Сергей Баймухаметов: «Почему я нищий, как им оказался?»

На модерации Отложенный

В заголовок статьи вынесена строчка из судебного иска, который в 2018 году подал в Пресненский суд Москвы 84-летний хабаровский пенсионер Геннадий Кулагин. В качестве ответчика он указал Анатолия Чубайса — главу Росимущества в начале 90-х годов, «главного приватизатора страны». И потребовал возместить понесенный ущерб, восстановить свой банковский вклад в нынешнем масштабе цен. Суд отклонил иск. Действительно, не может один Чубайс отвечать за все.

Речь о том, что население СССР в 1992 году потеряло все сбережения на вкладах в Сбербанке. При денежной реформе 1947 года люди хоть что-то сохранили, обменивали рубли в Сберкассах два к одному и три к одному, а в 90-х инфляция в 2500-3000% превратила все сбережения в ноль.

Про это надо постоянно напоминать, а то ведь память у нас — короче окурка. Молодые и вовсе почти не знают. С 1947 года, сорок пять лет, наши деды, отцы и мы работали не покладая рук, что-то накопили, надеясь, что обеспечиваем себе хоть какое-то сносное существование. И все пошло прахом.

Конечно, нас тут же заверили, что все восстановят. В 1995 году приняли закон о компенсации вкладов по состоянию на 20 июня 1991 года. С тех пор, вот уже 25 лет, мы ждем, ждем, ждем…

Конечно, иногда вспоминаем, спрашиваем. Но каждый раз получаем стандартный ответ: денег нет и законов нет.

Если с деньгами момент спорный (у государства на все есть деньги, только на возвращение долгов народу — нет), то отсутствие или якобы отсутствие закона вызывает шок пополам с недоумением.

Во-первых, законы уже есть. Еще 10 мая 1995 года был принят общий Федеральный закон N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ». Во-вторых, во исполнение его, в 1999 году приняли закон «О базовой стоимости необходимого социального набора». На его основе должны были вывести параметры так называемого «долгового рубля» — сколько нынешних рублей давать за один советский рубль. И — рассчитаться с нами.

Но… Исполнение закона остановили и останавливают до сих пор. Более чем активно. Со дня его принятия, с 1999 года, из года в год принимали и приняли 11 (одиннадцать!) законов о приостановлении закона по расчетам долгового рубля и выплат денег россиянам.

В то же время, по закону 2009 года, кое-что выплатили и продолжают платить. Рожденным до 1945 года (и их наследникам) — в трехкратном размере, рожденным после 1945 года — в двукратном.

Иначе как издевательством это назвать нельзя.

Если у вас хранилось в Сбербанке 10 тысяч рублей (средняя зарплата за 5 лет, с 1985-го по 1989-й), то сегодня вы получите 20-30 тысяч рублей.

Между тем Федеральный закон от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» четко определяет:

«Государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности (!!! — С. Б.) денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года <…>

Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации <…>

Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность (!!!

— С. Б.) вложенных денежных средств <…> Покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году».

Значит, если на 10 тысяч советских рублей, хранящихся в Сбербанке, в 1990 году можно было купить самую дорогую модель автомобиля «Жигули», то и нынешняя компенсация (по закону РФ!) должна быть равна цене современной «Лады».

Когда начались первые выплаты, в 2010 году, ходили в народе слухи-надежды, что это лишь первый этап, потом еще «дадут»… Увы, тем, кто получил компенсацию ранее, нынче уже ничего не причитается. Или когда-нибудь, в далеком будущем, внукам и правнукам что-то «дадут»?

Правда, был в России случай… Еще в 1990-е годы библиотекарь из Белгородской области Анна Рябых потребовала полной, настоящей компенсации.

«Всю жизнь мы с мамой собирали деньги на квартиру, своего жилья у нас не было. И вот, когда в банке накопили 11 647 рублей и нашелся подходящий дом, банк просто не выдал мне вклад. Точнее, выдали два раза в сберкассе по 500 рублей, да еще и отметку в паспорте об этом сделали, чтобы в других отделениях меня не обслуживали. Остались мы без дома и без денег. Мама от пережитого стресса вскоре скончалась, а я девять лет пыталась вернуть свои деньги. И когда поняла, что родному государству не нужна, обратилась в Европейский суд», — рассказывала она журналистам.

В 2002 году Европейский суд по правам человека признал ее жалобу приемлемой для рассмотрения по существу.

Под осинами нашей власти начался легкий переполох. Нашли решение: срочно заключили мировое соглашение. Анна Рябых отозвала иск и получила двухкомнатную квартиру.

Выходит, в этом случае, 11 647 рублей советского вклада в Сбербанке оказались равноценными двухкомнатной квартире?

Год назад партия «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект о возврате с 2020 года к полной компенсации дореформенных вкладов в Сбербанке. Акцентируем внимание на словах «полная компенсация». С тех пор о законопроекте ни слуху, ни духу.

Нынче, за пять дней до отчета правительства в Госдуме, депутаты из комитета по финансам на всю страну, через прессу, возвестили, что поставят перед премьер-министром «вопрос о сроках принятия законопроектов, которые восстановят и защитят сбережения граждан, помещенные до 20 июня 1991 на вклады в Сбербанке».

Но 22 июля этот вопрос в Госдуме не прозвучал. Депутаты спрашивали главу правительства о коронавирусе, о проблемах в российской микроэлектронике, о теневых доходах населения, о летнем оздоровительном отдыхе детей, о гаражной амнистии… А до компенсации советских вкладов дело так и не дошло.