Познавательная история. Снимки post mortem как жанр фотоискусства
На модерации
Отложенный
Небольшая познавательная статья о посмертных снимках 19 столетия. Много старинных фотографий. Тема специфическая, жутковатая, но имеет место быть в истории человечества. Впечатлительным людям смотреть с осторожностью: грусть-печаль. 18+ и не для слабонервных! Если не уверены, лучше не открывайте.
В этом посте речь пойдёт о посмертной фотографии. Это не только культурное и общественное явление, а также веяние моды, но и целый жанр фотоискусства, сейчас уже отошедший в далёкие анналы истории. От него нам остались лишь старинные снимки, хранящиеся в коллекциях: современным людям они могут показаться странными и жутковато-печальными, но в своё время они были традицией и служили определённой цели – сохранить тёплую память о дорогом усопшем человеке.
Семейство Келлеров. Мария и Эмиль приехали в Нью-Йорк из Швейцарии. У них умер новорождённый малыш, женщина тронулась от горя рассудком, находилась в больнице какое-то время. Выйдя оттуда, Мария убила мужа и старшую дочку Анну, после чего покончила с собой. Трагедия случилась в 1894 году. Всех похоронили в одном гробу:
Обычай этот взялся отнюдь не «из воздуха». До появления фотографии люди также старались сохранить облик ушедшего в мир иной человека, но при помощи иных средств. Этой цели служила и живопись, и скульптура, и различные виды графики. Посмертные маски появились ещё в Древнем Египте, а в Древнем Риме изготавливались восковые скульптуры знатных людей для использования на похоронах. Позже снятие гипсовых посмертных масок стало распространённым явлением, и до нас дошёл точный облик многих известных людей, запечатлённый таким образом. Эти маски использовались в том числе и для изготовления надгробных барельефов, бюстов, скульптурных портретов. Фотография уже на самой заре своего появления также нашла себе применение в этой области.
Несколько слов об изобретении фотографии. Дагеротип
Собственно «отцом» фотографии следует считать французского изобретателя Жозефа Нисефора Ньепса (1765 – 1833). Работу над этой идеей он начал ещё двести лет назад, в далёком 1816 году, а первое зафиксированное фотографическое изображение получил в 1822-ом, которое, впрочем, до нас не дошло. Первой в истории сохранившейся фотографией считается «Вид из окна» (1826). Экспозиция снимка длилась ни много ни мало – около восьми часов! «Мастерская художника» (1837). Дагеротип
Впрочем, Ньепс не смог протолкнуть своё детище «в массы». Гораздо более предприимчивым оказался художник Луи Дагер (1787 – 1851), который, что называется, довёл изобретение «до ума» и в 1839 году представил технологию дагеротипии Французской академии наук:
Для получения снимка использовалась медная пластинка, покрытая слоем светочувствительного йодистого серебра. При воздействии света на пластинке получалось изображение, которое проявлялось парами ртути и закреплялось раствором тиосульфата натрия. Экспозиция длилась от 15 до 30 минут: то есть, если вы хотели бы запечатлеть свой образ таким способом, вам пришлось бы в течение этого времени позировать перед объективом. Ну, а если вы моргнули или дёрнулись... Сами понимаете: дорогая пластинка испорчена.
Ниже – не посмертные снимки, просто дагеротипы известных людей:
И.И. Пущин (друг Пушкина), 1845 г. Дагеротип
Декабрист С.П. Трубецкой, 1857 г. Дагеротип:
Процесс дагеротипии был довольно дорогим удовольствием (впрочем, как и любая технология на заре своего появления), съёмкой занимались исключительно профессионалы, а о любительской фотографии, сейчас вполне общедоступной, тогда и речи не шло. Это сейчас мы с вами можем «нащёлкать» сотни и тысячи прижизненных фотографий, а в те времена посмертный снимок зачастую оказывался единственным портретным изображением человека. Уж по случаю похорон родные, как правило, раскошеливались...
Искусство фотографии post mortem. Смерть: от художественного образа к сухой документалистике.
