«Челябинское дело» вышло на уровень президента РФ
На модерации
Отложенный
«Оперативный эксперимент» правоохранителей грозит нацболам 10 годами заключения
«Челябинское дело», в рамках которого местные нацболы* обвиняются в экстремизме (помните печально известную 282-й статью?), вышло на уровень президента РФ. Петиция с требованием прекратить абсурдное преследование была передана 3 июня в присутствии СМИ в приемную администрации Владимира Путина. У власти появился шанс вовремя обнулить нелепое обвинение.
Кто-то вспомнит, что ст. 282 УК РФ была не так давно декриминализирована президентом с подачи депутата Сергея Шаргунова. Ранее по ней посадили немало русских патриотов. Все так, но тогда речь шла о «материнской» статье. Ее производная — 282.2, карающая за участие в деятельности запрещенной за экстремизм организации, по-прежнему действует. Именно ее и вменяют нацболам.
По делу проходят трое парней, вчерашних школьников, задержанных 8 июня. Им нет и 19 лет. Артема Голубева обвиняют в организации деятельности запрещенной организации, Александра Крышку и Михаила Просвирина — в участии в ней. Масштаб «ОПГ», конечно, потрясает. Ирония однако здесь мало уместна. Ребята содержатся в СИЗО № 7 ФСБ Челябинска. Им грозит до 10 лет заключения.
Под запрещенной за экстремизм организацией, деятельность которой подследственные, якобы, продолжали, следствие понимает Национал-Большевистскую партию* Эдуарда Лимонова. Она была ликвидирована судом еще в далеком 2007 году. Фигурантам нынешнего дела тогда было по 5 лет (!). Ну, разве абсурд?! Уже и Лимонов умер… Все это похоже на безумные обвинения прокурора Вышинского.
Тем более что для участия в политике Голубеву, Крышке и Просвирнину возрождать НБП не было никакой необходимости. Для реализации своих конституционных прав еще в 2010 году нацболы создали партию «Другая Россия» (не зарегистрирована Минюстом РФ). Вот ее программа опубликована в соответствии с требованием закона в официальной «Российской газете».
Так в чем же дело? Как вообще могло возникнуть подобное обвинение? Похоже, все дело в стремлении некоторых правоохранителей выслужиться перед политическим руководством страны. Экстремизм — модная тема. Неизбежная политическая окраска делает такие дела заметными для СМИ, а значит повышает значимость их инициаторов. Начальство похвалит, вероятно думают они.
Интересно, что челябинское дело инициировано генералом-лейтенантом Сергеем Сизовым. Он известен по пензенскому делу «Сети». В прошлом году Сизов покинул Пензенскую область и стал главой ФСБ по Челябинской области. Очевидно, пензенский опыт показался Сизову удачным. Страшно представить, что будет, если его начнут переводить из региона в регион.
Дело «Сети» известно наличием засекреченного свидетеля, чьи показания были положены в основу обвинения. Засылка провокатора для спецслужб это обычная практика. Но одно дело, когда такой провокатор, вскрывает реально существующие намерения, другое, когда изобретает «преступление» на пустом месте.
Именно такой случай мы, судя по всему, наблюдаем в челябинском деле. Любопытнейший факт: помимо троих «нацболов», которые сейчас в СИЗО, были также задержаны еще двое мужчин. Они на свободе и проходят в материалах деле под измененными именами.
В «Другой России» полагают, что с высокой вероятностью эти люди и являются провокаторами.
Об этом, в частности, свидетельствуют обстоятельства вменяемого парням инцидента. Речь идет о попытке поджога здания Ленинской прокуратуры Челябинска, якобы, в отместку за пытки полицией постороннего для «нацболов» задержанного. Поджога, отмечу, не было. Зато на месте были найдены бутылки с зажигательной смесью и повязка с надписью «НБП».
Вот так, незатейливо кто-то написал на «вещдоке» аббревиатуру запрещенной организации. Видимо, чтобы следствие ничего не перепутало. А ведь такого рода атрибутики в НБП никогда не существовало. На повязках использовалась только символика — серп и молот. Кстати, сам эпизод назван в деле «оперативным экспериментом».
Второй эпизод, вменяемый ребятам, атака на установленный в Челябинске памятник белочехам в ответ на демонтаж в Праге памятника маршалу Коневу. По этому факту открыто дело по статье «Вандализм». Обвинение им пока не предъявлено, но сам эпизод трактуется следствием как продолжение деятельности запрещенной организации.
Кстати, страсть местных властей к увековечению памяти неоднозначных исторических персонажей поражает. Чешские легионеры в России ну никак не тянут на героев. Челябинская общественность давно требует убрать памятник. Не исключено, что однажды его уберут, как убрали в Петербурге памятную доску Маннергейму, организатору блокады города.
Так что в Челябинске, похоже, пытаются упечь за решетку искренних патриотов нашей страны.
«Когда на границах России вспыхнула война — из множества существующих политических сил — именно нацболы без всякой команды из Кремля организованно отправились на фронт, да ещё смогли обеспечить приток идейных добровольцев на Донбасс в рамках движения «Интербригады», — пишет Семен Пегов из проекта WarGonzo.
«Вообще, то, что делала власть с «лимоновцами» все эти годы это позор! Сажать людей в тюрьмы за то, что вы теперь сделали своей официальной идеологией — за пределом понимания! Конечно, можно теперь рассказывать про «русскую весну» в Крыму и награждать друг друга за взятие Крыма, но первый русский флаг над Севастополем подняли именно «нацболы», — напоминает военкор Владислав Шурыгин.
Но похоже некоторые правоохранители не понимают актуальных политических трендов. Вот и пытаются обвинить людей в том, чего не было. Лоялисты утверждают, что после принятия поправок в Конституцию нас ждет разворот власти лицом к народу. Не все верят, но если это так, челябинское дело появилось ой как не вовремя. Прокуратура еще сможет оценить законность происходящего.
Кстати, похожая попытка выдать активность нацболов в рамках «Другой России» за деятельность НБП уже была однажды в Петербурге в 2012 году. И закончилась для обвинения неудачей — посадить никого так и не удалось. Так стоит ли наступать на те же грабли?
<hr/>
* Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП) признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 года и её деятельность запрещена.
Сергей Аксенов
Комментарии