Путь к краху или Как погибало в Изваринском котле киевское войско (ВИДЕО)

На модерации Отложенный

Военкор Ёж Военкор Ёж 

 

Шесть лет назад подконтрольные официальному Киеву вооруженные формирования, именуемые украинской армией, начали свой путь к своему первому котлу. В Изваринском, или Южном котле, тогда оказались три бригады ВФУ. Интересный момент: достигнуть успеха ополчению летом 2014 года помогли тактические ошибки командования украинского войска. Но, обо всем по порядку.

 https://youtu.be/rTQbO-aFcbg

 

Путь к краху украинской военной группировки начался в июне месяце 2014 года. Именно тогда командование ВФУ начало попытки наступления вдоль украино-российской границы. Их целью было не только отрезать друг от друга ДНР и ЛНР, взяв под свой контроль все пути сообщения, но и от России. Если учесть начавшуюся тогда экономическую блокаду обеих Республик Донбасса со стороны Украины, то это могло послужить крахом как ДНР, так и ЛНР. Если не военным, то экономическим крахом точно.

Украинская группировка начала наступление к границе с РФ с двух сторон: в ДНР с юга от Амвросиевки в обход Саур-Могилы в направлении поселка Изварино, и в ЛНР со стороны Станицы Луганской. В ходе этого наступления украинские войска растянулись вдоль границы тонкой цепочкой, втянувшись, таким образом, в узкий коридор. Именно в этот момент Генштаб ВФУ и совершил первую и главную ошибку, потянувшую за собой череду событий послуживших попаданию в окружение украинской военной группировки.

Дело в том, что в то время ополчение Народных Республик контролировало всего лишь одну дорогу, соединявшую Донецк с Луганском. Она проходила по линии Харцызск-Шахтерск-Торез-Снежное-Красный Луч.

Нужно понимать, что высоты в любой войне являются стратегически важными. Одной из таких стратегических высот как раз и стал курган Саур-Могила, который рвавшееся к границе с Россией украинское войско оставило у себя за спиной. С кургана, вздымающегося на высоту в 280 метров над уровнем моря можно увидеть цементный завод в Амвросиевке, терриконы шахт, а в хорошую погоду даже Азовское море.

История не любит сослагательных наклонений, но все-таки, если бы украинское войско, наступая, не обошло бы высоту Саур-могила, а сразу бы ее захватило, не втягиваясь в узкий коридор вдоль российской границы, то Южного котла могло бы и не произойти.

Но все произошло так, как произошло. Командование ополчения почти сразу раскусило ошибку украинского Генштаба, подразделения «Востока» заняли Саур-могилу, что позволило с ее вершины не только корректировать огонь артиллерии, простреливая весь коридор южнее российской границы, но и? по сути его контролировать.

К середине лета наступление ВФУ окончательно захлебнулось и киевской армии пришлось перейти к глухой обороне. Плохая логистика, откровенно идиотские решения командного состава, как на местах в подразделениях, так и в штабных кабинетах окончательно решили судьбу, загнавших себя в котел украинских солдат.

Впрочем, в конце июля, украинские командиры поняли свою ошибку, и кинули на штурм Саур-могилы сводные группы двух бригад: 30-й и 51-й. Однако, штурмовавшие высоту «воинам света» натолкнулись на сплошной огневой вал – огнь велся ополчением из Тореза и Снежного.

В итоге, штурмующие были вынуждены отойти, а вскоре и вовсе весь штурм перешел, если можно так выразиться, в позиционную плоскость. Пик боев за высоту пришелся на 6 августа, после подхода подкрепления: по позициям ополчения был нанесен мощный артиллерийский удар, после чего к штурмующим подтянулись националисты из «Правого сектора» во главе с Ярошем.

Чтобы понять всю трагичность происходившего на Саур-Могиле достаточно понимать: не один десяток единиц тяжелой бронетехники и неимоверное количество пеших штурмующих приходилось удерживать горстке ополченцев из батальона «Восток» под командованием командира взвода Олега Гришина. В тот день «медведевцам», как их назовут позже, приходилось не единожды вызывать огонь собственной артиллерии на себя. Это был действительно беспримерный подвиг. Понимали ли они в тот момент, что каждый такой залп своих же артиллеристов может стать для них смертельным!? Несомненно! Но, они на это шли, и шли не единожды.

Удержать Саур-Могилу «востоковцам» все-таки не удалось и ее сдали 7 августа. Однако нужно понимать, что на момент сдачи кургана практически вся группировка украинских войск уже была зажата в Изваринском котле и, по сути это мало чем уже могло помочь украинцам. Отбили ополченцы Саур-Могилу у «воинов света» 26 августа.

Практически накануне начала боев за Саур-Могилу командование ополчения для блокирования украинской группировки войск начало наращивать силы на южном направлении. Одновременно велись интенсивные артиллеристские обстрелы украинских войск и их колон снабжения. 15 июля ополчение ДНР взяли под контроль Степановку, а уже на следующий день, 16 числа и Мариновку. Таким образом, группировка войск официального Киева оказалась парализована и полностью отрезана от снабжения. Крышка Изваринского котла захлопнулась.

В котле оказались следующие подразделения: 79 отдельная аэромобильная бригада, 24 отдельная механизированная бригада, 51 механизированная бригада, 72 отдельная механизированная бригада, 3 отдельный полк спецназа ГУР, сводный отряд пограничников, отдельные подразделения 28 механизированной бригады, а также нацисты из добробатов «Шахтер» и «Азов».

Украинские силовики оказались отрезанными от внешнего мира, они остались без снабжения, как армейского, так и тылового. Украинское командование изначально попыталось использовать транспортную авиацию для переброски снабжения заблокированным подразделениям, но это вскоре привело к потерям нескольких АН-26. Оказавшиеся в котле «воины света» несли колоссальные потери, и очень скоро началась тенденция оставления позиций, вплоть до перехода украино-российской границы на территорию России. Самым известным таким случаем стал переход 40 военнослужащих 51 механизированной бригады в районе Изварино.

Окончательно Изваринский или Южный котел был зачищен в августе 2014 года. Потери украинцев после тех событий были ужасающими. Однако, несмотря на катастрофический разгром и колоссальное количество погибших Генштаб неизменно количество потерь занижал. Но чтобы представить себе реальную цифру потерь достаточно рассмотреть одно подразделение, оказавшееся в котле. Вырваться из котла из 1200 военнослужащих 79 аэромобильной бригады удалось лишь 369 десантникам.