Советские мультики и цензура
На модерации
Отложенный
В СССР любое искусство не обходилось без цензуры. Даже мультипликация для самых маленьких детей могла представлять опасность для устоев советского режима. Оказывается, многие популярные мультфильмы в СССР были серьезно потреплены цензурой — иногда ситуации были очень абсурдными.
«Кот Леопольд» (1975)
"Кот Леопольд" — советский мультипликационный сериал про доброго кота Леопольда, которого в многочисленных ситуациях донимают двое мышей-хулиганов. Снимался на ТО «Экран» с 1975 по 1987 год.
Первая серия называлась «Месть кота Леопольда», но показана она была лишь спустя 6 лет после создания. Дело в том, что пилотная серия показалась комиссии худсовета с одной стороны излишне "кровавой" (титры оформлены были слишком специфически), а другой стороны — чересчур миролюбивой. Якобы кот, умиротворяющий мышей, — это не по-советски. Где напор? Где классовая борьба?
Вторая серия "Леопольд и золотая рыбка" понравилась советским худрукам значительно больше, и мультсериал получил путевку в жизнь.
«Ограбление по...» (1978)
Этот мультфильм был создан в 1978 году Ефимом Гамбургом и состоял из четырех частей, каждая из которых показывает ограбление банка с «характерными особенностями» той или иной страны (США, Франция, Италия и СССР).
Однако принимая ленту к показу, худсовет запретил последнюю "советскую" часть. Причина забавная: прототипом одного из героев являлся Савелий Крамаров, который к тому времени эмигрировал в США и считался предателем. Крамарова лишили советского гражданства, а все его фильмы запретили к показу. Мультфильм тоже попал под раздачу.
«Летучий корабль» (1979)
Режиссера Гарри Бардина, создавшего любимый многими мультфильм «Летучий корабль», обвинили в диссидентстве. Комиссию худсовета больше также возмутили слова песенки Водяного: «Живу я, как поганка».
«Пластилиновая ворона» (1981)
Легендарный мультик сначала очень не понравился худсовету. Новаторская на то время мультипликационная техника показалась им "бессмысленной белибердой". Кроме того, не понравился и один из голосов мультфильма, а именно Леонида Броневого. Как так? Мюллер озвучивает детский мультфильм? Нонсенс.
Хорошо, что мультфильмом заинтересовалась Ксения Маринина, режиссер популярной в то время передачи "Кинопанорама".
Она на свой страх и риск показала "Пластилинову ворону" в своей программе. И правильно сделала — мультфильм мгновенно стал популярным. Бюрократам деваться было уже некуда, в итоге произведению Татарскому везде дали зеленый свет. "Ворона" заслуженно получила награды различных фестивалей, а главное — зрительскую любовь.
Кстати, заставка "Спокойной ночи, малыши" была снята в такой же технике после успеха "Пластилиновой вороны".
Перечисленным мультфильмам повезло — так или иначе они дошли до экранов. Но были и полностью зпрещенные мультипликационные произведения. Их показали уже после развла СССР.
«Скорая помощь» (1949)
В 1949 году на студии "Союзмультфильм" создали сатирический мультфильм "Скорая помощь". По сюжету, в страну зайцев прибывает мистер Удав. Он объявляет, что его страна готова оказать зайцам скорую помощь — каждый заяц получит семь новых шкурок. Доверчивые жители длинной вереницей потянулись к мистеру Удаву. Здесь они попали в лапы его помощников-волков, которые сдирали с зайцев их последние шкурки.
Сюжет картины в аллегорически-басенной форме высмеивал американский план Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе и был редким для советской мультипликации конца 1940-х годов обращением к жанру политической сатиры. Картина была запрещена лично министром кинематографии Иваном Большаковым. Мультфильм был назван "идейно порочным" и "антихудожественным". В бумаге за подписью Большакова подчёркивалось, что авторы "грубо исказили" и "вульгаризировали" тему "реакционной империалистической политики".
«Стеклянная гармоника» (1968)
Политический фактор сыграл и против мультфильма-притчи "Стеклянная гармоника", снятого режиссером Андреем Хржановским на студии "Союзмультфильм". Анимационный фильм представили перед художественным руководством 21 августа 1968 года – в этот день советские войска были введены в Чехословакию. В результате мультфильм запретили, увидев в нем намеки на бюрократию. Несмотря на то, что в ленте даже была приписка о том, что сюжет разворачивается "в буржуазном обществе", где царит "разобщённость и озверение людей". Запрет "Стеклянной гармоники" ознаменовал завершение эпохи оттепели в советской мультипликации.
Источник: https://uchvatovsb.livejournal.com/653930.html
Комментарии
Запрещай себе за здоровье.
И никаких забот.
https://www.youtube.com/watch?v=W6RajcFEsTA
Толстый намек: серию про кота Леопольда я смотрел в том порядке, в котором они снимались. Так что рассказ, что сначала все увидели снятый в 75-м второй фильм, а только после этого дождались в 81-м премьеры первого - это сильно.
И про запрет всех фильмов с Крамаровым по случаю его эмиграцию - это уже тухлятина. Такие же сказки рассказывали и про Видова - только я "Всадник без головы" смотрел в кинотеатре году в 81-м. И "Неуловимых" запретили после эмиграции Крамарова, ога. и "Джентльменов удачи"
когда-нибудь....,может быть...
Мульт, кстати, слишком агитационный, поэтому художественная ценность так себе. В этом смысле, намного лучше агитирует против жажды накоплений эпизод с пятью золотыми в "Буратино", чем мультфильм про художника, которого заставили нарисовать мешок денег с огромным количеством нулей.
классная у вас память. Мультфильм по русской сказке "Пузырь, соломинка И ЛАПОТЬ" назывался "три дровосека".
А цензура во первых отсекала всё заведомое говно.
Сейчас цензуры нет, так и смотреть нечего, читать нечего.
Кстати, кто не в теме - писатели СССР цензурой часто называли редакторов издательств, которые отказывались пропускать говенные книги и заставляли приводить текст в соответствие с правилами русского языка, со здравым смыслом, и делать книги читабельными. Обычно именно эта "цензура" имеется в виду когда вспоминают про СССР.
... и это правильно! ... судя по результатам
Почему я люблю советские фильмы о войне?
1) в них нет мата
2) консультируют и снимают люди, которые видели войну своими глазами
3) в них нет пошлости: проституток, ежесекундной водки
4) советский солдат - символ мужества и благородства.
5) в большинстве советских фильмов запоминающиеся музыкальное сопровождение (например "Смуглянка")
Я не видела войну своими глазами, мне только 18 лет. Но я смотрю кино-хроники, статьи и тд., в которых видно, что происходило в те времена. Почему режиссёр не может посмотреть эти кино-хроники, и снимает всякое дерьмо, ведь даже маленький ребенок понимает, что путенские фильмы типа "На Париж" - это дерьмище!!!
Я - за такую цензуру, которая была в СССР и благодаря которой люди испытывали возвышающие человека чувства, а не скатывались в цинизм и скотское состояние, как при нынешней "демократии", "свободе" и "толерантности".
Заставка "Спокойной ночи..." гораздо старше пластилиновой вороны.