Свобода для или от?

На модерации Отложенный

                            Размышления о свободе,  и не только.

        Работая в системе исполнения наказаний, мне часто приходилось задавать себе самому вопросы: «Почему в местах лишения свободы, основная часть осужденных  имеет в целом нормальное поведение, а  на воле более агрессивное? Почему в период отбывания наказания они  умеют отличать доброе от злого  и очень часто путают их местами там на воле?» Я долго не мог понять, почему осужденные, смотря фильм С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя» сопереживают Г.Жеглову и В.Шарапову, а не  себе подобным уголовникам из банды «Черная кошка». Да и вообще практически все осужденные, читая ту или иную книгу или смотря тот или иной фильм, отдают предпочтение исключительно положительным героям. Оказывается, чувство добра и справедливости есть практически у любого человека. Однако, если все люди добрые в душе откуда берется зло. Может, следует поискать первопричины преступлений в мире, познать природу греха, узнать, где он скрывается? Стал изучать Евангелие, другую религиозную и духовную литературу, психологию, окружающий мир и  самого себя со стороны. В результате длительных наблюдений и анализа, я пришел к выводу, что первопричиной греха, являются врожденные инстинкты, один из которых – инстинкт самосохранения положил начало главному человеческому греху - гордости (эгоизму, гордыне, излишнему самолюбию), от которого в основном и истекают все последующие. За исключением, может быть, блуда и чревоугодия, которые происходят от других инстинктов человека. Даже уныние наступает от гордости. В этом случае человек жалеет самого себя. Покрывало гордыни всегда мешает человеку увидеть себя со стороны. Думая о себе и стараясь хоть чем-то выделиться, человек невольно перестает видеть что-то ценное в других людях, становится агрессивным, ищет справедливого отношения к себе, а не к другим, болезненно воспринимает критику, винит во всех несчастьях других и т.д. Получается удивительный парадокс - стараясь слишком угодить себе  (максимально удовлетворить свои инстинкты), мы невольно губим самих же себя и незаметно для себя превращаемся в разумных животных. Так, в силу названных причин и родились эти лишенные равнодушия размышления. Возможно, они не новы, но, думаю,  не безынтересны.

         В мире во все времена очень часто говорили и, наверное, будут говорить о свободе. Свобода… Какое же это сладкое слово. Действительно, есть что-то притягательное в этом слове. Человек невольно втягивается в азарт, впадает в искушение, когда ему обещают свободу и редко задумывается над значением этого слова. Он как бы  мысленно погружается в состояние ожидания некоей благодати, которая, дескать, должна обязательно наступить одновременно с приобретением этой пресловутой свободы. Все революции и войны прямо или косвенно начинались и оправдывались свободой. За эту мечту люди были готовы отдать даже саму жизнь. Действительно, вряд ли кто-нибудь готов умереть за порабощение.

        Между тем, все не так просто и вот почему. Главным заблуждением человека является то, что свобода ассоциируется у него с   какими-то материальными, видимыми благами, хотя на самом деле имеет чисто духовное понятие и соответствует таким понятиям, как избавление, очищение. Ее нельзя видеть и ощутить, поскольку это  глубоко осознанное действие человека направленное от чего – то. Другими словами, свобода означает усилие воли направленное на избавление от  не заложенных  в человеке с рождения, а приобретенных в процессе жизни качеств, например, от страстей и пороков, зла и ненависти. То есть это, прежде всего, понятие освобождения от чего - то плохого в человеке, мешающего ему добиться истинной человечности. Абсолютно свободных людей нет, но более свободен тот, который менее подвержен соблазну и тот,  у которого менее возможностей для соблазна и искушения. Все другое, которое сейчас принято называть свободой, к свободе как таковой отношения не имеет и может называться как угодно, например, волей, вольготностью или вседозволенностью и тому подобным понятиям.

