Ближневосточная ловушка

На модерации Отложенный

Сегодня Сирия обращена в поле руин. Затраты на ее восстановление, по аналогии с Чечней, исчислялись Дамаском в 2016 году в 400 миллиардов долларов. Если урезать аппетиты тамошней, отнюдь не святой по части коррупции и казнокрадства бюрократии, то можно снизить сумму до 200 миллиардов. А это почти 40% валютных резервов РФ. Не стоит тешиться иллюзиями – правительство Асада не может властвовать над развалинами. Значит, придется восстанавливать всю Сирию, причем именно за счет умирающей, лишившейся валютной выручки РФ. Ибо у Ирана денег нет, богатый арабский мир Асаду ничего не даст, да и Европа в него тоже ничего вкладывать не собирается. Равно как и Китай. Для него разрушенная нищая Сирия бесперспективна: она не стоит на трассе Великого шелкового пути нынешней эпохи. Значит, тратиться придется РФ, причем содержа еще и войска в Сирии, иначе там все снова заполыхает.

Сколько уже стоит русским сирийская авантюра Путина? Приблизительно три миллиарда долларов ежегодно. Точно ответить на этот вопрос сможет лишь следователь. Когда-нибудь. Но одно очевидно: правительство Асада – банкрот, и “кремлевским” явно приходится платить ему субсидии за счет секретных расходов бюджета РФ. Даже до войны нефть и газ не обеспечивали Сирии богатой жизни, она не Кувейт. А теперь основная часть сирийских месторождений находится вне контроля ВС РФ и администрации Асада. Это зона ответственности США и “кремлевские” никогда не решатся даже взглянуть в эту сторону. То есть даже на потенциальные углеводородные доходы рассчитывать нет оснований.

Можно ли назвать это разумной внешней политикой? Никакая военно-морская база в Тартусе и военно-воздушная в Хмеймиме не оправдывают столь чудовищных затрат. При этом ради снабжения группировки в Сирии “кремлевским” приходится все время ублажать своего “партнера” - Эрдогана. Турция уже заменяет Украину по части контроля за экспортом русского природного газа в Европу. И можно точно сказать, что турки еще выжмут из Путина и компании миллиарды долларов и в виде скидок по ценам на природный газ, и в виде доступа своих товаров на рынок РФ.

Все прочее также не оправдывает понесенных и будущих затрат.

Теперь только горький смех вызывает версия о том, что войной якобы предотвращено строительство газопровода из Катара в Евросоюз через Саудовскую Аравию, Ирак, Сирию и Турцию, который якобы мог вышибить “Газпром” с европейского рынка. Во-первых, американцы сами не заинтересованы в таком газопроводе. Они стремятся поставлять в Европу свой сжиженный газ. К чему им катарский конкурент, помимо “Газпрома”? Во-вторых, катарцам пришлось бы тянуть “нитку” через крайне недружественную им Саудовскую Аравию, а затем через Ирак, до сих пор пребывающий в состоянии войны. Потом через охваченную войной Сирию. Ну и через Турцию. Трудно даже вообразить, в какие суммы и усилия обошлось бы строительство такого трубопровода. И какие колоссальные затраты потребовались бы и на его охрану, и на транзитные платежи четырем странам.

Конкурентами “Газпрому” станут и газопровод “ТАП-ТАНАП”, идущий через Турцию и Адриатику в Евросоюз, с перспективой подключения к нему и иранского источника природного газа. И газопровод “ИстМед”, который запитает Европу природным газом с шельфов Египта, Израиля, Кипра и Греции. Войска РФ в Сирии этому никак не мешают. А дальше есть перспектива поставок газа в Европу из Ливии. Ведь они тоже объективно отбирают долю рынка у “Газпрома”, пускай даже в Ливии появятся частные военные компании РФ. Тут не война в Сирии нужна, а налаживание глубочайшей переработки природного газа в самой РФ, как это делает Саудовское королевство.

Сказки о том, будто басмачи из ИГИЛ могли бы взять всю Сирию и двинуть на север, в Закавказье и на Кавказ, яйца выеденного не стоят. Для этого виртуальному халифату понадобилось бы по дороге разгромить армии Турции и Ирана, а заодно и курдов. И не надо говорить о том, что Сирия – союзник РФ. Ни один союзник не стоит того, чтобы ради него подрывались силы собственного народа, чтобы твоя страна ставилась перед угрозой экономического краха и распада. Давно уже пора выскальзывать из ближневосточной ловушки. Ибо чем дальше – тем выше затраты. Причем во всех смыслах, потому что 200 миллиардов долларов - это эквивалент четырех Сочинских Олимпиад.