1 мая в Москве и мире
На модерации
Отложенный
Сегодня мало кто знает, но традиция праздничных гуляний в Москве имеет более чем 300летнюю традицию.
Лет тридцать назад в музее истории Москвы внимание привлекла цветная открытка начала прошлого, ХХ века: на лужайке нарядные дамы, элегантные кавалеры и офицеры, экипажи. И загадочная подпись: «Первомайские гуляния в Сокольничьей роще».
Что же скрывается за этой странной фразой?
Оказывается, обычай празднования Первомая в первопрестольной восходит ко временам Петра Первого.
Согласно старинному преданию, в районе Сокольничей рощи был во времена Петра Первого обустроен стан немцев, прибывших на поиски удачи или поступивших на русскую службу.
Произошло это 1 мая 1694 года. Поэтому переселенцы и дети их стали встречаться здесь ежегодно 1-го мая, чтобы вспомнить и отметить свое прибытие в Россию. Здесь же они общались с москвичами, у которых впоследствии этот праздник стал называться "немецкими станами".
Близ Сокольников же царь Петр поселил пленных шведких мастеров, которые обучали таинствам своих ремесел молодых москвичей. Недалеко от Сокольничей рощи, в царской вотчине - селе Преображенском находилась парусная фабрика, работавшая на нужды Российского флота.
В Сокольничей роще Петр потчевал немецких и шведских мастеров "своими столами", то есть за государев счет, в силу чего первомайские гуляния привлекали массу желающих поглазеть на императора и его придворных.
Любопытно, но факт: первомайские гуляния в Москве изначально имели интернациональный характер и были связаны с чествованием человека труда, пронеся эту свою особенность через века.
Кстати сказать, обычай празднования Дня труда существует и в других странах, но в США, например, он приходится на начало сентября.
Обычай празднования Первомая сохранился при дочери Петра Елизавете, причем, по свидетельству современника, только в 1756 году гостей на праздник доставили более тысячи экипажей. Прибывавшие на праздничный пикник вельможи разбивали здесь легкие палатки, в которых под звуки многочисленных оркестров совершались роскошные трапезы.
И в начале XIX века первомайские гуляния выходили необыкновенно многолюдными.
«Все московские гуляния прошлого века, - писал в вышедшей в начале прошлого века и переиздананой в конце 80-х годов книге "Старая Москва" большой знаток и энтузиаст изучения московской старины Иван Егорович Забелин, - отличались большим разнообразием и разгулом. Общее веселье тогда поддерживалось и общим участием москвичей, большинство которых не успело еще поставить себя выше народных обычаев и не только не чуждалось, но, напротив, принимало самое живое личное участие во многих забавах простого народа.
Гуляния того времени еще во многом сохраняли те первобытные черты, в которых вполне отражалась старинная жизнь со всеми особенностями и оттенками; эти главные черты были: пьянство, пляски, кулачные бои и т.д.».
(И.Е. Забелин (1820-1908), как известно был известным российским археологом и историком, на протяжении многих лет занимавшемся изучением быта и истории Москвы. В 1871 г. он получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности, а затем товарищем председателя Исторического музея в Москве, в здании которого и поныне сохранен его мемориальный кабинет. В 1884 г. Забелин был избран членом-корреспондентом, а в 1892 г.
- почетным членом Российской Академии Наук).
Одним из центров каждого гуляния, писал Забелин в "Старой Москве", был большой шатер, известный также под названием "колокола": внутри него стояли стойки с бочонками и разною питейной посудою.
В шатрах или палатках поменьше располагались продавцы пряников, орехов, пива, медовухи, сбитня и "кислых щей" (старинного напитка, похожего на квас).
Были здесь и традиционные качели, позднее стали появляться и карусели.
На импровизированных подмостках разворачивались нехитрые представления, непременным участником которых являлся шут или дурак, веселивший народ отнюдь не целомудренными шутками.
Но постепенно на гулянья эти стали прибывать и иностранные гости со своими "сюрпризами": в книге "Старая Москва" Михаил Иванович Пыляев перечисляет десятки имен иностранцев, в свое время поразивших Москву неведомыми доселе диковинами и вошедшими благодаря этому навечно в ее историю.
Как известно, политическую окраску празднование Первомая приобрело лишь в конце 19 века, хотя праздник этот имеет более чем трехсотлетнюю традицию.
Отметим примечательный факт: как бы ни показалось это парадоксальным, но о маевках, стачках и демонстрациях 1 мая 1890 - 1900 годов в России не упоминалось даже в "Кратком курсе Истории ВКП(б)".
Объясняется это, по-видимому, тем обстоятельством, что эти рабочие выступления имели "внепартийный" характер и только весьма опосредованно были связаны с зарождающимися социал-демократическими организациями.
Как известно, решение о проведении рабочих демонстраций ежегодно 1 мая было принято в июле 1889 года первым конгрессом II Интернационала в знак солидарности с демонстрацией чикагских рабочих 1886 года. Тогда из-за провокации анархистов полиция открыла огонь по демонстрантам, вследствие чего среди них имелись убитые и раненые.
Первая политическая «маевка» в Москве состоялась 30 апреля 1894 года в лесу близ Вешняков. На ней присутствовали около 300 представителей 35 предприятий города и было принято название созданной организации - "Союз рабочих".
С мая 1901 года в Москве, в противовес ставшим популярными социал-демократическим маевкам, начальником Московского охранного отделения Сергеем Васильевичем Зубатовым, в здании Политехнического музея стали проводиться собрания и "чтения по рабочему вопросу", знаменовавшие его политику "полицейского социализма".
С 1918 г. Первомай становится государственным праздником в Советской России, которым он и оставался до 1992 г.
1 мая 1990 г. после традиционной демонстрации трудящихся на Красную площадь Москвы вышли участники первой "альтернативной демонстрации" с антисоветскими, антикоммунистическими и антигорбачевскими лозунгами (в то время - с 15 марта 1990 г. М.С. Горбачев - президент СССР и Генеральный секретарь ЦК КПСС).
Ныне в России Первомай празднуется как праздник весны и труда, не имеющий для большинства людей более или менее выраженной политической окраски.
Свою социально-политическую окраску первомайские манифестации сохранили во многих странах мира - от Японии и Европы до США.
В 2009-2010 годах демонстрации в Лондоне и Берлине сопровождались столкновениями молодых радикалов с полицейскими и массовыми беспорядками, провоцировавшимися анархистами и "антиглобалистами" (см.: "Дети" Сиэтлаhttp://www.proza.ru/2007/06/04-95).
Комментарии