         Безусловно, свобода дана Богом не для извращения природной сущности человека в высшем понимании этого слова, не для максимального удовлетворения его животных инстинктов различными страстями и похотями, а для контроля над ними.  Не случайно, главной свободой в любой религии является свобода от греха, уродующего  человека изнутри и влекущего к его скорой духовной  смерти (и не только). Так, христианство выделяет 7 смертных грехов: гордость (излишнее самолюбие, гордыня, эгоизм), зависть, сребролюбие (одержимая любовь к деньгам и роскоши), блуд, гнев, чревоугодие, уныние. Формы этих грехов разнообразны. Сегодня, на мой взгляд, становятся обыденными, не призываются к стыду и мало тревожат общество такие пороки, как лень, словоблудие, осуждение, лицемерие, злопамятность,  пьянство и т.д., которые помимо того, что сами вредны, еще и невольно стимулируют друг друга. Вот от них-то человеку и надо освобождаться. Государство в этом деле не должно быть безучастным. Система ограничений и запретов в государстве, в воспитании молодого поколения максимально должна быть направлена на приобретение этой высшей стадии свободы. Либерализм в отношении ряда обостривших болезнь общества страстей и пороков неуместен. Это не уличные дружки, от которых можно  легко отвязаться.   Принцип вольных рыночных взаимоотношений,  где некоторые пороки не осуждаются, а порою и невольно пропагандируются, ведет к очень опасным, а зачастую и трагичным последствиям. Именно в этом отношении государство всегда имеет  моральное право на принуждение к свободе  тех, кто не желает добровольно избавляться от своих явных или косвенных пороков и невольно способствует их дальнейшему распространению. Необходимо помочь этим людям освободиться, поскольку сами они вряд ли догадываются, что находятся в собственном невидимом плену или близки к нему. Надо  бороться за соблюдение  именно прав человека, а не прав его ненасытной  животной составляющей. «Благими намерениями (т.е. ведущими к искушению) вымощена дорога в ад». Эта народная мудрость особенно актуальна сейчас.

          Духовенство призывает человека к внутреннему принятию такой свободы каждым человеком через покаяние путем смирения. Дескать, всем надо идти в храмы, приобщаться к религии,  молиться и Бог, мол,  простит все наши грехи, даст душевный покой и благодать. Многое делается для приобщения мирян к нравственным началам, что само по себе очень неплохо. Повсюду строятся и восстанавливаются храмы. Вместе с тем редко напоминается человеку о том, что он сам является храмом и носителем Бога. Не в рукотворных храмах Господь живет. Эта истина одна из основополагающих  в Новом Завете.  Именно  храмы человеческих душ гораздо более ценны, чем все духовные архитектурные сооружения вместе взятые. Очень у многих этот храм Бога живого под гнетом страстей и искушений приходит в негодность, разрушается. Одной только лицемерной  церемонией исповеди и покаяния  его восстановить не возможно. Да и плохо идут люди, за небольшим исключением, в эти рукотворные храмы на серьезную исповедь, поскольку по природе очень самонадеянны. О Боге люди чаще вспоминают только тогда, когда им плохо, на церковные праздники, да когда требуется исполнить какой-то традиционные ритуалы или обряды (отпевание усопших, годины по родным и близким, венчание, крещение младенцев и т.д.).  Многие Бога понимают с материалистической стороны, т.е. как своеобразного добродушного и никогда не наказывающего доброго Деда Мороза. Хотя на самом-то деле ЕГО любовь проявляется как  мудрым Отцом  именно наказанием человека за его грехи с тем, что бы он от них отступился. Хороший отец тот, который замечает проступки детей, а не равнодушный к ним. Так и Бог кого любит, того и наказывает. Нет у него ни лицеприятия, ни равнодушия. А вот  у многих людей  смирение, проповедуемое мировыми религиями и их конфессиями, ассоциируется с покорностью перед миром (отсутствием внутреннего протеста), покоем,  а он, в свою очередь, с материальным достатком. Однако смирение, это, отнюдь, не согласие с миром, а согласие с мыслью и словом Бога. Возлюбить ближнего по мысли Бога означает, что человек должен быть полезен не столько самому себе, сколько другим людям, в том, что человек бывает по-настоящему счастлив тогда, когда счастливы другие. В противном случае по мысли Бога человек невольно теряет свою человечность, т.е. он думает, прежде всего, о себе, а об остальных по остаточному принципу. В результате этого, нарушается главное предназначение человека на земле, а с ним и устои общества.  

           О пользе же религиозно-церемониальных традиций можно говорить бесконечно, однако в любом случае эта польза вторична.  Не завидна жизнь людей с двоящимися мыслями, которая постепенно превращается в бесконечную церемонию приспособления к Богу. Думаю, что многие из духовенства  не заслуживают той славы, которую сами себе приписывают. Это, как минимум, трусливо сидеть в храмах и ждать прихожан, из которых наиболее уважаемыми людьми становятся люди с толстыми кошельками. Священнослужители за пожертвования готовы простить им любые грехи. Впрочем, и представители власти тоже.  Духовенству в лице священнослужителей необходимо искать путь к человеку с тем, чтобы он открывал Бога в себе (находил забытую совесть и жил с ней в ладу), а не за порогами тех или иных архитектурных храмов. Государственная власть не должна быть сторонним наблюдателем нравственного состояния общества, а всячески помогать людям в этом направлении.

