Любовь, душа и сознание.
На модерации
Отложенный
Любовь, душа и сознание. Как они соотносятся один к другому: является что-то из них частью чего-то более целого, или все эти три понятия самодостаточны и ни как, даже опосредованно, не связаны друг с другом? Чтобы впустую не тратить свое и ваше драгоценное время и чтобы оградить всех вас от чтения длинного текста, прямо отвечу: любовь, душа и сознание – это части единого целого называемого сущее, или жизнь. В этой триаде понятий особенного внимания заслуживает понятие душа. Сразу же отмечу, что я не отношусь к тем философам, которые из якобы чисто научных соображений отождествляют душу то с личностью, то с сознанием, а то c христианским «внутренним человеком». Вне всяких сомнений, душа может включать в себя и личность, и внутреннего человека, но может и не включать. Быть личностью или безличностью, внутренним или внешним человеком, равно и как любить или ненавидеть – все это зависит от душевной, жизненной силы человека, его свободы или несвободы. При этом главная, вдохновляющая и направляющая роль в обретении душой жизненной силы принадлежит любви. Именно любовь является тем «спусковым крючком», который дает возможность «совершенствованию личности», развитию во внешнем человеке (социальном животным) внутреннего человека (духовного человека). Чтобы и кто бы там не говорил из обществоведов, включая и философов, личность – это «внешний человек», социальное животное, отличающееся от таких же, как и он, только менее продвинутых собратьев, всего лишь повышенной социальной ответственностью, способностью и умением более успешно и эффективно реализовать себя в общественно-политической жизни. Однако какой продвинутой и «самореализовавшейся» в социуме эта личность ни была бы, сравнивать и тем более отождествлять ее с «внутренним человеком» было бы не совсем корректно. Нельзя смешивать «божий дар с яичницей», как говорится, «кесарю - кесарево, а Богу - Богово». В существовании духовного, трансцендентного мира можно верить или не верить – это сугубо личное дело каждого человека.
Просто, если мы уж начинаем оперировать понятием далеким, казалось бы, от реальной жизни, его в любом случае необходимо включить в логический контекст и подвергнуть критическому анализу, сравнив с понятиями общепринятыми в нашей повседневной жизни.
Существует много картин мира, не буду их перечислять, поскольку все они, претендуя на научность, таковыми, на мой взгляд, не являются. Что, например, представляет собой научная картина мира? Материя первична, сознание вторично? Но ведь не все ученые разделяли и разделяют такую картину мира, на каком основании ее следует считать научной. Существует дуалистический взгляд на мир, согласно которому материя и сознания параллельно и независимо друг от друга. Много ученых, как в прошлом, так и в наши дни стояли и продолжают стоять на этих философских позициях. Есть и религиозная картина мира, включающая в себя как пантеизм (мир кишит всевозможными духами), так и монизм (существует только один абсолютный дух). И все эти картины мира претендуют на научность, на «истину в последней инстанции». Выбирай на любой вкус. В моей «научной картине мира», которую я за не имение научных доказательств, называю метафизической, мир, который я называю Сущим, иерархичен и в то же время един. Сущее – это Совершенное Нечто, включающее в себя Любовь и Сознание (Мудрость). Материя, которую я называю Бытием, «Сущим Ничто» - это не что иное, как Сущее, Совершенное Нечто, происходящее во времени и пространстве. Образно говоря, если уместна такая метафора, Сущее, Совершенное Нечто – это киносценарий, а материя – сам продукт, кинофильм. Исходя из такой метафизической парадигмы, если перевести ее на научный язык, материя действительно первична, а сознание вторично, поскольку Сущее, Совершенное Нечто открывается нам как Бытие, Сущее Ничто – объективная материальная реальность, данная нам в ощущениях.
Комментарии