О том, как Израиль получил “МиГ-21”

На модерации Отложенный

Расскажу еще об одной израильской операции. Есть на то причины. Во-первых, мы не раз уже говорили о том, что историю надо знать. А во-вторых, потому, что реакция мира и тогда не заставила себя долго ждать. Но мы еще не были самой демократичной демократией, а просто жили в своей стране и служили ей и своему народу, не оглядываясь на всех и вся. И у нас все получалось…

А еще хотелось бы, чтобы вы об этом рассказали своим детям и внукам. В школьном курсе истории на темы сии – молчание.

Photo copyright: Bukvoed. CC BY-SA 3.0

Операция «Пенициллин»

Считается одной из самых успешных операций за все время существования Моссада.

В aпреле 1965 года, командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман обратился к шефу Моссада Меиру Амиту с просьбой рассмотреть возможность угона новейшего по тем временам самолёта МиГ-21. Надвигающаяся война была «не за горами».

“МиГ-21” начал поступать на вооружение Египта, Сирии и Ирака в 1961 году в условиях чрезвычайной секретности, с соблюдением строжайших мер безопасности. Поставки были обусловлены требованием, что советская сторона берет на себя ответственность за охрану и техническое обслуживание самолетов, а также за подготовку летных экипажей. На Западе ничего не было известно о том, что собой представляет новый советский самолет, но никто не сомневался, что “МиГ-21” – грозная машина.

Генерал Дан Толковский — создатель израильских ВВС и их командующий в 50-х годах — не уставал повторять своим подчиненным: “Основополагающий принцип войны заключается в том, что сторона, владеющая информацией о вооружении противника, может заранее праздновать победу”. В силу этого израильское командование настоятельно требовало от спецслужб соответствующих разведданных.

Специалисты Моссада долго ломали голову над тем, как завладеть МиГом. Возможных вариантов было немного — подкуп, перехват самолета в аpaбском порту разгрузки, внедрение агента на аpaбскую авиабазу – и все они не сулили успеха. Аналитики пришли к выводу, что ставку надо сделать на летчика-немусульманина. И тут на помощь пришел случай: некий иракский eвpeй из Багдада дал знать, что, если Израиль желает заполучить “МиГ-21”, он, Иосиф Шамаш, попробует это устроить.

Об этом человеке надо сказать пару слов отдельно.

Почти вся стотысячная eвpeйская община Ирака в начале 50-х была перевезена в Израиль. В Ираке осталось примерно около тысячи eвpeев. В их числе был и Иосиф Шамаш. Он вырос в нищете и в возрасте 10 лет был продан родителями богатому клану христиан-маронитов.

Хотя Иосиф не умел ни читать, ни писать, природная смекалка помогла ему, подобно его библейскому тезке, стать фактически главой этой неeвpeйской семьи. Ни одно решение не принималось без его совета, он присутствовал на всех семейных сборищах, по всем вопросам ему принадлежало последнее слово. Он стал центральной фигурой в семье, все члены которой любили и уважали его, считались с ним, неукоснительно следовали его советам. Однако, жизнь все-таки напомнила Иосифу, что он изгой и никогда не станет по-настоящему своим среди аpaбов. Глава семьи в пылу ссоры оскорбил Иосифа, напомнив ему, что он чужак. И хотя, остыв, извинился, Иосиф не забыл оскорбления и решил, что коль скоро он eвpeй, ему не мешало бы узнать, что это значит. Он дожил почти до 60 лет, имея лишь смутное представление об иудаизме и Израиле. Вскоре Иосиф Шамаш стал пламенным израильским патриотом и предложил свои услуги “Моссаду”. В конце 1964 года он дал знать, что один из членов его приемной семьи, 32-летний Мунир Редфа — один из лучших летчиков иракских ВВС, летающий на МиГ-21, недоволен своей судьбой, жалуется на дискриминацию христиан-маронитов со стороны властей и подумывает о том, чтобы уехать из Ирака. Иосиф был уверен, что Мунира можно будет уговорить перелететь в Израиль, и брался свести его с израильскими агентами.