           Немало способствуют  материалистическому восприятию мира прозападные СМИ, где высшие христианские ценности любви, добра и справедливости, объединенные емким словом совесть, играют уже давно второстепенную роль.

Воспитательная роль там практически отсутствует, поскольку  преобладает рейтинговое мышление. Ведь  живучесть телеканалов в условиях конкуренции, так или иначе, достигается за счет привлечения внимания, а следовательно показа острых сюжетов.  Современные, особенно электронные СМИ не такой уж безобидный вид развлечений, как это может показаться на первый взгляд. Подумайте и ответьте сами себе, что на досуге Вам интересней: смотреть по телевидению развлекательную или серьезную духовную программу? Правильно. Внимание человека привлекает нечто  легкое, быстрое, доступное и в то же время экстравагантное, необычное, замешанное на человеческих страстях. Вы не обращали внимания на то, как часто наше коммерческое телевидение показывает сладкие запретные плоды, которые есть нельзя, но, если  очень хочется, то в принципе можно? И хотя недвусмысленно  показывается, что их чрезмерное поедание заканчивается определенной расплатой или наказанием (т.е. добро в конце побеждает зло), только ведь вкушать-то их, оказывается можно. Неподготовленный человек невольно вводится в соблазн. Один может вкусить и  выплюнуть, а другому  они могут понравиться. Да так понравиться, что человек невольно становится их пленником. Мало этого, одержимые пороком люди втягивают в соблазн других. И так по нарастающей.  Вниманием и еще раз вниманием стараются овладеть темные силы, чтобы сбить человека с истинного пути. Человек невольно становится если и не активным членом, но и не безобидным проводником длинной спиритической цепочки равнодушия и духовного опустошения. Людям невольно прививаются нормы морали, противоречащие Господним заповедям. Ведь человек как думает:  «Если это не так  стыдно и творится повсеместно, значит это делать можно». Хотим мы этого или нет, но на нас постоянно идет воздействие. Не каждый взрослый, умеющий аналитически рассуждать, выдержит эту психологическую обработку своего самосознания. Что говорить о подрастающем поколении, которое все более отрывается от реальности, погружаясь в какой-то иллюзорный мир.

        Человек, хотя и наделен разумом, но, тем не менее, является существом     животного происхождения. Он по природе раб своих врожденных инстинктов и вынужден их реализовывать. К тому же не только разум  выделяет человека от  животного существа. Человек отличается от животного, прежде всего, наличием у него подсознания, интуиции, или, по религиозным представлениям Ангелом-хранителем, которые  имеют непосредственное отношение  к Высшему Разуму, к Богу. Другими словами только человек наделен Богом совестью, чувством стыда. Это качество у животных отсутствует.  Животное невозможно призвать сделать от души,  на совесть что-то созидательное, творческое. Что-то полезное животных можно научить делать только из страха наказания или за вознаграждение. Разум человека способен делать выдающиеся научные открытия, приносить пользу, но может и творить нечто  порочное. Например, тот же материалистически настроенный разум  способен для извлечения прибыли и отвлечения внимания от проблем общества вовлекать людей в искушение,  тешить их похотями и страстями, тем самым заставляя удовлетворять природные инстинкты ненасытно в отличие от животных. Изобретатель телевизора, предвидя его скорое распространение, то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что главной деталью в его детище является выключатель. Как ни странно, но в отношении удовлетворения инстинктов животные по природе гораздо мудрее человека. Не случайно предупреждением человеку именно в отношении разума в Евангелии сказано: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Вовлекшись в искушения, человек несправедливо оправдывает приобретенные пороки, тем самым нанося себе и окружающим невольный вред. Человек торопится жить. Зачем ему Царствие Божие на небе за соблюдение Его заповедей, он хочет  его иметь здесь на земле.

