Это был Государственный деятель - Александр Христофорович Бенкендорф

На модерации Отложенный

 

Во время своей 15-й пресс-конференции президент России В.В.Путин сказал про Владимира Ульянова (он же Старик, он же Ленин): «Он не был государственным деятелем. Это был… революционер».

То же самое можно сказать про всю команду «ленинцев», если проявить максимальную сдержанность в словах: это были … революционеры.

В отличие от них, именно СЕГОДНЯ полезно вспомнить, что в истории нашей великой страны были настоящие государственные деятели.


Вот вам настоящий государственник – Александр Христофорович Бенкендорф (1782 — 1844), выходец из старинного рода балтийских обрусевших немцев.

Верой и правдой служил России при трёх «первых» императорах – Павле I, Александре I и Николае I. Причём с юности сочетал открытую воинскую доблесть с тягой к секретным операциям. Судьба такая.

Так, в 1802 году (20-ти лет от роду) Александр был отправлен в первую свою секретную экспедицию, которая должна была «объехать с целью военно-стратегического осмотра Азиатскую и Европейскую Россию». Объехал. Осмотрел. Аналитически очень грамотно описал. Был замечен.

А уже в 1807—1808 гг. Бенкендорф выполнял важные разведывательные задания, действуя под прикрытием при русском посольстве в революционной столице Париже.

В 1809 году 27-летний Александр, вернувшись из Парижа, отправился добровольцем в армию, действовавшую против турок, где командовал отдельными разведотрядами, совершавшими рейды в тыл противника.

За выдающиеся отличия был награждён своим первым орденом Святого Георгия. После орденов было ещё много.

Редкий талант Бенкендорфа к специальным операциям просто расцвёл в годы Отечественной войны России против нашествия Наполеона.

Сначала Александр служил личным флигель-адъютантом при императоре Александре I, но в штабе не усидел.

Бенкендорф создал армейский партизанский отряд, который в 1812 году ушёл в глубокий тыл к французам и наносил им ущерб гораздо больший, чем гусары прославленного поэта Дениса Давыдова, умевшего вовремя захватить и употребить обозы с французским провиантом.

Наряду с армией на борьбу с оккупантами встали многие крестьяне.

Тогда помещики забили тревогу (дескать, это бунт) и отправили паническую петицию императору. Бенкендорфу пришло распоряжение на подавление бунтовщиков, которое он не выполнил. Отписал самодержцу, как на самом деле отважно сражаются за Родину крестьяне. Указ об «усмирении» был отменен.

После отступления Наполеона из Москвы Бенкендорф некоторое время в качестве коменданта города занимался восстановлением жизни в столице, а затем поспешил в наступавшую армию.

Опять командовал рейдами лично им отобранного кавалерийского спецназа: взял в плен трёх генералов и более 6000 нижних чинов.

В кампанию 1813 года специальный летучий корпус Бенкендорфа нанёс поражение французам при Темпельберге, взял штурмом город Фюрстенвальд и вместе с другими подразделениями занял Берлин. Переправясь затем через Эльбу, корпус Бенкендорфа взял г. Ворбен.

В большой битве под Лейпцигом Бенкендорф командовал сначала левым крылом кавалерии, а при наступлении был начальником авангарда.

Именно отдельный корпус Бенкендорфа очистил от наполеоновских войск Голландию и Бельгию.

В финальной кампании 1814 года Александр Бенкендорф - командир специальной кавалерийской бригады, в которую входили особо выносливые Сибирский и Оренбургский полки, совершавшие стремительные и сокрушительные рейды.

В 1825-1926 г. году Александр Бенкендорф входил в следственную группу, занимавшуюся делом «декабристов», многие из которых были его братьями по оружию. Из этого психологически тяжёлого дела Александр вынес свой особый Проект, определивший всю его дальнейшую жизнь.

12 апреля 1826 года Бенкендорфом была подана записка Его Императорскому Величеству, содержавшая проект учреждения в России высшей тайной полиции под начальством особого министра и инспектора корпуса жандармов

3 июля 1826 года — запомним эту дату - в России было создано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое надолго возглавил генерал Александр Бенкендорф.

Это была первая настоящая специальная служба в истории нашего государства. Как она работала - об этом отдельная история.

Но самый этот день когда-нибудь обязательно станет праздником.