Армянский эксперт: "В армяно-российских отношениях не все так радужно"

На модерации Отложенный

В мае 2020 гoда премьер-министр Никол Пашинян в очередной раз охарактеризовал отношения между Арменией и Россией как блестящие. Несмотря на это, в последние месяцы мы видим, как в контексте отношений с нашим ключевым внешнеполитическим партнером – Российской Федерацией – появляются все новые и новые сигналы, которые свидетельствуют о том, что дела обстоят не так радужно, как заявляют армянские власти. Об этом на пресс-конференции заявил председатель партии "Во имя социальной справедливости", эксперт клуба "Глас народа" Арман Гукасян

По его словам, о том, что в армяно-российских отношениях не все гладко, свидетельствуют несколько сигналов. "Одним из последних таких сигналов стал репортаж Общественного телевидения Армении о голосовании по поправкам в российскую Конституцию, в котором, в частности, ставилась под сомнение поддержка российским населением этих поправок. Странно слышать это от нашего государственного СМИ, ведь в России изменение конституции поддержало в итоге 78 % избирателей, в то время как в Армении вынесение конституционных поправок на суд общества вообще было отменено. Вызывает вопросы и информационное освещение в армянских СМИ российской помощи Армении в период борьбы с эпидемией коронавируса. Ведь если помощь из других стран начинает прибывать только сейчас, то Россия еще в середине апреля, то есть в разгар собственной эпидемии, направила в Армению мобильную тестовую лабораторию, а с февраля и далее ежемесячно – значительные объемы медицинских принадлежностей для проведения тестов на коронавирус. В Армению начал прибывать и российский врачебный персонал. Однако армянскими властями российская помощь в комментариях для СМИ как бы растворяется среди данных о содействии, в том числе гораздо менее значительном, других государств, среди которых, например, такие страны, как Литва и Польша. При этом Россия выразила готовность оказать союзникам по ЕАЭС и ОДКБ дополнительную помощь, но армянские власти предпочитают ее искать "с миру по нитке"",- сказал он.

По словам Гукасяна, очередным тревожным сигналом был и отказ от последней части российского кредита на модернизацию Мецаморской АЭС (оставалось всего около 70 млн. долл. из 270 млн.). Было объявлено, напомнил он, что в дальнейшем работы на АЭС будут профинансированы за счет бюджетных источников. Однако можно предположить, что при дефиците бюджета Армении ассигнования будут происходить за счет увеличивающихся кредитов МВФ и Всемирного банка. 

"Да, процентные ставки по кредитам МВФ чуть ниже (1,3 % вместо 3 %), однако в этой связи стоит помнить о двух обстоятельствах: а) Россия выделила в дополнение к кредиту безвозмездный грант на 30 млн. долл.; б) МВФ и другие аналогичные международные финансовые структуры представляют преимущественно интересы США и Евросоюза, которые требуют от нас как раз закрытия АЭС.

Финансировать наш ключевой энергетический объект за их счет по меньшей мере нелогично",- подчеркнул эксперт. 

По мнению клуба "Глас народа", в отношениях Армении с Россией существует еще ряд нерешенных вопросов, прогресс по которым мог бы значительно улучшить атмосферу в рамках двустороннего взаимодействия. Гукасян назвал главные из нерешенных вопросов: "Во-первых, административное давление на российские компании – стратегических инвесторов (в первую очередь «ЮКЖД» и «Газпром Армения»). Российский МИД открыто заявил об этой проблеме, однако в армянских околовластных кругах это вызвало возмущение, а также рассуждения о том, что подобные заявления будто бы нарушают суверенитет нашей страны. Уголовные дела, ультимативные требования сокращать персонал и при этом продолжать вкладываться в армянскую экономику, настойчивое выражение при этом пожеланий о снижении цены на газ – это, по нашему мнению, неверный арсенал методов в плане создания положительного инвестиционного климата". 

Во вторых, продолжил председатель партии "Во имя социальной справедливости", деятельность в Армении финансируемых США биолабораторий продолжают вызывать вопросы у российской стороны с точки зрения их реального назначения. Гукасян напомнил, что МИД республики в мае этого года сделал заявление, что данные объекты принадлежат Армении, полностью контролируются армянскими государственными структурами и на них работают только армянские специалисты. Однако, заметил он, по какой-то причине мы отказываем российской стороне в допуске на эти объекты: "Если исходить из того, что Россия – ключевой военно-политический союзник Армении, то неправильно строительством подобных закрытых объектов создавать повод для напряженности. По всей видимости, эти биолаборатории все-таки полностью подконтрольны США, которые уже вложили в них на территории нашей страны десятки миллионов долларов, и именно Вашингтон наложил вето на допуск туда россиян. Возможно, в рамках готовящегося к подписанию российско-армянского меморандума эти вопросы будут хотя бы частично сняты".

С учетом вышесказанного Арман Гукасян делает вывод, что правительство Армении за два последних года не только не укрепило отношений с Россией, но и, наоборот, создало в них предпосылки для возникновения напряженности. "Мы в очередной раз сталкиваемся с популизмом со стороны руководства Армении, когда желаемое во многом выдается за действительное. Очевидно, что нашей политике на российском направлении не хватает последовательности и продуманности",- резюмировал он.