Почему новый памятник солдату/журавлям ужасен..

На модерации Отложенный

Почему новый памятник солдату/журавлям ужасен Памятник советскому солдату, Ржевская битва, Длиннопост

Почему новый памятник солдату/журавлям ужасен Памятник советскому солдату, Ржевская битва, Длиннопост

Только что Путин выступил перед нацией на фоне нового памятника, посвященного битве подо Ржевом: солдат, по стихотворению Гамзатова, превращается в журавлей. Одни удивлялись неприятному виду президента, но другие, более внимательные, заметили, что и солдат не слишком–то хорош. Почему? Я не скульптор и не искусствовед, но всё же я архитектор, а архитектура тоже искусство пластическое, так что я могу объяснить дело достаточно профессионально.

 Поверхностные ассоциации: дементор

 Многие заметили, что солдат живо напоминает зловещих персонажей саги о Гарри Поттере, дементоров, а также и назгулов из саги о Кольце. В чем дело? Их объединяет то, что они являются оболочками, принявшими форму человека, но на самом деле пустыми; не имея ничего видимого и ощутимого под слоем ткани, они как бы движутся зловещей силой. У дементоров и назгулов пустоту выдает то, что капюшон спереди приоткрыт, но лица за ним нет. У солдата всё еще хуже – фальшивая оболочка включает в себя лицо, и если бы солдат сидел в окопе, то трудно было бы понять, что перед нами нечисть; но как только солдат поднялся над землей, стало видно, что у него нет массивного тела – загляните в него снизу, и вы увидите внутреннюю сторону его оболочки. Кроме того, у нашего солдата нет еще и ног, вся нижняя часть его пустотелой фигуры–обманки распадается на отдельных журавлей. В общем, вид демонический и страшный.

Почему новый памятник солдату/журавлям ужасен Памятник советскому солдату, Ржевская битва, Длиннопост

Символический замысел и бестолковое исполнение

 Ладно, отстанем от дементора. Представим, что пустотелые солдаты – это нормально. По исходному стихотворению, солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда–то, а превратились в белых журавлей.

 На нашем памятнике всё наоборот. По общему художественному закону, когда какое–либо произведение изображает событие, разворачивающееся во времени, то все участники движутся от прошлого к будущему, то есть развернуты спиной к прошлому, лицом к будущему. Таким образом, если солдат превращается в журавлей, то журавли должны разлетаться от солдата. Но на нашем памятнике журавли летят наверх, глядя на солдата, причем по мере поднятия вверх они летят всё плотнее и плотнее. Таким образом,скульптор изобразил нечто противоположное: журавли слетаются и собираются в массу, превращаясь в огромного фальшивого, пустотного солдата.

 Для примера посмотрим вот на этот памятник, весьма шаблонный и дурацкий. Даже его создатели знали, как в пластике выражается последовательность событий: если солдаты разных времен смотрят направо, то и время идет слева направо, то есть самый древний из солдат стоит слева. А вот авторы ржевского мемориала этих элементарных правил не уразумели.

Почему новый памятник солдату/журавлям ужасен Памятник советскому солдату, Ржевская битва, Длиннопост

Не меньше проблем и с тем, что в стихотворении много солдат превращается в много журавлей, то есть, по всей видимости, один солдат становится одним журавлем.

Это почтенный сказочный мотив – вспомним хотя бы царевну–лягушку. Можно ли допустить, чтобы царевна превратилась во множество лягушек, а после целования всех лягушек они снова собрались бы в одну царевну? Как–то не верится.

 А между тем, наш солдат воспроизводится (в кошмарном виде дементора) из нескольких десятков журавлей. Выходит, что множество солдат не в землю нашу полегли когда–то, а превратились в множество белых журавлей, а затем эти журавли собрались в одну огромную оболочку, имитирующую одного гигантского солдата. Видимо, чтобы призвать граждан РФ голосовать за обнуление.

Глубже: вербальная и пластическая идея

 Если залезть в дебри искусствоведения поглубже, то мы заметим, что проблема не только в сходстве с дементором. Памятник буквально воспроизводит (опустим то, что это получилось кое–как) вербальную идею стихотворения Гамзатова – солдаты превращаются в журавлей, но в нем отсутствует специфическая для скульптуры пластическая художественная идея.

 По существу дела, памятник является технической объемной иллюстрацией к стихотворению, не относясь к искусству скульптуры в той же мере, что картинки в инструкции по монтажу посудомоечной машины не относятся к художественной графике. Да, пропорции тела верные, да на солдата в целом похоже – ну так ведь и посудомоечная машина в инструкции тоже нарисована в верной пропорции. Искусство же заключается не в том, в нем есть нечто специфичное, что вне данного искусства существовать не может.

 Если объяснить короче, то вербальную идею иногда можно выразить в скульптуре, но проще, понятнее и ярче она выражается словами. А пластическую идею, наоборот, иногда можно изложить словами, но она сильнее, понятнее выражается в трехмерном объекте, то есть в скульптуре.

 Есть вербальные идеи, плохо передаваемые (или вовсе не передаваемые) пластическими средствами. Например, в бронзе тяжело изваять огонь, пар, дым, разноцветные объекты, полупрозрачные объекты. Увы, солдата, разлетающегося на отдельных журавлей, изобразить в бронзе можно, но выйдет плохо, лучше и не начинать - что мы и видим на примере ржевского мемориала. Вербальная идея (в принципе не обязательная для памятника) всегда должна быть такой, чтобы она была выразима доступными пластическими средствами.

 осмотрим, для примера, на памятник студентам Геттингенского университета, погибшим на Первой мировой войне. Вербальная идея есть: скорбящие соратники несут тело погибшего. Но это только малая часть того, что говорит нам памятник. Сколько в нем еще другого, важного, выраженного специфическими для скульптуры пластическими средствами! Как ярко, например, дан контраст между озверением несущих тело (переданным не только через мускулистость, но и через искажение пропорций фигур) и чистым, тонким, вдумчивым лицом того, кто повернулся к зрителю. Смерть одновременно показана не только как горе, но и как покой – в то время как фигуры живых пропитаны изнеможением. И это далеко не все пластические идеи, вложенные в памятник. Он открыт для интерпретаций, и каждый может увидеть в нем что-то свое, найти памятнику другое объяснение. Вы вдумываетесь в настоящее художественное произведение - и оно начинает раскрываться перед вами.

Почему новый памятник солдату/журавлям ужасен Памятник советскому солдату, Ржевская битва, Длиннопост

Всё это богатство художественных идей, сложность и неоднозначность интерпретаций напрочь отсутствуют в ржевском солдате. Он не более чем огромный дурацкий манекен, насаженный на основание вышки сотовой связи. Стыдно ваять такую дрянь.

 Что делать? Рекомендую всем посмотреть великолепный фотопроект "Горе побежденных" (vova.pomortzeff.com/german/ru), посвященный немецким памятникам погибшим в Первую мировую войну. Это очень большое искусство, всё экспрессивно, свежо, эмоционально, весьма разнообразно. Я не думаю, что сегодня надо работать именно так, прошло 90 лет, искусство сегодняшнего дня должно быть другим. Но иметь таланты и уметь творить надо и сегодня.