Смерть всегда шла рука об руку с жизнью, она на каждом шагу настигала и будет настигать человека. Можно страшиться её и относиться к ней как к чему-то таинственному, а можно рассматривать её как неотъемлемую часть нашего существования. Детская смертность была просто огромной в те времена, да и собственно продолжительность человеческой жизни насчитывала не такой уж большой срок. В 18-19 веке она составляла в среднем около 35-40 лет, шансы дожить до глубокой старости были далеко не у всех. Смерть косила людей, пожинала свой урожай постоянно, подходя к порогу обыденного восприятия и зачастую переступая его. Как говорится, «Бог дал – Бог взял». Так и жили. Посмертная фотография приобрела популярность в 40-50-х годах 19 века в Западной Европе и США; в основном это были изображения младенцев, детей и подростков, а также людей, умерших во взрослом, но относительно молодом возрасте. Покойные средних лет и старики на таких снимках крайне редки: в образе людей, ушедших из жизни безвременно, есть что-то щемяще-пронзительное, трагично-возвышенное с художественной точки зрения.
Умерший родственник, запечатлённый на снимке, становился историей семьи, фотография сохраняла его внешний облик, становясь подспорьем для памяти любящих родных.
Особенность жанра post mortem photography в том, что покойным нередко придавались естественные, присущие живым людям позы. Для придания живости им раскрывали веки, а тело поддерживалось при помощи особых штативов – как в сидячем, так и стоячем положении. Благодаря искусству фотографов на таких снимках мёртвого человека иногда бывает непросто отличить от живого. Когда на смену дагеротипии пришли иные технологии – амбротипия и тинтайп, фотографы порой пририсовывали на закрытых веках зрачки, а щекам придавали розовый оттенок.
Штатив для поддержания тела фотографируемого усопшего:
Позади ног мальчиков хорошо видны «ножки» штативов:
Иногда на первый взгляд непросто отличить живого человека от усопшего на таких фото. Обратите внимание на оттенок кистей рук стоящей девушки по сравнению с руками сидящей. Это руки трупа. Тело покойной уже «не первой свежести»:
Отец и дочь. Обратите внимание на кисть руки отца, неестественно и безжизненно лежащую у головы ребёнка. Мужчина мёртв абсолютно точно. Малышка тоже: у неё связаны ручки...
С начала 20 века, с развитием самой фотографии, появлением похоронного бизнеса и отношением общества к похоронному процессу как к сложному публичному ритуалу, посмертная фотография начала отходить от своих позиций художественного портрета, становясь всё более документальной, призванной лишь сухо отображать само похоронное действо, запечатлевать его для истории. Акцент стал делаться уже не на самом покойном, его лице и облике – отныне в кадр включалось и убранство гроба, и интерьер помещения, в котором происходило прощание. Посмертная фотография исчезла как особый жанр, и сейчас мы нередко можем видеть фотографические репортажи с погребения известных личностей – да и не только известных. В фотоальбомах каждого из нас наверняка найдутся снимки, сделанные на кладбище...
Пример документального кладбищенского снимка. Образу покойного уже не придаётся такого значения, он находится вместе со всеми на общем плане. Печальный кадр из семейной хроники:
Сейчас, когда практически каждому человеку вполне по средствам любительская камера, да и любой, даже самый недорогой мобильный телефон оснащён ею, особая «магия» фотографии сравнялась с обыденностью. Это уже не какое-то непостижимое технологическое чудо, как бытовало на заре зарождения этого искусства; оно прочно вошло в нашу жизнь и не мыслится чем-то сверхъестественным. «Зеркалки», «мыльницы», цифровые фотоаппараты... Чего только не предлагают нам современные технологии! А когда-то дагеротипы, с которых невозможно было отпечатать копии, как с негативов, почти равнялись живописному портрету, отличаясь от него лишь большей реалистичностью. Конечно, они были быстрее по исполнению и дешевле по стоимости, чем выполненное кистью изображение, но наверняка казались тогда людям чем-то фантастическим. Но человеческая мысль не стоит на месте, прогресс шагает вперёд, технологии удешевляются и становятся доступными «широким массам». Так было с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом, телевидением... Нам остаётся сейчас только всматриваться в старые чёрно-белые снимки, многие из которых отличаются неплохим даже по современным меркам качеством, и думать о бренности нашей телесной оболочки.
Смотреть в глаза родителям, потерявшим ребёнка, невыносимо тяжело:
Три сестры, жива только одна - та, что в центре:
Внучка и бабушка:
https://www.youtube.com/watch?v=l14BEG-9pP0
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=V7jkP0SX6hY
https://www.youtube.com/watch?v=ao7MuX1HMy4