КАТАСТРОФЫ РУССКОГО СОБЫТИЯ

На модерации Отложенный

Пролог



«…Пьющие мед в гостинных палатах 
роды князя Словена Старого, 
те, что изгнали лютую мглу от Непры-реки, 
слушайте песнь Бояна! 
Будем сынами своих отцов!..»
(Из Гимна Бояна, 
прим. VI в. н.э. Пер. с др.слав. А. Асова)



В древности, то, что сегодня мы называем емким эпитетом – национальная культура, было частью события, (в его первоначальном значении – «со-бытия»), и даже более того – частью повседневного быта, в результате чего шло постоянное накопление ее ценностей. Проникновение в одну национальную культуру, элементов культуры других этнических групп происходило естественным путем, проходя большой адаптационный период. Таким образом, это проникновение вело к обогащению культурной среды. Можно сказать – культура естественно эволюционировала. Как известно, эволюция не вносит потрясений и не нарушает естественного порядка, поскольку она сама является естественным порядком. 
В последние, да и многие предыдущие годы, посредством прессы, «толстых» журналов, специальных книг, телевизионных и радио дискуссий, в диспутах на интернет-форумах озвучивается проблема сохранения и умножения национального культурного достояния России. На протяжении длительного времени эта проблема не просто не ослабела, а стала, что ни на есть ключевой, разумеется, если мы хотим дальнейшего развития нашего общества, сохранения государства нашего, как уникальной мульти-этнической системы, равной которой, еще никогда не существовало на земле. 



Первое «цунами»*



«…То Арию память и Скифу то гимн! 
Злата шеломы на тризне сыпь!...»
(Песнь Бояна, I-VI век н.э.)


Прошедшее тысячелетие, а особенно последние три века были ознаменованы мощным напором революционных процессов в русской бытийной культуре. Первой революцией стало, как это не кощунственно звучит, крещение Руси. Единовременно с христианством Древняя Русь получила новую письменность и, соответственно, новую литературу. Тут же возникла необходимость в обеспечении новых, христианских церквей и монастырей "учебным материалом", причем непременно на русском: в необозримых количествах потребовались богословские книги, исторические книги, потребовалось познакомить новообращенных христиан с христианской моралью, историей, догматикой; с историей причем – в самом широком смысле этого слова: с историей Вселенной, народов и государств, и с историей церкви, и, наконец, с историей жизни христианских подвижников. Одним словом – создать огромный пласт мировоззренческой литературы, такой, который в Европе накапливался веками. Можно сказать так – что Европа приобрела естественным, эволюционным путем, то на Русь нахлынуло как цунами. Сметая на своем пути все древнейшие устои, миропонимание, мироощущение, все составляющие культуры общественного бытия, волна эта смяла саму ментальность народа, привела его в состояние растерянности. Разобщение низов, достигло наивысших пределов, что само по себе поставило Русь на грань выживания как единый этнический организм. Крещение, не дало Владимиру Крестителю желаемого результата. На этом фоне, последовавшее вскоре Монгольское нашествие, которое и стало возможным благодаря тому, что страна была разломлена и событие народа рассеяно, выглядит благом для Руси, поскольку именно «иго» стало катализатором обратной реакции и вернуло славян на путь естественной культурной эволюции, но уже под знаменем христианской идеи и пред лицом общего для Руси врага. Таким образом, революционные процессы, были водворены в русло процессов естественного течения. Пришла новая культура и стала частью нового бытия. Следовательно, Русь стала сосудом, из которого вылили содержимое и наполнили новым. При этом, на донышке, все же остались капельки, которые попав в новую среду, образовали особенную смесь, что обусловило сохранение индивидуальности, самобытности русской культуры.
*Цунами (яп.): цу – волна; нами – бухта; («Волна разрушающая бухту».)

 

Петр Великий – ураган над Русью



«…Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. 
То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей…» 
(«Песнь птицы Гамаюн» - V(?) век до н.э.)


