С шестом через границу. Из России сбежал легкоатлет-рекордсмен

На модерации Отложенный

 

Матвей Волков.

Матвей Волков.

 

 

Бардак в российской легкой атлетике привёл к первому официальному побегу спортсмена в другую страну. Талантливый юниор Матвей Волков теперь будет выступать за Белоруссию.

«Избежать истории отца»

Откровенно говоря, все к этому и шло. Последние годы для российских легкоатлетов — сплошное мучение. Неизвестность, неопределенность, запреты на выступления, баны, а главное — полное отсутствие перспективы все это в ближайшее время изменить.

Разговоры о возможной смене гражданства некоторых спортсменов-легкоатлетов ходили уже давно. Скажем так, это был скрытый ультиматум от мировых лидеров — прыгуньи в высоту Марии Ласицкене и барьериста Сергея Шубенкова, например. Они до пандемии выступали на турнирах под нейтральным флагом, а вопрос с Олимпиадой в Токио до сих пор открыт — нет никаких гарантий, что они там окажутся.

Но в случае с ними все сложно — смена спортивного гражданства потребует обязательного «карантина» в два года и повлечёт за собой пропуск Игр-2021. Другое дело — молодёжь, как 16-летний прыгун с шестом Матвей Волков. На юниоров это правило не распространяется, а потому через год он сможет поехать в Японию под флагом Белоруссии. Он становится первым, кто официально отказался от выступления за Россию.

 

У Матвея любопытная биография. Точнее, у его отца, который также был легкоатлетом. В 1984 году он пропустил Олимпийские игры в Лос-Анджелесе из-за политических интриг советских чиновников. Сборная СССР тогда бойкотировала Игры, и многие спортсмены не по спортивным причинам упустили шанс своей жизни.

«Мы переезжаем из страны, потому что моего отца по сути лишили Олимпийских игр. В 1984 году СССР также решил бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе из-за некорректных действий чиновников. Его просто грубо лишили медалей, и он не хочет, чтобы такая же участь была со мной. В Токио из-за таких действий, которые сейчас происходят, просто не пустят сборную», — справедливо полагает 16-летний спортсмен.

Волков не хочет повторения истории своего отца, а потому заблаговременно продумал, как обезопасить себя от подобного.

А шанс не попасть в Токио у талантливого юниора был.

Матвей в феврале этого года установил юниорский мировой рекорд, улетев с шестом за 5,50 метров. Через год от него можно было ждать ещё лучших результатов, но сам он от родной страны ничего ждать не захотел.

«Хотим переехать, потому что нам просто элементарно не дают тренироваться, выступать. Видимо, России я не выгоден или не нужен, как и другие спортсмены. Меня это очень сильно напрягает», — рассказывал Матвей в эфире «Матч ТВ».

 

Кто следующий в Белоруссию?

Надо полагать, последней каплей для Волкова стала дата 1 июля, когда истёк срок выплаты штрафа ВФЛА перед World Athletics за «дело Лысенко». Напомним, наша федерация фальсифицировала документы по прыгуну в высоту, когда его подозревали в применении допинга. Справки оказались липовыми, что удалось доказать.

Штраф в 5 млн долларов в установленный срок оплачен не был, так что восстановление в правах российским легкоатлетам в ближайшее время не грозило.

Плюс ко всему вскоре подал в отставку очередной руководитель Всероссийской федерации легкой атлетики Евгений Юрченко. Этот шаг говорил о многом — если уж антикризисный менеджер не справляется со своими обязанностями и ничего не может сделать для своих спортсменов, то ловить здесь нечего. Примерно так наверняка рассуждали Матвей Волков с отцом.

Нужно ли обвинять Волкова и считать его действия предательством? Конечно нет. Бесспорно, он хотел бы приносить и дальше российской команде медали в легкой атлетике, но если нет такой возможности, то что делать? Ждать у моря погоды и надеяться, что найдётся добрый дядя, который оплатить все штрафы и снова вернёт отечественную легкую атлетику на мировой уровень? Было бы очень глупо терять лучше спортивные годы непонятно на что.

Теперь у Матвея появляется стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Он может планомерно готовиться не только к Олимпиаде 2021-года, но и к 2024-му. Если он и пропустит эти старты, то исключительно по своей вине.

Теперь возникает важный вопрос: кто следующий после Волкова готов расстаться с российским паспортом? По словам президента Белорусской федерации легкой атлетики Вадима Девятковского, у него ещё имеются обращения от российских спортсменов по поводу смены спортивного гражданства. Причём для этого не обязательно отказываться от российского паспорта — вида на жительство будет вполне достаточно, чтобы начать выступления на официальных соревнованиях, в том числе на Олимпиаде. 

«Волков — не единственный россиянин, желающий выступать за Белоруссию. Поверьте, мы не хотим озолотиться, воспользовавшись чужими проблемами. Но у нас нет оснований отказывать в рассмотрении поступивших обращений, мы не хотим никого обижать», — цитирует Девятковского ТАСС.

«Матвей поступил правильно»

Что интересно, не осуждают поступок Волкова и российские чиновники. В частности, депутат Госдумы Игорь Лебедев поддержал решение спортсмена.

«Матвей Волков поступил абсолютно правильно. У спортсмена в любом виде спорта самый главный ориентир — время. Спортсмены прекрасно выступают, пока они молоды. Сидеть и ждать у моря погоды, когда ВФЛА решит свои проблемы, получит аккредитацию и право выступать на международных соревнованиях, не стоит. У спортсмена уходит время, которое не вернуть. Им нужны тренировки и соревнования.

А что, им нужно закончить карьеру? Он посвятил ей всю свою первую часть жизни. Ничего постыдного в том, что он будет выступать за Белоруссию, нет. Сразу хочу сказать тем, кто будет кричать о чувстве патриотизма: никакой связи с патриотизмом нет, он проявляется в других вещах и местах», — сказал Лебедев «Чемпионату». 

Кстати, исключать вероятность, что следующими не станут Ласицкене и Шубенков, нельзя. Ведь, по сути, они уже несколько лет выступают под нейтральным флагом, а значит, не имеют прямого отношения к сборной России. Этот срок теоретически им могут засчитать за карантинный и разрешить выступать на Олимпиаде-2021. Вот тогда это станет для ВФЛА ударом и настоящим позором. В таком случае легкую атлетику можно смело закрывать на долгие годы.