Второе десятилетие XXI века
Позади остались десять лет нового века, вдумчивый анализ которых может дать ответы на очень многие волнующие всех вопросы. Мы помним с каким трепетом и надеждами на лучшее все ждали момент вступления в третье тысячелетие, сколько было фейерверков, забористых здравиц и загадываний сокровенных желаний… И вот время мелькнуло. Куда же в новом веке устремился мир? Чего ждать от будущего? Есть ли у каждого из нас хоть какая-то возможность повлиять на развитие нынешних и предстоящих событий?…
А мир, между тем, как будто наткнулся на невидимую стену: все более отчетливо просматриваются изменения в климате, участились жуткие проявления стихии, явственно ощущаются угрозы возможных техногенных катастроф, да они и происходят. Лихорадит и человеческое сообщество, не в шутку увлекшееся вульгарной и пошлой погоней за обладание деньгами, властью, развлечениями. Человейник расколот на пул относительно благоденствующих стран «золотого миллиарда» и остальной мир, по сути лишенный даже надежд на грядущее процветание. Усиливается нестабильность в сфере занятости, социальной защищенности населения. Войны и акции агрессии уже мало кого удивляют, стали почти нормой. Из бутылки выпущен рукотворный джин так называемого «терроризма», откуда ни возьмись - один за другим как черти из табакерки выпрыгивают всякие кризисы, эпидемии…
И что удивительно – это уже мало удивляет и тревожит как обывателей, так и «мировую общественность». Почему?
Новый тяжкий крест испытаний несет Россия. Нарушен ритм ее привычного созидательного бытия, ополовинена промышленность, хиреют села, наука, образование, культура. Если попытаться замерить температуру нынешних общественных настроений, то неизбежно увидим, что она, несмотря на бравурные рулады СМИ, сильно отличается от нормы - в душах подавляющего большинства сограждан доминируют чувства неудовлетворенности и тревоги – зримые свидетельства разочарования реалиями нынешней жизни. На фоне богато оформленных магазинных витрин, «всеобщей автомобилизации», неумеренного количества праздников из жизни людей исчезло очень ценное - уверенность в себе и своем будущем и напрочь отсутствует понимание того, что происходит вокруг. Не понятны и многие действия современной политической и экономической элиты. А на этом фоне из года в год со страшной неумолимостью сокращается население страны…
За двадцать лет мы так и не смогли определить вектор своего развития, движемся во времени от года к году как слепые. Нахвалимая же стабильность и относительный порядок сохраняются только благодаря исключительной, порой даже противоречащей элементарной логике, терпимости русского (по культуре!) человека, который предан своей стране, всей душой ее любит и упорно продолжает ждать от нее (!!!) ответных чувств и действий. В его голову просто не может прийти мысль о том, что Родина может от него отвернуться.
Куда двигается мир
Много веков и в Европе, и в мире в целом, и в России доминирующим принципом жизнеустройства, как в материальном, так и в духовном пространствах, была непоколебимая вера в торжество разума и прогресса. Люди верили в это и постоянно получали подтверждения тому, что жизнь в исторической перспективе должна и становится лучше, цивилизованнее: развиваются наука и культура, окружающий мир становится гуманнее и справедливее, растет ценность человеческой личности. Но к началу ХХ века наступил этап, который стало принято называть империализмом, когда главными игроками на мировой арене становятся не столько государства, сколько монополии и финансовый капитал. Поначалу стало происходить внешне незаметное, но со временем все нараставшее стремление наиболее богатых и влиятельных буржуа, создавать формы влияния на мировые экономические и политические процессы, а также на умы людей. Методы – самые разные, от силового давления на государства до тайных операций и внедрения в их руководство, как ныне принято их именовать, агентов влияния.
Такой этап возник не случайно, к этому привела логика развития капитализма. Не секрет, что его главный приоритет – получение максимально высокой прибыли. Однако по мере развития экономики неизбежно и объективно возникают такие ограничители, как сокращение ресурсов дешевой рабочей силы, удорожание сырья, необходимость повышения налогов для удовлетворения растущих социальных расходов и это, естественно, не могло не вызывать мер противодействия со стороны финансово-монополистической элиты. Важным мотивом поиска новых форм влияния на экономические и политические процессы в интересах буржуазии - сделал вывод выдающийся американский социолог Иммануил Валлерстайн - стал еще и «кризис легитимности государственных структур», во многом утративших еще к концу XIX века способность «двигать вперед трансформацию или даже поддерживать общественный порядок».