Следующая революция произошла при правлении Петра I. Занявшись европеизацией России, Петр нарушил ритм многовекового хода культурной эволюции. И дело не в платьях и бритье бород, не в кораблях. Новоиспеченный император принес в Россию европейские, читай макиавеллевские принципы управления государством и связанные с ними новые моральные установки. Именно на этот период пришлось самое мощное наступление на остатки славянских традиций, многие из которых к тому времени были канонизированы Православной церковью. 
(В качестве примера можно привести празднование дня Ивана Купалы (Иоанна Крестителя), заместившего собой праздник Купалы Макоши или появления дмитровской (родительской) субботы, день поминовения умерших, порицаемого доселе культа. По мнению историка В.И. Чичерова этот древний культ был внедрен в церковную практику преподобным Сергием Радонежским, в память о русских воинах погибших в 1380 г. Не секрет, что канонизация многих древнеславянских культов дало мощный толчок для умиротворения язычников и обращению их в христианство. Поскольку именно порицание церковниками древних традиций было основной причиной непринятия христианских учений). 
Ко времени восшествия на престол Петра I, в России уже началась стабилизация внутригосударственных взаимоотношений, народ и страна оправлялись от длительного и разрушительного периода смуты. К этому времени, с XVI века, Россия уже жила по законам и правилам «Домостроя», примирившего древние славянские правила духовного и гражданского события и христианские. Русские государи, а следовательно и знать, соотносили свои поступки с многочисленными «житиями», а так же с популярными «молениями» и «словами», например – «Моление» Даниила Заточника. В нем Даниил Заточник (заточник (ст.слав.): отшельник – прим. Авт.) в виде униженной просьбы маленького человека, дает наставление князю о методах руководства и владения землей и людьми. Данное наставление пропитано принципами Христианской духовности и морали. В сущности, Даниила можно было бы назвать русским Макиавелли, но с одной оговоркой: у него отсутствует злокозненность и лукавость, присущие содержанию книг европейского философа. «Моление» Даниила понуждает правителя, при вершении судеб подданных, поступать в соответствии с христианской добродетелью, у Макиавелли же описаны способы получения выгоды при осуществлении руководства государством. В этом принципиальная разница предыдущей и петровской, а затем и постпетровской, системы государственного управления и, что самое главное, внутригосударственных взаимоотношений.
Петр I стал рубить корни, подрывать многовековую основу государства, создав условия для развращения общества. В желании пополнить опустошенную им же самим казну, сей «великий» государственник «подсадил» русский народ на алкоголь и табак, создал условия для мздоимства, казнокрадства, внедряя в быт дворянства довольно пошлое в те времена европейское искусство, поощрял низвержение вековой этнической культуры. Всячески уничижая в глазах простолюдинов роль священнослужителей, вплоть до патриарха, Петр создал условия для проявления неверия, возрождения (уже в извращенном виде) колдовских обрядов, вплоть до человеческих жертвоприношений, с которыми потомкам пришлось бороться, аж до конца XIX века, об одном из таких случаев, весьма ярко живописал Г.И. Успенский. Можно с уверенностью утверждать, что Петр заложил фундамент для последующих смут и бунтов в России. От пугачевского, до октябрьского. 



Вихрь революции



«…Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков".
(Поучение Владимира Мономаха. 1096 г. н.э.)

  
С XIX века до революции 1917-го, да и после нее, вплоть до периода массовых сталинских репрессий, как это не странно на первый взгляд выглядит, охрану и преумножение достояния русской культуры взяла на себя самая развращенная с точки зрения священнослужителей часть общества, русская творческая и научная среда. Именно благодаря этой группе интеллектуалов был сохранен, обогащен и возвышен носитель всей нашей истории и культуры, великий и могучий русский язык. 
К началу XX века, в городах появились общедоступные музейные залы и библиотеки, открывались новые, светские, учебные заведения, выпускавшие ежегодно тысячи специалистов гуманитарного профиля. Множеству из них предстояло пройти тяжелый путь на избранном поприще. Молодые ученые разъезжались по всей империи, занимаясь собирательством, систематизацией и изучением не только русских этно-культурных ценностей, но и многих народов населяющих империю. Разумеется, деятельность эта велась в большинстве своем энтузиастами, государственный аппарат не оказывал помощи ученым и исследователям в делах, не приносящих дохода в казну. Зато государство активно поддерживало индустриальные проекты и торговлю, благодаря чему в России значительно увеличилось число богатых людей, многие из которых встали на путь меценатства и подвижничества.