Ему было предложено 500 тысяч английских фунтов и израильское гражданство; Редфа потребовал вывоза из Ирака всей семьи. Условие было принято. Существует романтическая версия, что решающую роль в вербовке Редфа сыграла некая прекрасная американка; однако эта версия оспаривается. Незадолго до побега Редфа выехал в Рим, и оттуда был тайно доставлен в Израиль, где с ним обговорили все детали операции. В переписке между Редфа и Моссадом самолет проходил под кодовым именем “пенициллин”, откуда и название операции.

 

Проблема с вывозом всех родственников решалась параллельно: сначала в Швейцарию перебрался дядя лётчика, туда же на счёт в банке было переправлено 250 000 английских фунтов. В день операции агенты “Моссада” арендовали два микроавтобуса и загрузили в них оставшихся членов семьи Мунира, которые собрались в пригороде Багдада якобы на пикник. Их доставили на границу с Ираном, через которую их провели проводники – курдские повстанцы. На территории дружественного Израилю Ирана (напомню, что при покойном шахе Иран был стойким союзником eвpeйского государства) путников ждал вертолет. Их доставили на аэродром, откуда они вылетели в Израиль.

И вот пришел урочный день: 16 августа ему предстояло отправиться в очередной учебно-тренировочный полет. Пилот приказал команде наземного обслуживания до отказа залить горючим баки своего “МиГа”. По правилам на это требовалась санкция советских советников. Но иракцы недолюбливали советских “друзей”, которые относились к ним с нескрываемым презрением, и были рады услужить своему соотечественнику. Мунир поднялся в воздух с полными баками.

Он лег на курс в направлении на Багдад, но неожиданно резко повернул на запад. Радиолокаторы иракской службы ПВО зафиксировали его маневр, в наушниках летчика зазвучали истерические приказы немедленно поворачивать назад. Мунир выключил радио. В сотнях миль к западу израильские радары засекли светящуюся точку, приближающуюся с востока. В воздух поднялась эскадрилья израильских “Миражей” и направилась навстречу долгожданному гостю. Последовал обмен условными сигналами, и самолеты ВВС Израиля, пристроившись по бокам иракского “МиГа”, повели его на свою базу в пустыне Негев.

“Моссад” сдержал свое слово – все родственники Мунира Редфы были благополучно вывезены из Ирака, а Израиль получил “МиГ-21”.

Сенсационная история об иракском летчике, перелетевшем на своем военном самолете в Израиль, обошла все газеты мира. Москва, вне себя от ярости и унижения, гневно требовала возвращения самолета. Израиль отказался, но не спешил передавать ценный трофей и Соединенным Штатам. Доступа к “МиГу” требовали также Великобритания, Франция и другие западные державы, но Тель-Авив молчал.

А тем временем израильские летчики тщательно изучали трофейный самолет на земле и в воздухе, в условиях крейсерских полетов и имитации воздушных боев. И когда год спустя грянула Шестидневная война, ВВС Израиля располагали исчерпывающей информацией обо всех сильных и слабых сторонах наиболее современного советского самолета, стоявшего на вооружении у наших противников.

Когда страсти несколько улеглись, Израиль передал самолет США. Те смогли значительно углубить свои представления об уровне технического развития советских вооруженных сил. И Вашингтон впервые согласился поставлять Израилю современные самолеты.

Иосиф Шамаш дожил остаток своих дней в родном Ираке в сознании выполненного долга перед семьей, которую он любил всю жизнь, и страной, патриотом которой он стал на склоне лет.

Мунир Редфи работал лётчиком в нефтяной авиакомпании, в 1969 году перебрался в Западную Европу, где и умер в 1998 году

Самолёт был возвращён Израилю, сейчас он выставлен в музее ВВС Беэр-Шевы.

Да-а-а, были времена…

Лиза Юдин