Все эти процессы стали существенной частью явления, которое получило название – глобализация. Следует заметить, что однозначно раскрашивать глобализацию только черной краской было бы неверно, в ней сплетены и добро, и зло: кто сможет отрицать положительное значение, таких, например, сторон ее, как международное разделение труда, стирание преград для обмена научными и культурными ценностями, облегчение человеческих контактов и т.п. Но вот другая сторона – стремление наиболее богатых и влиятельных лидеров финансового монополистического капитала, которых для удобства я бы предложил именовать глобархами, представляет собой реальную опасность для человечества.
Результат усилий глобархов не заставил себя ждать. Первыми их проявлениями стало развязывание целого ряда кровавых боен, в том числе Первой и Второй мировых войн. Результаты для них оказались вдохновляющими: немыслимые в прежних условиях доходы и резкий рост влияния консолидировавшихся глобархов побудили их продолжать и наращивать усилия в этом направлении. Но, учитывая слишком страшные для мирового общественного мнения последствия мировых войн, ставку стали делать с одной стороны на локальное применение оружия, а с другой – на развитие технологий не силового влияния, главными из которых стали продвижение на ключевые посты в интересующих их странах и организациях своих людей и массированное применение технологий манипулирования духовным миром населения планеты, подчиняя тем самым их своим ценностям и интересам. И эти процессы к началу XXI века зашли очень далеко. Их результатом стало и разрушение СССР, и реальное наступление на социальные завоевания людей труда, и превращение понятий «демократия», «свобода», «терроризм» в эффективное оружие против своих политических оппонентов. А все это еще больше раскачивает лодку нынешнего мироустройства. Не случайно ключевой вывод того же И. Валлерстайна гласит, что сегодня кризис капиталистической мир-экономики вступил в последнюю - «терминальную» стадию, т.е. в пограничное между жизнью и смертью состояние. Вступление современной мир-системы в период хаотичного поведения неизбежно ведет к системной бифуркации, т.е. к переходу к новой структуре. Природа ее еще не определилась, да и в принципе ее определить нельзя, завершает статью автор, поскольку она открыта вмешательству и творчеству людей.
Новые реалии
Итак, пришло время понять, что мир стал другим и подходить к оценке происходящего со старыми мерками и привычками нельзя. Иначе точно не найдешь верного пути, а для России это – гибель. А что сегодня? Разговоры про новации и модернизацию, на деле же явная деградация образования, культуры, морали. Сплошная какофония намеренно противоречивой и часто откровенно обманной информации в СМИ, которая лишает людей ориентации. Возведение в ранг кумиров кучки пошляков на эстраде и ТВ. Рост социального расслоения. Столетиями русский человек с молоком матери впитывал веру и надежду на государство, которое защитит и согреет в трудный час, а ныне пусть медленно, но последовательно оно от этой функции отстраняется. Чего стоит только последнее заявление большого чиновника и необходимости отмены стипендий для студентов.
Перестает существовать и политика в ее исконном смысле, подразумевавшим, что это сфера урегулирования отношений между различными этносами, социальными группами и государствами, сфера согласования и поиска способов удовлетворения различных интересов.
Как ни прискорбно, но она стала скорее ширмой, за которой кроятся обманные шоу для получения мутной воды, в которой лучше всего ловить и бешеные деньги, и утухшие души. Соответственно можно говорить и о современных партиях, профсоюзах, которые быть таковыми по сути перестали. Без понимания этого невозможно разобраться в современной жизни и векторах ее предстоящего развития.