В результате, к 1914 году от забвения были спасены тысячи памятников русской культуры, ее языка и письменности, а также памятники культуры многих народов России. Более того, из пучины забвения были извлечены настоящие шедевры древнерусской литературы. Например, приведенный ниже «Гимн послушца бояна», являющего собой свидетельство существования у славян примеров высокой поэзии, задолго до появления кириллического письма, или «Влесова книга», древнеславянская летопись, охватывающая 1500 лет истории, (с 650 г. до н.э. по третью четверть IX века н.э.). Они дошли до нас в виде клинописи. Рунница, на которой произведена запись, оказалась способной к передаче не только бытовой информации, но и красоты древнего поэтического стиля. 

…О земеголы, к вам воспою! 
Вы даром кормили, поили меня - 
и грянул глас руса, кого наставлял 
сам князь Старый Бус - Бояна отец. 

О Бусе - отце молодого волхва, 
о том, как он бился, врагов поражая, 
пел волхв Златогор. 
Златогоровы гимны - 
воистину вы хороши! 

Он пел, как Чегирь-звезда 
летела в огне драконом, 
сияя светом зеленым. 
И сорок волхвов-чародеев, 
в стожары глядя, прозрели, 
что меч Яра Буса до Киева славен! 

И как Златогор отца воспевал 
старой былины слогом, 
так и я, Боян, ныне пою 
и славлю - кого люблю…
  (Перевод А. Асова)

Кроме русских культурных сокровищ, в XIX и вначале XX века были подняты из глубин народной памяти, переведены и записаны для истории гениальные литературные творения калмыков (Джангар), сказания аланов, нартов, карелофинов (Калевала) и др. Были записаны и представлены миру литературные памятники народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Семимильными шагами шло культурное обогащение народов России, но страшное препятствие было воздвигнуто на этом пути…
Низвержением всяческих общественных моральных принципов и устоев пронеслась по России очередная революция 1917 года. Можно сколь угодно твердить о том, что эта катастрофа была создана некими внешними силами, но зерно прорастает лишь в плодородной почве. Этой почвой стала воцарившаяся дикая социальная несправедливость, вырождение династии Романовых и, как следствие, ее неспособность осуществлять рациональное руководство империей, ряд проигранных войн и трагическое положение русской армии во время Первой Мировой войны стали той самой плодородной почвой на которой проросло семя Пролетарской революции. В эпицентре урагана оказалась религия. Вера к тому времени была окончательно ослаблена, и потому уязвима. Волна опрокинувшая, смешавшая естественный ход истории тысячу лет назад снова нахлынула на Русь, но опустошила теперь сам дух нации. Крещение принесло с собой новую Веру, мораль, нравственные устои. Уничтожая старое «жилище» христианство предложило народу новый дом и нового спасителя душ и чресл. Большевики же, на первых порах ничего взамен, кроме хлеба, земли, заводов и фабрик не предлагали. Материализм пришел на смену духовности. Все в угоду Мамоне. Коммунизм, как некий эквивалент Рая, на самом деле подразумевал всеобщую справедливость в материальном мире. Впервые за всю историю Руси душа народа была оставлена без внимания и заботы. Атеизм, повсеместно червивевший нацию, способствовал укреплению власти партийной элиты и ее вождей. Позже Христианская церковь, снова будет востребована, и сам Сталин станет всячески, пусть и не афишируя этого, искать в ней союзника. Это случится вскоре после начала Великой Отечественной Войны, когда потребуется нечто большее, чем идея равенства и братства, для поддержания духа человеческого…  
Однако, в самом начале революционных преобразований, большевики допустили серьезную для себя «ошибку», предприняв борьбу с безграмотностью. Поскольку в их рядах было не так много грамотных, способных к учительской практике людей, то им пришлось воспользоваться опытом преподавателей старой формации. Не было к тому времени и новой методики обучения, отсутствовали учебники. Потому весь образовательно-воспитательный процесс велся в соответствии с выработанными в российской образовательной практике традициями. А по сути, продолжался процесс начатый в XIX веке. Результатом стало усиление исследовательской деятельности в области истории культуры и языка. 
Не имея на первых порах своих поэтов и писателей, большевики были вынуждены мобилизовать инженеров душ, взращенных на почве русской фольклорной и христианской традиций, что, в последствии, обусловило развитие и сохранение корневой системы русской этнической культуры, а равно и других этнических групп вновь созданного государства.



