Газовые войны XXI века: Как американские инвесторы вынесли ПРИГОВОР своим сланцевикам
На модерации
Отложенный
Газовая война началась много раньше войны нефтяной, а потому и результаты ее по логике должны проявляться намного раньше. Так все и происходит. 5 июля в США объявили о ликвидации проекта по строительству крупного магистрального газопровода на востоке страны.
Официальная причина – зарегулированность американского законодательство. Но есть еще и неофициальная версия случившегося – это потеряло экономической целесообразности проекта.
И что символично, это сообщение прошло в унисон с информацией, что Дания дала разрешение о достройке Северного потока-2, причем в варианте наиболее удобном для российского «Газпрома».
https://youtu.be/gsowxdrBdck
«Газпром» в Европе
«Северный поток-2» получает зеленый свет. Решение датского регуляторного органа разрешить прокладку труб «Северного потока-2» не только для судов с динамическим («Академик Черский»), но и якорным («Фортуна») позиционированием снимает тему достройки трубы с повестки дня.
Все необходимые разрешения получены, а готовящийся новый американский пакет санкций, никак не сможет помешать. Все те меры, о которых там говорится, уже отрабатываются российской стороной заблаговременно.
«Газпром» не будет нуждаться во внешнем флоте обеспечения для продолжения работ, а также в услугах иностранцев по страхованию, и очень похоже, что санкции будут объявлены чисто для внутриамериканского «потребления» для выигрыша Трампом выборов. Мол мы сделали все, что могли, и даже оттянули запуск трубы на целый год. И Москва, похоже, ему в этом даже подыгрывает. А что, первый срок Трампа для России настолько был удачен, что она не против второго точно такого.
Да и с учетом сложившихся на сегодня рыночных реалий, срочная достройка новой газовой трубы Москве не нужна. Потребления газа в мире в текущем году будет крайне низким, и с его поставками легко справляются наличные мощности по прокачке (причем, с избытком).
Даже с учетом того, что поставки «газпромовского» газа в Европу в июне месяце начали понемногу восстанавливаться. Если за первое полугодие в целом «Газпром» уменьшил поставки газа на 27%, то в июне только на 20%. Причем, в первую очередь, это падение припадает на Турцию.
Второй примечательной новостью июня стало резкое оживление торгов «газпромовским» спотовым газом. Весной российский монополист в виду падения цен почти прекратил эту практику. А в июне сумел продать январские рекордные объемы – 3,6 млрд. кубов. Причем, средняя цена составила все те же 80$ за 1000 кубов, что и в мае. И это, кстати, на 20$ выше цен на главном европейском хабе TTF.
Чем интересен этот факт. «Газпром» упорно не торгует своим газом в Европе ниже 80$ за 1000 кубов. И очень похоже, что именно такой и есть его себестоимость на сегодня с минимальной рентабельностью и с учетом стоимости доставки. Добыча требует примерно до 25-26$ за 1000 куб., плюс около 14-15$ за 1000 кубов прокачка до границы и до 17-18$ через Белоруссию и Польшу (по «Северному потоку» цифры будут сопоставимы, но в другой пропорции). Итого около 58$ за 1000 кубов. Плюс 30% экспортная пошлина (без учета транспортного белорусско-польского «плеча» - 12-14$). Ну и прибыль 10-15%, конечно.
Европейский СПГ рынок в июне
И чтобы понять, а насколько реально относительно конкурентов выглядят позиции российского газового монополиста, нам нужно проанализировать другую составляющую газового импорта Европы – СПГ.
Здесь, как в том анекдоте про «среднюю температуру по палате». В целом его перспективы выглядят лучше газпромовских. Например, поставки СПГ за июнь 2020 упали по сравнению с июнем 2019 всего на 11%. Но если мы берем разбивку по странам, то картина получается совсем другой.
Например, такие относительно неплохие цифры связаны с резким, на 215% ростом закупок СПГ газа Великобританией. Но это стало не следствием сложившейся в пользу СПГ конъюнктуры, а потому, что именно в прошлом 2019 года июне этот экспорт по техническим причинам был крайне низок. А если сравнивать поставки СПГ в июне 2020 и мае 2020 года, то они упали на 23%.
В июне Великобритания получила 7 партий газа из Катара (у них есть длинный контракт на поставки) и одну партию из России, против 11 партий катарского СПГ, и по одной партии из Нигерии, Тринидада и Тобаго и России в мае.
Кстати, всего Россия в Европу в июне поставила 6 партий СПГ (плюс на европейских хабах было осуществлено 8 перевалок российского газа). В мае это было соответственно 15 и 6 партий. Но тут все объясняется просто. в июне НОВАТЭКовский газ пошел на азиатские рынки в виду открывшейся по СМП навигации. То есть с учетом резкого роста спотовых продаж «Газпрома» в этот период в целом на этом рынке присутствие российского газа сохранилось.
По остальным странам Европы картина с поставками СПГ и вовсе удручающая. В июне 2020 года по сравнению с июнем 2019 года поставки СПГ в Бельгию упали на 32%, во Францию на 57%. А на центрально-европейский TTF хаб в Нидерландах и вовсе на 74%. То есть почти в четыре раза!!!
При этом из США в июне на северо-западные хабы в Европе пришло только ДВЕ!!! партии СПГ (в далеко не самом лучшем мае их было семь). И перспективы на июль-август точно не лучше. Особенно с учетом медленного, но восстановления поставок относительно дешевого российского трубопроводного газа.
И здесь мы снова возвращаемся к вопросу, с которого начали.
Проблемы американского рынка газа
Итак, о чем говорит отказ от прокладки нового магистрального газопровода, который должен был обеспечить частично газификацию некоторых районов обеих Вирджиний и газификацию Северной Каролины. Мощность трубы по проекту 45 млн. кубов в сутки, или 1,8 млрд. кубов газа в год. Именно столько могли бы пристроить американские газовики внутри страны. Если бы проект был реализован. Но теперь на нем поставлен окончательный крест. Причем, дело тут вовсе не в экологии, как это представлено официально.
Лоббирование в США - это не коррупция, а особый вид бизнеса. Противодействие любым новым проектам там есть всегда. Если ты вторгаешься на чей-то рынок, жди противодействия. Но именно будущая прибыль определяет, успешность давления, как одной, так и другой стороны. И если некая американская кампания отказалась от продавливания строительства газопровода, в который она уже вложила 3,4 млрд. долларов, и по которому буквально накануне выиграла важный суд в Верховном Суде США …, то это имеет в первую очередь, именно экономическую подоплеку.
Причина может быть только одна. Инвесторы новой газовой трубы взвесив ситуацию в газовой отрасли США, пришли к выводу, что игра не стоит свеч. То есть строить газовую трубу в расчете на продолжение добычи сланцевого газа просто не имеет смысла. И это при том, что на розничных продажах газа в США делают очень хорошие деньги. И от таких денег просто так не отказываются. А это уже очень серьезный маркер системных проблем в американской сланцевой индустрии.
Юрий Подоляка
Комментарии