Куда скачут цены на бензин

На модерации Отложенный

Экономика — субстанция довольно консервативная. И если какие-то механизмы в ней перестают работать, то оживают те, которые, казалось бы, уже остались в давнем прошлом. Галопирующий рост цен на бензин и моторное топливо — такое было в порядке вещей в 1990-е годы. Теперь, похоже, история повторяется.

ПО ДАННЫМ информагентства ЦДУ ТЭК (Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса — филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России), цены на нефтепродукты с конца мая растут повсеместно. Причём этот рост цен в последние недели ускорился.

Заметно выросла стоимость бензина за неделю в Ставропольском крае — на 33—45 копеек, Кировской области — на 15—50 копеек, Чувашии — на 20—56 копеек, Республике Тыва — 1,18—1,22 рубля. Бензин АИ-95 в Татарстане подорожал за неделю на 64 копейки. В Крыму и Севастополе цены на бензин выросли на 41—90 копеек и 46—76 копеек соответственно.

По мнению специализированного издания SpeedMe.ru, российские АЗС планомерно поднимают розничные цены для потребителей вслед за ростом стоимости нефти на международном рынке. Самый высокий рост цен на наиболее ходовой АИ-92 за отчётный период отмечен в Дальневосточном федеральном округе — на 27 копеек — до 47,85 рубля за литр. А вот АИ-95 стремительнее всего дорожает в Приволжском федеральном округе — на 34 копейки — до 46,25 рубля за литр.

Впрочем, аналитики отмечают рост оптовых цен на топливо уже начиная с апреля 2020 года. Минэнерго даже рекомендовало российским НПЗ перенаправить экспортные объёмы на внутренний рынок, обсуждается вопрос об увеличении нормативов продаж топлива на бирже.

Был проведён опрос о том, как россияне планируют экономить на бензине в случае, если вдруг произойдёт резкий скачок цен — сразу на 10 рублей. Большая часть опрошенных россиян планируют вообще отказаться от автомобиля.

Ситуация на топливном рынке показывает неспособность властей эффективно его регулировать: оптовые цены на бензин в ряде регионов уже сравнялись с розничными, что приводит к прямым убыткам АЗС. Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша 16 июля направил свои предложения премьеру Михаилу Мишустину по стабилизации цен на топливном рынке. По мнению Е. Аркуши, регуляторы, хоть и «настойчиво понуждают» нефтекомпании увеличивать поставки по всем каналам сбыта, однако в условиях демпфера и ценовой конъюнктуры эти меры оказываются «недостаточно эффективными». «Вследствие этого в июле производство и отгрузка бензина на внутренний рынок остаются ниже, чем за аналогичный период прошлого года, создавая условия для диспаритета оптовых и розничных цен, приводящего к убыточности розничной реализации топлива и являющегося причиной наблюдаемого роста розничных цен»,— отметил глава РТС. Российский топливный союз предлагает с 1 августа снять ограничения на импорт топлива, сейчас запрет действует до 1 октября.

ЕЩЁ БОЛЕЕ удивительная ситуация сложилась на рынке газомоторного топлива. Если с мая популярные марки бензина — 92-й и 95-й — выросли на 5%, то продавцы газомоторного топлива, похоже, не сдерживали аппетиты: их продукт подорожал аж на 20%.

«Причины повышения стоимости газа неизвестны, потому что цены на него отвязаны от цен на нефть — и в России, и в мире они развиваются своим путём. В нашей стране для нефтепродуктов существует рынок, а для газа, в общем-то, рынка нет — здесь регулируемые цены. «Газпром» не может ни поднимать, ни опускать стоимость ресурса. Вероятно, это какие-то сознательные действия, потому что они каждый месяц публикуют новые расценки. Поэтому тут все претензии к ФАС — цены она определяет», — считает аналитик нефтегазового сектора, партнёр консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

По мнению и.о. начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Ильгиза Рахимова, резкое весеннее подорожание топлива потянуло за собой и цены на газ: «В данном случае подорожавший бензин переключил спрос на газ.

Расход у него на 100 км на 15—20% выше, чем у бензина. Но при этом цена в два раза ниже, чем у бензина. В принципе пока автомобилистам выгоднее ездить на газе. Поэтому растёт спрос, возникает небольшой дефицит газа, соответственно, растут и цены на него. Я думаю, в ближайшее время они достигнут какого-то потолка и стабилизируются».

Однако нельзя исключать, что из-за налогового манёвра ситуация может измениться, считают эксперты. Правительство России намерено повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, что может создать условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке. В течение ближайших пяти лет будет идти поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Таким образом, фискальные сборы с нефтяного сектора вырастут и бюджет получит дополнительные доходы.

«Если просто математически считать, то надо, чтобы цена поднялась где-то на 2 рубля на заправках с учётом того, что акциз вырастет. Поэтому исключать очередного повышения стоимости бензина нельзя. Всё будет зависеть от того, как наши законодатели станут решать этот вопрос. Но предпосылок к снижению точно нет», — подчеркнул Рахимов.

По мнению Михаила Крутихина, после проведения налогового манёвра бензин может одномоментно сильно подорожать: «Во-первых, очень трудно станет работать тем, у кого нет экспорта и добычи, — небольшим нефтеперерабатывающим предприятиям. Себестоимость приобретаемых ими нефтепродуктов существенно повысится. Во-вторых, в новом законе о налоговом манёвре говорится, что правительство сможет регулирующим порядком вводить какие-то дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. То есть мы опять видим неустойчивое положение, налоговые правила по воле правительства меняются часто, по несколько раз в год. И для того чтобы быть с прибылью, реализаторам бензина и дизтоплива необходимо держать более высокие цены, чтобы не остаться в убытке. Налоговый манёвр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Что если правительство опять обманет, как и в предыдущий раз с таким же манёвром, когда обещали поднять налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, понизить экспортную пошлину? Но налог повысили, а пошлины не понизили. Если второй раз такой трюк устроят, будет ещё хуже, компании будут вынуждены поднимать цены».

Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков отмечает: «Стоимость бензина росла из-за того, что был рост цен на нефть, а ещё доллар дорожал к рублю, и всё это наложилось одно на другое. В дальнейшем стоимость горючего снова будет зависеть от цен на нефть и курса рубля».

… Всё это мы уже неоднократно проходили: власти стремятся под любым предлогом зарабатывать на топливе. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике поступления в бюджет от экспорта энергоносителей резко снизились, поэтому правительство всячески пытается залатать возникающие дыры, наращивая нагрузку на внутренних потребителей энергоносителей. Рост цен на горючее используется как дополнительный тотальный налог на всё и на всех.

Как и в конце 1990-х, нас снова загоняют в порочный круг: неуклонный рост цен на топливо лишь усиливает стагнацию и загнивание экономики. А это в свою очередь приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет от предприятий, испытывающих дополнительную нагрузку из-за роста цен на топливо, за которым происходит рост цен на всё остальное. И в качестве ответных мер — правительство раз за разом пытается взвинчивать цены на внутреннем рынке, девальвировать рубль, чтобы увеличить поступления в бюджет. В конце 1990-х подобная стратегия привела к экономическому и политическому дефолту. Но, похоже, нынешних властителей такая перспектива не страшит.

Александр ВОРОНЦОВ.