НЕТ МЕСТА НА ЗЕМЛЕ
На модерации
Отложенный
«В годы войны Западная Украина была одним из худших мест для евреев. Мы вынуждены были искать убежище, иначе нам бы не удалось выжить. Мы — 38 человек — спустились в пещеру, куда ранее не ступала нога человека. Мы пришли туда практически без провизии, а на семью в сутки приходился всего один стакан воды. Мы фактически голодали, но выжили и теперь вернулись сюда, чтобы сказать этой пещере «спасибо». Мы никогда не рассказывали о происшедшем никому, ведь в это просто невозможно поверить».
5 апреля 2013 г . в американский прокат выходит пронзительная и потрясающая документальная кинолента режиссера Джанет Табиас (США) (No Place on Earth) «Нет места на земле»), встреченная овациями вставшей с мест публики на сентябрьском (2012 г.) кинофестивале в Торонто. Работа над экранизацией невероятного сюжета времен Второй мировой войны заняла около 6 лет, а в съемках — дабы дополнительно подчеркнуть остроту человеческих страданий и переживаний — принимали участие не только непосредственные (хотя и сильно постаревшие) герои истории, но и профессиональные актеры.
Фильм посвящен удивительным судьбам 38 членов 5 еврейских семей — жителей сел Королевка и Стрелковцы Борщевского района Тернопольской области, — в октябре 1942 г. сумевших найти, пожалуй, единственное место (если не на Земле, то уж точно на территории Западной Украины), обеспечившее их защитой от преследования нацистов и полицаев.
Таким убежищем стали лабиринты и гроты пещерной системы Озерная общей протяженностью более 120 км — сначала пещера Вертеба, а затем Попова Яма. Эти люди, в том числе дети и старики — в возрасте от 2-х до 76 лет , провели под землей суммарно 511 дней ( из них 342 дня в Поповой Яме) и, сами того не осознавая, побили все мыслимые рекорды выживания в подобных условиях ( официальный рекорд — 205 дней ).
На поверхность они поднялись 12 апреля 1944 г ., уверовав наконец в возможность возвращения к нормальной жизни на освобожденной от гитлеровцев родине. Но реальность оказалась куда более суровой: власти посчитали, что выжить они просто не могли, точнее, не имели права. К счастью, большинству героев фильма удалось избежать репрессий и эмигрировать в Северную Америку. Поразительно, но мир узнал об их истории только через 60 лет после завершения войны — благодаря американскому спелеологу...
Изучение загадок Поповой Ямы стало главным делом жизни американца Криса Николы
В 1993 г. бывший нью-йоркский полицейский и известный покоритель пещер Крис Никола стал одним из первых американцев, прибывших в Украину с целью изучения гигантской гипсовой пещерной системы Озерная. Особое внимание Криса привлекла Попова Яма, входящая в перечень десяти самых протяженных пещер мира.
Удивлению ветерана спелеологии, обнаружившего внутри официально не исследованных гротов следы жизни людей — пуговицы, обувь, надписи на стенах, искусственные простенки и многое другое — не было предела. В итоге изучение загадок и тайн Поповой Ямы стало едва ли не главным делом жизни американца. Из бесед с местными жителями он узнал, что во время Второй мировой войны в пещерах прятались евреи, но об их судьбе никому ничего достоверно не было известно: высказывались лишь догадки, что все они погибли, однако некоторые старожилы предполагали, что кто-то все-таки смог выжить.
Крис потратил около 10 лет на изучение архивов, библиотек и информации в интернете, стремясь найти хоть какие-то сведения о загадочных обитателях украинской пещеры. Все поиски были тщетными, и только в декабре 2002 г. в конце туннеля забрезжил свет — пытливый исследователь неожиданно получил письмо от некоего Эда Вогеля. Тот утверждал, что его тесть, 74-летний Соломон Векслер, — один из тех, кто обитал в Поповой Яме.
Крис Никола немедленно связался с Вогелем и узнал, что Соломон живет неподалеку в Бронксе. Именно Соломон познакомил спелеолога с членами семей, прятавшихся от нацистов под землей, — Штермер, Додик, Китнер, Кавалок и Курц. Они и рассказали Крису о том, что Эстер — глава семейства Штермеров, осевших в Канаде еще в 1975 г., опубликовала небольшим тиражом воспоминания «Мы боролись за выживание», посвященные трагической истории тех лет.
Вначале около 70 беженцев нашли приют в пещере Вертеба, не слишком пригодной для длительного проживания. Во-первых, здесь практически не было воды, во-вторых, место было слишком известным. Очень скоро немцы сюда наведались — в итоге рейда несколько человек погибли на месте, а многие попали в лапы гитлеровцев. Напоследок нацисты взорвали вход в пещеру, похоронив оставшихся в ней людей заживо. Но 38 узникам Вертебы чудом удалось выбраться из завалов.
Им предстояло отыскать более надежное убежище; переселиться в Попову Яму посоветовал местный лесник Мунко Любодзин. Неприметный вход в пещеру располагался прямо на поляне возле ущелья, куда местные жители скидывали останки животных. В этой массивной пещере с источниками чистой воды, природной вентиляцией, отдельными «залами» для кухни и спален, а также с бесконечными лабиринтами запутанных проходов беженцы провели 344 дня.
Температура под сводами пещеры, погруженной в кромешную тьму, неизменно держалась на уровне 10 градусов, но никто из 38 обитателей этого подземелья ни разу не заболел.
