Сможет ли машина мыслить?

На модерации Отложенный

В конце ХХ века проблема моделирования функций человеческого мышления переросла в проблему создания систем искусственного интеллекта.

Создателем кибернетики является Норберт Винер (1894-1964), который в 1940 г. для защиты воюющей Англии придумал эффективную систему управления зенитным огнем по немецким бамбардировщикам, а в 1948 г. в США и Франции издал книгу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Она была переведена на русский только в 1958 году. Надо отметить, что сходные идеи высказывал еще в 20-е годы А. Богданов. Но К сожалению, в 40-50-х годах в нашей стране кибернетику объявили буржуазной лженаукой и «служанкой американского империализма», а поскольку единомыслие насаждалось силой, то это привело к стратегическому отставанию СССР в информатике. Правда, в конце 50-х годов пришла «хрущёвская оттепель», было издано несколько работ крунейших англоязычных  философов,  издана и работа Н. Винера, кибернетика стала развиваться. Но страны Запада и Япония тоже не стояли на месте, культура производства у них выше, поэтому отставание в этой области преодолеть не удалось.

В широком смысле кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Перед ней стоят две цели: моделирование функций человеческого мышления и инженерное применение этих моделей. Если механические машины увеличили физическую мощь человека, то развитие кибернетики увеличивает его интеллектуальную мощь.

Было бы наивным считать, что кибернетические системы могут делать только то, на что они запрограммированы, как наши персональные компьютеры.

Никаких принципиальных философских или естественнонаучных запретов созданию искусственного интеллекта (ИИ) нет. Но трудностей на пути создания системы ИИ оказалось больше, чем предполагалось. Да, ЭВМ играют в шахматы, пишут музыку и стихи, доказывают математические теоремы, решают задачи экономики и планирования. Но являются ли они мыслящими? Вряд ли.

Вообще словосочетание «мыслящая машина» противоречиво. Если нечто мыслит, то это не машина, а если нечто – машина, то по определению оно не мыслит. И функционирует как и положено машине: если то-то на входе, то на выходе то-то. Обучить машину вести непринужденную беседу, играть в разные игры можно. Но как наделить компьютер здравым смыслом, жизненным опытом, интуицией, совестью, эмоциями? Как наделить невербализуемыми качествами?

Только когда мы научим систему добывать знания, познавать, иметь собственные желания и цели, ценности и оценки, мы сможем считать её системой ИИ. Но тогда она уже не будет машиной, а системой, обладающей СОЗНАНИЕМ. Будет ли она иметь свои исполнительные органы? Возможен ли бунт таких «роботов»? Не потребуют ли они Конституционных прав?

Развитие информатики приведёт к новым социальным и нравственным проблемам. Возможно, человек совместно с системой ИИ достигнет таких высот, которые трудно прогнозировать. Но человек, ориентированный только на бездумное, а часто бессовестное и бессмысленное потребительство обречен на гибель, с кибернетикой или без.. Такой антропогенной нагрузки природа точно не вынесет.