«Союз-5» и «Ангара-А5»: что не так с российскими ракетами

На модерации Отложенный

 

«Ангара-А5»: работа над ошибками или их повторение?



Носитель тяжелого класса «Ангара-А5» — важный проект для российской космической сферы и для обороноспособности страны. Ее, а также улучшенную «Ангара-А5М», которая будет обладать большей грузоподъемностью, хотят применять для запусков спутников в интересах Минобороны. В июне, напомним, стало известно о подписании контракта между «Роскосмосом» и Министерством обороны на четыре ракеты «Ангара-А5».

С коммерческой эксплуатацией все намного сложнее. Летавшая всего один раз, в рамках испытательной миссии в 2014-м, ракета, по сути, оказалась не нужна рынку. При вдвое большей, чем у «Протона-М», цене запуска, перспектив потеснить прямого конкурента в лице Falcon 9 практически нет. К слову, по итогам первой половины 2020-го SpaceX совершила больше ракетно-космических запусков, чем Россия, Европа и Япония, вместе взятые.

В этой связи весьма интересно мнение создателя «Ангары», бывшего генерального директора (2005-2012 годы) и генерального конструктора (2009-2014 годы) Центра Хруничева Владимира Нестерова. О перспективах носителя он рассказал в интервью РИА «Новости».
 


Было бы наивно полагать, что создатель будет критиковать свое детище. Тем не менее, оценка превзошла самые смелые ожидания.
 

«Это лучший в мире комплекс. Я говорю как человек, который сорок восемь лет занимается ракетами, который знает все про китайцев, индийцев, японцев, израильтян, иранцев, европейцев и американцев, я говорю, что «Ангара» — лучший в мире ракетно-космический комплекс. У него есть лишь только один крупный недостаток, по которому нас в своей ракете превзошел Маск, — возвращаемая первая ступень»,


— заявил Нестеров.

Чем же так хороша «Ангара-А5»? Если вкратце, всем! (По крайней мере, по мнению бывшего главы Центра Хруничева.)
 

«Двигатель первой ступени «Ангары» — РД-191. Это уникальный по своим характеристикам двигатель. Никто в мире никогда не делал и еще лет десять такого не сделает. РД-0124 на второй ступени. У него удельный импульс 359 единиц. Ни одному конструктору в мире, даже Илону Маску, такая цифра даже не снилась»,


— говорит экс-руководитель.
 


И правда, к техническим аспектам «Ангары» нет претензий: вернее, их не было на момент 90-х, когда ракету начали создавать. Сейчас же керосиновые ракетные двигатели плавно уступают место перспективным двигателям на метане. Последний дешев, имеет широкую сырьевую базу и, в отличие от керосина, не оставляет побочных продуктов горения в виде сажи.

Метановые двигатели давно и небезосновательно считают самым перспективным направлением. Речь не просто о концепции. Недавно Blue Origin поставила United Launch Alliance первый метановый ракетный двигатель BE-4 для перспективной тяжелой ракеты Vulcan — прямого конкурента «Ангара-А5». Не нужно забывать и про метановый Raptor от SpaceX, который будут устанавливать на космический корабль Starship и ускоритель Super Heavy. А еще все эти ракеты видят многоразовыми, чего, вероятно, представителям семейства «Ангара» не светит никогда (что, кстати, верно подметил сам Владимир Нестеров).
 


Можно возразить, что «Ангара-А5» уже летает, в то время как перспективные ракеты только предстоит создать. На самом деле это справедливо лишь отчасти. Летно-конструкторские испытания российского носителя, по самым скромным оценкам, продлятся примерно до середины 2020-х.

С учетом динамики «частников» к тому времени можно будет ожидать полноценного введения в строй метановых Vulcan, New Glenn и даже Starship Илона Маска.
 

«Иртыш»: старый «Зенит» для нового рынка


Кроме оценки «Ангары», экс-руководитель Центра Хруничева проанализировал перспективы средней ракеты «Союз-5», известной также как «Иртыш» или «Феникс».

По сути, именно она должна стать главной российской ракетой-носителем после вывода из эксплуатации ракет «Союз». Несмотря на похожие названия, новая ракета не будет иметь с ними практически ничего общего, представляя собой в широком смысле развитие советского «Зенита». Сейчас «Союз-5» видят двухступенчатой ракетой среднего класса, способной вывести на низкую околоземную орбиту семнадцать тонн полезного груза. Это меньше показателя тяжелого Falcon 9, но больше, чем, например, у «Союза-2.1а». На первой ступени «Иртыша» будет установлен керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ, представляющий собой в развитие РД-171 для ракет «Зенит». На второй ступени будут два двигателя РД-0124МС.
 

«Союз-5» и «Ангара-А5»: что не так с российскими ракетами


Внешне ракета будет похожа на Falcon 9. Впрочем, возвращаемой первой ступенью «Иртыш» похвастаться не сможет. И вообще не совсем понятны его преимущества даже на фоне старых советских ракет. «Я думаю, что «Союза-5» не будет в связи с тем, что он никому не нужен», — заявил Владимир Нестеров о детище РКК «Энергия».

Сложно сказать, чего здесь больше: возможно, причина в широком внимании СМИ к «Союз-5» или в критике средствами массовой информации самой «Ангары», однако в любом случае в словах бывшего руководителя Центра Хруничева есть доля правда.

Напомним, еще в 2018-м бывший руководитель компании S7 Space Сергей Сопов заявил, что «Союз-5» — это, по сути, подросшая и потолстевшая ракета «Зенит».
 

«Зенит» — это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением».


 

Аналоги будут?


В целом два основных российских носителя обозримого будущего, «Ангара-А5» и «Иртыш», страдают от схожих концептуальных проблем. Будучи разработанными с оглядкой на 90-е, они в значительной степени устарели задолго до начала полноценного введения в эксплуатацию.

Сам Владимир Нестеров полагает, что одним из вариантов может стать метановая ракета «Союз-СПГ»: ее, по мнению руководителя Центра Хруничева, нужно делать многоразовой.
 


Не совсем понятно, как именно российские (да и не только российские) специалисты смогут наверстать отставание в этом направлении от SpaceX. Ведь создание многоразовой ракеты требует не просто политического решения: нужны технологии, финансирование, многолетний опыт проб и ошибок, а также четкое понимание того, на какой сегмент рынка можно претендовать.

Важно сказать, что сама по себе многоразовость не есть ключ к успеху, а представляет не более чем одну из его составных частей, по крайней мере, если говорить о перспективных носителях.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать: для того чтобы создать по-настоящему успешную ракету и рассчитывать заполучить долю современного рынка, российским разработчикам придется переосмыслить подход к проектированию ракет.