Еврейский оберег Пушкина
На модерации
Отложенный
«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман».
Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки в 1825 году после поездки в Одессу. Именно тогда великий поэт получил в подарок свой главный талисман – перстень с древнееврейской надписью…
Стоит сказать, что еврейские мотивы присутствовали не только в поэзии Пушкина, но и в его жизни. О происхождении прадеда поэта Аврама Петровича Ганнибала спорят до сих пор. Многие исследователи утверждают, что он родился в Эфиопии и имел еврейско-африканские корни. Жители этой страны совершенно не сомневаются в данной гипотезе. Более того, в городе Аддис-Абеба даже установлен памятник великому поэту.
Еще одна еврейская история Пушкина связана с одним таинственным кольцом, которое поэт считал своим главным оберегом. 1 августа 1824 года Александр Сергеевич уезжал из Одессы. Для него этот день был наполнен грустью и болью, ведь он расставался со своей большой запретной любовью – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, женой генерал-губернатора Новороссии.
На прощание она подарила Пушкину то самое кольцо.
Достоверно известно, что у Воронцовой было два абсолютно одинаковых кольца, доставшиеся ей от отца. Одно из них графиня вручила русскому поэту. Это был золотой перстень с сердоликовой вставкой, на которой была выведена фраза на иврите: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Специалисты предполагают, что эти перстни были сделаны крымскими евреями-караимами в городе Чуфут-Кале.
Пушкин искренно верил в то, что это кольцо действительно ему помогает, поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах не выходил из дома без него. Однако талисман все же не уберег поэта от трагической кончины. После роковой дуэли перстень достался поэту Василию Жуковскому. Известно, что позже таинственная драгоценность хранилась у писателя Ивана Тургенева, а потом – у певицы Полины Виардо, которая и передала кольцо Пушкинскому музею Александровского лицея. 23 марта 1917 года пушкинский талисман украл «лицейский дядька». Перед тем, как вора арестовали, он успел продать кольцо местному старьевщику. Больше перстень-оберег Александра Сергеевича Пушкина никто не видел.
Комментарии