Откуда взяться самоуважению и любви к ближним после чтения утренних и вечерних молитв?
На модерации
Отложенный
12 МАЯ 2020 ВЛАДИСЛАВ ГОЛОВИН
Мы всегда невольно сравниваем себя с другими. И даем себе оценку — или cо знаком плюс или со знаком минус. Да, все слышали, что сравнивать себя нужно не с другими, а с собой вчерашним. Но привычка иногда берет верх.
Для повышения чувства уверенности и психотерапевты, и тренеры успешного успеха дают много разных инструментов. Аффирмации, дневники достижений, работа с обидами. И это все работает. Кому-то в личной терапии, кому-то достаточно тренинга, а кому-то и книги хватает.
Как верующий человек, давно интересующийся светской нерелигиозной психологией, я решил посмотреть на наши православные молитвы с этой точки зрения. Простой и очень поверхностный контент-анализ. Самоосуждение, негативная оценка своего характера и собственной личности — 26 высказываний. Актуализация чувства вины — 19 высказываний.
По традиции считается обязательным каждое утро и каждый вечер читать молитвы, где вот это все. (Много лет уже не читаю.) Каждый день по 19-20 раз человек характеризует себя как «недостойный, грешный, непотребный». Примерно столько же раз человек напоминает себе, что он согрешил, что в нем нечистота, и что он хуже скота.
Почти 365 раз в году (во время Светлой седмицы читается пасхальное правило). Много лет подряд. Фактически это как аффирмации этой вашей Луизы Хей и ей подобных. Только со знаком минус. В аффирмациях советуется себя подбадривать и верить, что все получится. Что люди хороши и мир прекрасен. Здесь фактически человек себе доказывает, что он испорченное создание, которое вечно виновато перед Всевышним.
Вопросы:
1. Откуда здесь взяться самоуважению, уверенности, пониманию ценности человеческой личности, любви к себе, принятия себя?
2. Как можно любить себя и принимать, уважать себя и постоянно напоминать себе о своей глубокой испорченности и ничтожестве? Совмещение этих двух переживаний — разве это не патология?
3. Если постоянно уверять себя в том, что во мне скверна, меня родили в грехах и что даже зачали меня в беззаконии, то откуда возьмется любовь к ближнему? Ведь возлюбить ближних нужно как самого себя, а если себя человек презирает и ненавидит, то и к ближним будет относится так же.
4. Почему все Евангелие в этих молитвах сведено только к актуализации чувства вины и стыда? Или это просто код христианства, главный его нерв? Да, я знаю, что мы все согрешили и лишены славы Божьей, и Христос нас от этого спас. Но зачем так много акцента на своем ничтожестве? Разве Христос не назвал своих учеников друзьями, а не грешными рабами? Разве тех грешников, которые приходили к нему, Он призывал постоянно винить себя? Наоборот, Он очень быстро прощал их и призывал изменить поведение, а не вечно вариться в своем стыде.
5. Кто знает другие молитвы, в которых не будет этого постоянного самоосуждения?
6. Самое страшное для меня — а что если переживание стыда и вины становится самоидентификацией человека как христианина? То есть человек считает себя настолько ближе к идеальному я, насколько сильно и часто он погружается в это переживание чувства вины и стыда? Тогда вообще может сформироваться привычка возвращаться к грехам, чтобы снова пережить это «покаяние». Может, отсюда у многих прихожан ощущение того, что годы проходят, а на исповеди каешься в одних и тех же грехах?
Это я не для того, чтобы сказать, что все плохо и кошмар-кошмар. Я хочу дискуссию по этому поводу. Мнение думающих христиан.
Вот сам подсчет, контент-анализ утренних и вечерних молитв.
Самоосуждение, негативная оценка своего характера и собственной личности:
1. Благодарю тебя за то, что Ты не прогневался на меня ленивого и грешного;
2. В беззакониях зачат, во грехах родила меня мать;
3. Никогда не сделал ничего доброго перед Тобою;
4. Лежащаго мя в лености ускорив возстави;
5. Приими моления наша, яже от скверных к Тебе устен творим;
6. Святый Ангел, поставленный блюсти мою бедную душу и несчастную жизнь;
7. Не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержанность мою;
8. Отгони от меня, ничтожного и несчастного раба Твоего;
9. От несчастного моего сердца и от помраченного ума моего;
10. Ибо я нищ и слаб;
11. Ибо есть во мне семя погибели;
12. Даруй, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему;
13. И помилуй меня, грешного раба Твоего;
14. Моим согрешениям нет числа;
15. Помилуй меня, Творец мой и Владыка, беспечного и недостойного раба Твоего;
16. Чтобы я в мире лег, уснул и успокоился, блудный, грешный и несчастный;
17. Господи, просвети мое сердце, которое омрачено лукавыми желаниями;
18. Я и не сотворил ничего доброго пред Тобою;
19. Помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого;
20. Молись за меня, грешного и недостойного раба;
21. Меня, умерщвленного страстями, оживи;
22. Душу мою ослепшую просвети;
23. Услышь глас непотребного раба Твоего;
24. Руки и уста возношу ко хвале, оскверненные скверною;
25. Даруй мне потоки слез, Пречистая, души моей скверну очищающие;
26. Не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня.
