Морской альянс

На модерации Отложенный

Еще в начале года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Черное море является стратегически важным регионом для НАТО, в связи с чем альянс намерен наращивать свое присутствие в нем. Сказано это было на встрече с руководителем другой черноморской страны, входящей в НАТО – Румынией. Но, кроме Румынии и Болгарии, есть еще одна черноморская страна-член НАТО - Турция. Нынешний ее президент Эрдоган готов начать строительство канала “Стамбул” между Черным и Мраморным морями в обход пролива Босфор.

Вроде бы ничего страшного нет, в финансовом плане выгодно, к тому же снизится нагрузка на Босфор. Но западные аналитики считают, что основная причина строительства – это стремление обойти Конвенцию Монтре 1936 года, ограничивающую количество и тоннаж судов из нечерноморских стран, которым разрешено входить в Черное море через Босфор. В этом случае Турция получит возможность обеспечивать в любое время проход в Черное море военных кораблей всех типов. Понятно, что данную инициативу Запад только приветствует, а Черноморский флот РФ с вводом этого канала в строй получит дополнительный источник головной боли.

Так что флотоводцы НАТО, вероятно, уже потирают руки в предвкушении, а пока канал еще не построен, работают над расширением военного сотрудничества с ориентированной на сотрудничество с НАТО Украиной. В последние годы укрепление военных связей НАТО с Украиной идет по нарастающей. Это не только военные советники, наемники в Донбассе, но и строительство военных баз на Черноморском побережье. Кроме того, Киев постоянно участвует в военных учениях со странами альянса, в том числе на собственной территории. И на Черном море тоже.

Украина пока еще не член НАТО, и даже не ассоциированный член. Но де-факто Украина уже член НАТО. Поставки оружия из США, Канады, Англии, пусть даже и подержанного, в случае войны потребуют огневых средств и сил для его уничтожения. Многие рассмеются над недавними словами морского “гетьмана” Неижпапы, который пообещал “вернуть” Украине Севастополь: если верить его словам, то для этого “незалежной” хватит восьми малых катеров, которые выдавят из Ахтиарской бухты Черноморский флот РФ.

Одна из концепций строительства украинских военно-морских сил – “москитный флот”, состоящий из большого числа малых боевых кораблей, которые способны атаковать более крупные. Они менее уязвимы за счет малого размера, скорости, маневренности и большого числа. Над этим шедевром стратегической мысли можно было бы посмеяться, если бы не одно но. Военная доктрина Украины пишется в НАТО. И дело не в количестве катеров у нынешней Украины, а в флоте НАТО, который на плечах украинских “катерников” уже довольно вольготно чувствует себя на Черном море. А катера всегда можно использовать в провокационных целях – да хоть бы и разбить их об опоры Керченского моста, чтобы эту зрелищную картину потом неделю транслировали все мировые СМИ.

Отказавшись от Новороссии и господства над всем северным побережьем Черного моря и его портами, “кремлевские” поставили себя в уязвимое положение. Крым не дает полного контроля над западной частью бассейна, где, помимо Украины, есть НАТОвские Румыния и Болгария. Севастополь находится в пределах кинжального удара крылатыми ракетами с рейда Одессы - 184 км по морю, причем они теперь появились и у Киева. С базы в Очакове лететь им до целей еще ближе. А “Томагавку” с рейда Одессы до Москвы идти практически столько же, сколько из Крыма.

Флот РФ на полуострове достаточно уязвим для действий боевых пловцов, способных поставить заряды на винторулевые группы кораблей. Обладание Тавридой не предотвращает появления у берегов исторической Новороссии многочисленного москитного флота НАТО, очень опасного для Черноморского флота. “Крымнаш” не спасает и от перспективы крейсирования в западной части Черного моря кораблей – носителей дальнобойных крылатых ракет, причем прикрытых с воздуха. Тогда как авиабаза в пророссийском Приднестровье, блокированном со всех сторон, мертва.

В то же время контроль со стороны РФ над всеми гаванями северного Причерноморья и над Измаилом мог бы полностью поставить на колени Киев. Однако кремлевские “стратеги” предпочли такой перспективе даже не сирийскую нефть, а сирийскую пыль.