Изгнание евреев из России

На модерации Отложенный

Нельзя сказать, что ситуация вокруг еврейского вопроса в Киевской Руси была стабильной. Положение евреев напрямую зависело от настроений правителей. Мнения историков о том, были ли во времена Киевской Руси еврейские погромы и гонения, разделились. Однако игнорировать тех, кто подтверждал антисемитизм некоторых князей, нельзя. Особенно, когда это мнение авторитетного деятеля – «отца русской истории» Василия Никитича Татищева.


Василий Никитич – историк, бесспорно, неоднозначный, ведь он часто писал без упоминания источников. Однако это не помешало ему создать первый капитальный труд по русской истории – «Истории Российской», а также основать Ставрополь, Екатеринбург и Пермь. Вот что писал Татищев о событиях, произошедших после Киевского погрома 1113 года:


«Когда же князи съехались на совет у Выдобыча, после долгих рассуждений уставили закон таков: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, но многих по городам и на путях своевольные побили и разграбили. С сего времени евреевв Руси нет, и если кто из них приезжает, народ их грабит и убивает».
В «Повести временных лет» зафиксирован тот факт, что в 1113 году после кончины князя Святополка Изяславича в Киеве начались масштабные беспорядки, в результате которых пострадали и евреи.


Святополк был жестоким и жадным правителем, о чем свидетельствуют многие летописи. Например, в 31 слове «Киево-печерского патерика» говорится, что он «…много насилий делал людям, без вины искоренил до основания семьи многих знатных людей и имение у них отнял». Поэтому после известия о кончине Святополка Изяславича измученные киевляне, почувствовав свободу, устроили бунт. Академик Б.Д. Греков расшифровал запись из «Повести временных лет»: «Народ киевский восстал и прежде всего бросился на двор киевского тысяцкого Путяты, который всегда держал сторону Святополка и его сына.

Потом разграбили дворы сотских и ростовщиков». В оригинале речь идет о евреях, которые занимались торгово-ростовшической деятельностью: «…кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я».


Татищев утверждал, что, когда начался погром, киевские евреи отправились за спасением в синагогу. Документальных подтверждений этому утверждению нет, однако и бессмысленным оно не является. Вспомним события 1099 году, когда крестоносцы ворвались в Иерусалим. Те, кто выжил в первые дни, закрылись в синагоге, которая в конце концов была сожжена после неудачных попыток врагов в нее попасть. В те далекие времена синагоги возводились не только как места богослужения, но и как возможные убежища.


В «Повести временных лет» нет ни слова о причинах еврейского погрома 1113 года. Русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров в 1892-м году в первой статье «Евреи в России», напечатанной в журнале «Русское обозрение», писал: «…Мало-помалу евреи стали опять возвращаться в юго-западные русские города. Особенное усиление еврейства в этих городах надо отнести к XIII веку, ко времени усиления еврейства в соседней Польше, герцог которой Болеслав дал безопасное убежище в своем государстве гонимым в Западной Европе евреям». В свою очередь священнослужитель Михаил Стельмашенко опроверг эту мысль в 1911 году в своем труде «Правда о русских евреях»:


«Важная черта в летописной характеристике евреев ХІІ века – это экономический гнет, причиняемый местному коренному населению. «Они многие обиды и в торгах вред христианам чинили», они «отняли все промыслы христиан». Поэтому-то киевляне после погрома и стали просить «всенародно об управе на жидов». Суд киевских князей земли Русской уже нам известен. Они постановили изгнать евреев из всей земли Русской. И ни один поместный летописец не упоминает о них до начала XV века».