Актуализация чувства вины:
1. Благодарю Тебя за то, что… не погубил меня с беззакониями моими;
2. Грех мой всегда предо мной;
3. Тебе единому согрешил и лукавое перед Тобою сотворил;
4. Отврати лице Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти;
5. Боже очисти меня грешного;
6. Остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами;
7. И очисти ны от всякия скверны плоти и духа;
8. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими;
9. Прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и, если я чем согрешил в прошедшую ночь;
10. Не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших;
11. Прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помыслом;
12. И очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой нечистоты плотской и духовной;
13. И отпусти мне, недостойному, и прости все грехи, которыми я согрешил сегодня перед Тобою как человек и, более того, не как человек, но даже хуже скота;
14. Оставь мне, и отпусти мои грехи, и прости меня, ибо Ты Благой и Человеколюбивый;
15. Все, в чем я в сей день согрешил словом, делом и мыслию, Ты, как Милостивый и Человеколюбивый, прости мне;
16. Господи, я, как человек, согрешил, Ты же, как щедрый Бог, помилуй меня, видя немощь души моей;
17. Прости мне все, в чем я согрешил в сегодняшний день;
18. Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наша вольные и невольные;
19. Сподоби меня, Господи, ныне возлюбить Тебя, как я возлюбил некогда тот самый грех, и вновь послужить Тебе без лености, усердно, как я прежде поработал на сатану.
Рисунок Вячеслава Полухина
Комментарии
надо помнить ,что бы с ними было ,если бы они публично назвали себя не верующими и не посещали церковь.
121 год назад, 13 марта 1899 года, в журнале «Нива» вышли первые главы романа Льва Толстого «Воскресение», где писатель ясно обозначил свой разрыв с церковью и христианством
А о свободе вероисповедания слышали что-нить?
Вы из одичавшей либерастии, видимо.
Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
Вот чем мне нравятся либерасты - рулить вами удобно, либо с помощью книжек, либо с помощью радиво.
Если развитие пойдет и дальше вашими такими молитвами либерды, то любой стране кирдык неизбежен. Что, собственно, и наблюдаем на примере США. А это только начало.
Религия - это и есть стремление к свободе от мирского рабства, стремление к свободе духа.
Лк., 77 зач., 14, 25–35
Тогда шло с Иисусом множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
Да, нормальным людям трудно понять психически больных. Специалисты, врачи и то не всегда понимают их.
Вы то откуда знаете, кем они были? Они просто не предавали религии особого значения. Для них это только традиция была. И если верили, то совсем не как Вы.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
пост является невежественным или содержит лож и в чём же это выражается?
В царской России ? Не слышал.
У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
От зависимости и страдания можно избавиться.
Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
Для вас лично - можете не боятся быть убитым случайным прохожим. Достаточно?
Го́споди Царю́ Небе́сный, Бо́же Отче Вседержи́телю, Го́споди, Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй1 грех ми́ра, поми́луй нас; взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу; седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко Ты еси́ един Свят, Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам.
Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки. Ами́нь.
Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м (трижды).
Го́споди, Прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
https://www.youtube.com/watch?v=M51h3AKcZAE
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас https://azbyka.ru/molitvoslov/slavoslovie.html
Комментарий удален модератором
Один только момент уверование савла в И. Христа вызывает сомнение.
Комментарий удален модератором
Сомнения же свои нужно каким-то образом распутывать.
Можно, конечно,верить в бога истово креститься, но делать пакости, что порой и происходит, что и делают некоторые бывшие члены КПСС, ставшие руководителями РФ. Змей
Я этом отнюдь не сомневаюсь. Гр. верующий О. Модестов почему в В.З. господь бог дважды создаёт человеков; первый раз он создал их по подобию своему, а второй раз Адама создаёт из глины, как и в египетской мифологии, а Еву из ребра Адама? Уверен, что Вам не составит труда объяснить мне это. Заранее благодарен! Змей. В греческой мифологии Зевс разделяет людей на две половинки, дабы они искали друг друга и не мешали воли богов.
Вас мучает гордыня. . Складывается впечатление, что Вы плохо знакомы с текстами священного писания. Вместо того, чтобы отсылать меня к профессору Раушенбаху, поступившему по примеру савла, могли бы отослать меня к первой главе книги Бытие, точнее к примечаниям. Вы хоть знакомы с Новой Толковой Библией в 12 томах?
Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии очень низко оценивает знания учащихся. Приходится приглашать светских преподавателей из университета, академии художеств и других вузов. Судя по Вашим ответам Вы не заканчивали даже духовной школы или лицея
для получения необходимого морально-нравственного воспитания.
Преклоненно просить подаянья...
Не стоит ли за этим, за всем,
Бесподобная ложь покаянья.
Кстати, Господь Бог Еву из Эдема не выгонял. Сама ушла. Видно с Адамом было веселее. Змей.
Я родился в год Змеи, а по календарю друидов в год яблони . Сейчас на этот день приходится берёза, а тогда в момент покидания Эдема была яблоня. Впрочем это не важно. Точного перевода того, что вкусили Ада м Ева нет. Решили принять яблоко Вот поэтому и Змей.
3:22 И сказал Господь Бог: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал бы жить вечно.
3:23 "И выслал его Господь Бог из сада Едемского......."
Вы Библию читали? Господь Бог испугался, что Адам станет как один из Них.
В Едемском саду была группировка Богов , одного из которых звали Господь Бог. Не желали они делиться бессмертие ни с кем. Змей.
Вы думайте сами, а то у кого-то могут быть и алмазные уста.
Вы не изучаете первоисточник, пользуетесь комментариями, у Вас нет своего мнения, оно заимствовано. С Вами не интересно
Прощайте. Змей.
Вы в курсе, что у современнейшей Японии по сути языческая религия, синтоизм? И никаких кровавых жертв японцы не приносят.
Воистину, нет предела развращенности вертухаев и иуд!
Во власовской РОА - были даже штатные попы.