особенно видно на набросках и этюдах с натурщицами из числа служанок и городских работниц, носивших корсеты с более взрослого возраста и менее тугие. Заказчицы мастера видели в Венерах самих себя и тем утверждались во мнении, что их тело правильное и здоровое.

С. Боттичелли «Венера и Марс». Национальная галерея, Лондон. Редкое изображение одетой Венеры

С. Боттичелли «Венера и Марс». Национальная галерея, Лондон. Редкое изображение одетой Венеры

Идеалы меняются, как и наши взгляды. Но идеалы зачастую слишком много говорят о наших взглядах на красоту. Гораздо больше, чем мы хотели бы сами рассказать.