Последние годины



«…Течет Ра-река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает…»
  (Велесова книга, 650 г. до н.э)


Если разобрать все выше описанное, остается удивляться, как же России удалось выжить – при всех напастях внутренних и внешних стихий, при столь кардинальных поворотах в ходе ее истории, каких не выпадало ни на один народ на свете? Ведь были на земле империи, и даже целые цивилизации, которые пали, в сравнении с тем, что испытала Россия, от дуновения ветерка. Но все удивления пройдут, если обратить внимание на самое главное: при всех бедствиях, сменах устоев и общественных переустройствах у России оставалось нечто, сберегающее ее от окончательного распада – это ее культурное наследие. Особенность Русской культуры – в ее способности впитывать в себя, перерабатывать в себе, за счет этого обогащаться и из всех передряг выходить еще более сильной. Но, при этом, должно выполняться одно непременное условие. При всех политических, экономических и других суетных осложнениях, во главу угла должна ставиться душа человеческая, как единица народного духа, который является носителем культуры, традиций, языка. Именно русская культура в симбиотической связи с культурными достояниями и традициями составляющих федерацию народов, а не танки, банки, и прочее, выведут государство из состояния стагнации на путь процветания. Всякий народ нуждается в национальной идее. У России нет другого пути, кроме внедрения в общественное сознание принципов взаимозависимости культур и традиций, образовавшейся на фоне многовековых связующих процессов. Получив и впитав это знание, наше многонациональное население станет единым организмом.
С падением Социалистического общественного строя на Россию обрушилась очередная лавина. Только с Всемирным потопом можно сравнить нахлынувшее на Родину бедствие. Государства, лишенные национальной культуры как таковой, (в первую очередь, США), стали диктовать России свои взгляды на жизнь, за которыми, кроме идеи материального обогащения, как цели существования человека, нет ничего. 
Анализируя цепь истории нашего народа, Запад осознал, наконец, на чем держится земля русская и чего ее следует лишить. Именно поэтому было предпринято массированное наступление на культуру. Во времена хрущевской оттепели, это наступление было выражено в виде появления новых веяний в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Однако западные идеологи существенно просчитались. Все попытки поддержать эти новые веяния, которые по определению должны были затмить предыдущие в этой области достижения, разбились о могучесть русского наследия, а новые таланты, которые должны были низвергнуть нашу культуру, попросту стали ее частью.
Поэтому новая доктрина Запада, начиная с 70-х годов ХХ века, предусматривала замещение потребности общества в культурном обогащении на потребность обогащения экономического. И это им удалось. Уровень культуры падает с ужасающей быстротой. Не спасает сегодня даже возрождение церкви Христовой. На подавление в народе культурной составляющей пущены колоссальные финансовые средства. В результате, стало сбываться древнее славянское пророчество: «Но воины станут рабами многословия, и от многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете рабами дани и золотых монет, и за монеты захотите продаться врагам». 
Ни в коем случае нельзя считать адекватным то мизерное вспомоществование, которое выделяет государство на сохранение души своего народа. Озаботившись сохранением территории, как носителя материальных богатств, государство не озаботилось, или недостаточно озаботилось сохранением народа, как носителя самого государства. Надо сказать, что в попытке сохранить Веру в народе, и Православная церковь, допускает ту же ошибку что и государство. Сегодняшние отцы Церкви, на мой взгляд, недостаточно озабочены сохранением народа, как носителя Веры. Тем не менее, единственная сила, которая сегодня способна затормозить пагубные процессы в российском обществе – это Православная церковь.
Египет, Греция, Персия, Рим, Византия… Все эти цивилизации и империи пали из-за утраты пьедестала состоящего из национальной культуры, истории и религиозных ценностей, а не в результате иноземного вторжения. Напротив, иноземные вторжения становятся возможными тогда, когда душа нации ослабевает.

Знаю, нет у нас больше Руси.
Потому, как не мощные духом,
Наши груди не стали носить
Ее сердце и пламя потухло.

Исполать нам не ведать Отчизны. 
Бродим, словно не доеный скот,
И мычим пастуху укоризны,
Бывший богоизбранным народ.

Мы еще осеняем крестами
Свои чресла, молитвы поем…
Но, уже вразнобой, и… устами…
Каждый сам о себе, о своем…
  (Стихи автора)


Боже спаси нас от нас самих!..