            Да, именно сладким плодом был искушен человек и изгнан Богом из рая.  И вновь на земле им  искушаются, а затем пленяются люди. В Евангелии об этом очень точно сказано: «Слаб человек и не избежать ему на земле искушений, но горе тому, через кого эти искушения приходят». Трудно поверить, но получается так, что сейчас в эпоху научно-технического прогресса некоторые люди постепенно превращаются в разумные животные существа, у которых исчезло или исчезает чувство меры. Они инстинктивно, не догадываясь об этом, материализуют результат своего паразитического существования, но  беспомощны что-либо этому противопоставить. Им кажется, что в любых других условиях они будут испытывать мощнейший дискомфорт. Невероятно трудно эгоисту пересмотреть свое мировоззрение.

         Плоть искушенного миром человека сегодня  требует  уже не просто хлеба и зрелищ, как в древнем Риме, а куда более похотливых и опасных вещей.  В древней истории это закончилось в свое время распадом Римской империи, в современном обществе это может окончиться вполне логичным собственным и потому естественным распадом.

         Может ли человек самостоятельно стать свободным от приобретенных пороков? Безусловно, может, но, только изменив свое мировоззрение,  только придя к Богу.  Только тогда, когда человек  интуитивно будет чувствовать неотвратимость наказания за свои пороки, тогда он и приобретет ответственность. Однако наибольший эффект достигается тогда, когда система общественного воспитания  целенаправленно воздействует на индивидуума от максимального внешнего торможения несвойственных ему пороков к  внутреннему  преодолению, от дисциплины торможения к дисциплине преодоления (самодисциплине), от внешнего принуждения к свободе к внутренней свободе. Человек в этом случае внутренне преображается и убеждается, что даже в суетности мира  добро побеждает зло, что свет всегда сильнее недавней тьмы и только чистой водой смывается вчерашняя грязь и бороться со злом нужно не только пустословием, но и наказанием во имя добра. Надо не только высмеивать или  осуждать людские пороки, но и достаточно жестко публично наказывать за них. Воля Бога должна быть и на земле, как на небе. Чувство неотвратимости наказания должно быть не иллюзорным, а вполне реальным. У наделенных разумом животных, как и вообще животных, очень развит инстинкт самосохранения. Вернуть им совесть уговорами невозможно.  Образно обобщая все сказанное, человеку в обществе надо прививать и ставить пусть даже и рефлекторно во главу угла заповедь «Не кради»  выбивая из сознания глупое изречение «Не пойман – не вор».

          К сожалению, понятие свободы применяется у нас в прямо противоположном направлении. Выхолащивание свойственного нашему народу духовного благоразумия из сознания, внушение ему приоритета животных инстинктов над высшими духовными и нравственными ценностями человека настойчиво и упорно продолжается.

          Почему же так происходит с нами? Почему все хотим, чтобы у нас было как лучше, а получается как всегда? Ответ чрезвычайно прост. Все негативное, порочное, невежественное гораздо быстрее укореняется в сознании, так как не требует волевых усилий в отличие от общепринятых полезных навыков. У нас же человека невольно приучают к тому, что для комфортной жизни есть более быстрые, доступные и легкие пути, чем физический и умственный труд.  Косвенно внедряемое равнодушие ко всему происходящему, обособленность, эгоизм постепенно укореняются в сознании, давая эту бесконечную неустроенность бытия. Когда у людей нет общей светлой цели, они её ищут в негативе и объединяются пороком. Наиболее опасным из них является объединенный эгоизм  по национальному признаку. Впрочем, и другие объединения на основе людских пороков  не менее опасны.

           Вырисовывается какая-то совершенно феноменальная, чудовищная по своему значению новая материалистическая идеология, которая неотразимо проникает во внутренний мир человека, напрочь уничтожает критический дух и к самому себе, и к окружающему миру, поражает его разум и мозг: «Возлюби себя. Что тебе до других». Надо всем задуматься, что материальная выгода, излишний прагматизм – очень плохие скрепы. Они не могут создать духовных уз в обществе.

           «Не бойтесь врагов. В худшем случае враг может убить. Не бойтесь друзей. В худшем случае друг может предать. Бойтесь равнодушных. Именно с их молчаливого согласия и совершаются все эти злодеяния» - сказал кто-то из современников. Трудно с этим не согласиться.

            Будьте свободны от равнодушия. Любите людей, а не вещи.            Используйте вещи, а не людей. Живите красиво, прежде всего,  по внутреннему миру,  а не по внешнему. Эта красота спасет мир.

 

                            А.Масленников. Красные Баки.