В качестве импровизированных фонарей они использовали пузырьки из-под лекарств, заполненные керосином.
«Это просто невероятно. Отправляясь в пещеру, я надел специальную обувь, чтобы избежать растяжений и травм, облачился в термобелье, позволяющее избежать гипотермии, специальный костюм и надежные перчатки. С собой у меня было 3 независимые источника освещения — таковы стандартные правила спелеологии. И все упомянутые меры предосторожности предпринимались только ради однодневного посещения пещеры, а эти люди без какой-либо подготовки, навыков и оборудования провели там почти год», — вспоминает Крис Никола, опубликовавший в 2007 г. книгу «Тайна Поповой Ямы: история людей, переживших Холокост».
Сырая темная пещера стала настоящим приютом для людей, бежавших от ужасов, ожидавших их на поверхности. «Находясь под землей, мы ощущали себя в безопасности, поскольку знали — немцам или полицаям придется спускаться сюда по одному, а к этому они не были готовы. Мы отгородили себе один туннель, у нас были даже «кровати», одеяла и подушки. Здесь мы и спали — и проводили за этим занятием очень много времени, ведь спящий человек не ощущает голода», — вспоминают братья Шулим и Шломо Штермеры.
Обитатели пещеры спали по 15—20 часов (иногда и более) в сутки, сохраняя таким нехитрым способом энергию, необходимую для пополнения съестных запасов. Мужчинам регулярно приходилось выбираться наружу по ночам — они совершали набеги на поля за картофелем, свеклой и пшеницей, собирали в лесу орехи, грибы и ягоды, покупали или выменивали зерно у друзей, а также заготавливали дрова для отопления. Муку мололи на сделанных из камней жерновах и мельнице.
«Нам приходилось выходить из пещеры, ведь без дров мы бы просто погибли. Мы валили по 10—15 деревьев, а затем пилили их на небольшие бревна длиной 1,2—1,5 метра так, чтобы их можно было опустить в пещеру. Это было самое опасное занятие, ведь нам приходилось сильно шуметь по ночам», — рассказывает Шулим Штермер.
Несколько раз они оказывались на краю гибели. В июле 1943 г. немцы пригнали группу местных жителей, которые засыпали единственный выход из пещеры. Мужчинам удалось найти скалистую узкую расщелину неподалеку от заблокированного выхода, и за три дня каторжного труда они расчистили проход, заодно укрепив стенки. После этого инцидента они не выходили на поверхность 6 недель, и немцы посчитали, что покончили с подземными жителями.
Кроме того, местные полицаи думали, что обитатели хорошо вооружены и соваться в подземные лабиринты смертельно опасно. «Это сыграло нам на руку — повезло еще и потому, что никто не знал плана этой пещеры», — поясняет Шулим.
В ноябре 1943 г. мужчинам, вышедшим на поверхность забрать несколько купленных мешков зерна, пришлось спасаться от полицаев. Им удалось доставить продовольствие, а полицаи не решились преследовать их в пещере.
Самым главным секретом выживания обитатели украинской пещеры считают вовсе не наличие воды и продовольствия, а небывалое чувство единства. «Думаю, мы спаслись только потому, что держались вместе. Мы не разбежались по разным углам. Кое-кто поступил именно так, и их уничтожили поодиночке. А мы держались группой, и, к счастью, нам удалось найти хорошее убежище», — уверен Шломо.
12 апреля 1944 г. лесник бросил в пещеру бутылку с запиской — так обитатели Поповой Ямы узнали, что немцы отступили. «Невероятной казалась сама возможность свободно выйти наружу при свете дня и не бояться, что тебя убьют. Это было просто немыслимо. Узнав, что освобождены, мы испытали безграничную радость», — вспоминает Шулим.
В тот день в истории семьи Штермер и их друзей наступила новая эпоха — впоследствии эти люди нашли приют в Канаде и США, где обрели иную жизнь, разбросавшую их по всему североамериканскому континенту, — бывшие обитатели Поповой Ямы теперь живут в Виннипеге, Атланте, Кливленде, Нью-Джерси, Монреале, Филадельфии.
А в украинской пещере до сих пор остаются свидетельства того, что в годы войны мгла подземного мира была далеко не такой беспросветной, как перспектива существования на оккупированной земле. На ее сводах сажей выписаны имена всех ее обитателей, о чем ныне живущие не забывают и сегодня.
В 2010 г. четверо бывших затворников Поповой Ямы приехали в Украину в сопровождении внуков, чтобы навестить пещеру, 66 лет назад сохранившую им жизнь, и произнести простое слово — «спасибо». Это:- Сол Штермер (92 года). Средний брат семьи Штермер считался в пещере главным мастером на все руки и технически подкованным человеком. Сегодня он руководит успешной строительной компанией.- Сэм Штермер (85 лет). Младший брат Сола — подросток в то время — помогал старшим во всех делах и вылазках;
- Соня и Сима Штермер (78 и 73 года). Племянницы братьев Штермер. В Поповой Яме они были совсем детьми, и за все 344 дня пребывания под землей ни разу не вышли на поверхность. Именно они оказались рекордсменами статистики подземного выживания.
Автор:
Константин Василькевич
Комментарии
Но реальность оказалась куда более суровой: власти посчитали, что выжить они просто не могли, точнее, не имели права.
И
Самым главным секретом выживания обитатели украинской пещеры считают вовсе не наличие воды и продовольствия, а небывалое чувство единства.