Человек в мире
И все же написанное выше – это причины второго порядка, а главная причина нынешних бед и трудностей – утрата человечеством понимания истинного своего предназначения. Смешно, но оно вроде всерьез уверовало, что Бог создал его и весь материальный мир, чтобы эгоистически и враждебно настроенные друг к другу человечки безнаказанно и варварски уродовали лик Земли, хищно эксплуатировали природные богатства, бездарно транжирили великий дар своих жизней на уничтожение и притеснение себе подобных, на умножение зла и несправедливости, на достижение порочного удовольствия ничем не ограниченной власти, а другие, обездоленные, терпеливо и послушно тянули раззолоченный возок с глобархами? Нет, не для этого рожден Человек. В Библии и в священных книгах других религий, а не прислушиваться к ним оснований у нас нет, четко говорится о жизни как великом божественном даре, которые дается человеку для совершенствования себя и окружающего мира, и через великую эту работу получить возможность приобщения и единения с Духом Святым, если вести речь о христианской традиции. То есть с той Божественной Сущностью, которая наполняет мир Смыслом, Целью, Миссией. В Библии написано: «И создал Бог Землю», но ведь он же создал и саму Вселенную, наделив ее миссией стать пространством творения. Но если в мире неживой материи процесс творения стихиен и естественно сопряжен с процессами разрушения, энтропии, то в мире, облагороженном человеческим разумом, появляется возможность к целенаправленному и усложненному творению. Именно разум способен преодолевать энтропийные процессы и привносить в развитие созидательную логику, последовательность и волю. Не для этого ли и понадобился человек разумный Богу, чтобы стать таковым инструментом, совмещающим Дух и материю воедино. А владея свободой, разумом и душой, он вполне способен и должен совершать выбор наиболее оптимальных путей и результатов в своем творении.
Это – схема, жизнь всегда богаче и противоречивей, на ее пространстве идет непрекращающаяся борьба добра и зла, правды и лжи, отваги и страха, человечности и развращающего стремления к господству. Именно на этой основе сформировалось две основных логики, две жизненных стратегии человека: одна руководствуется ценностями гармонии с окружающим миром, нацелена на развитие духовности личности, на созидание всеобщего счастья, для другой главная ценность в богатстве и властвовании. Отсюда и разное осознание смысла своего существования, и реальные поступки. Давайте спросим: почему ни один глобарх или даже олигарх рангом поменьше не стал святым? А ведь умных среди них предостаточно. Ответ найти несложно: ум есть, но нет главного – истинной любви к людям. Это как бы взаимоисключающие понятия – богатство и любовь, будешь любить – богатство не наживешь, будешь богат – для любви в душе уже не останется места.
Но в мире немало людей, которые избежали всепоглощающего душу индивидуалистического эгоизма и не склонны считать богатство и власть мерой достоинства человека, для которых главное – сохранить свою душу чистой и открытой людям. В России, к примеру, власть в народном сознании всегда воспринималась как дарованное Богом послушание, ответственность и служение, а богатство – как награда за труд, которым наиболее совестливые стремились делиться. Не случайно еще в дореволюционной России таких имен было немало: П.М. Третьяков, А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, М.К. Тенишева, В.Е. Морозов… В основе всего этого - величайший завет Бога – возлюби ближнего своего, трансформированный в душе русского человека в добросердечие, терпимость к иным этносам и иноверию, общинность, переросшие в дальнейшем в интернационализм и великие ратные подвиги во имя мира и справедливости.
Что спасет человека и мир
Вариантов будущего не так уж много. Если мир и вместе с ним Россия безропотно будут следовать в фарватере глобархического курса на доминирование монополистического капитала, на духовный неототалитаризм, который уже заложен и упорно продвигается заинтересованными кругами, то человечество неизбежно ждут грозные и непредсказуемые по своим последствиям испытания. Мировой закон четко и определенно говорит о невозможности беспредельного нарушения равновесии и симметрии, любая монополия, какой бы она не казалась великой и несокрушимой, рушится, унося с собой в небытие и самих недальновидных властителей, а вместе с ними, и миллионы, миллиарды человеческих жизней, а бывает, что и целые цивилизации.
Оптимистическая альтернатива – второй путь, суть которого в свершении революции духа. Это значит, что вновь, как и на заре человечества, главной и безусловной ценностью должен стать человек, его жизнь и благополучие, а не нынешнее развращающее души бабло. И еще: в качестве главных врагов и нетерпимых грехов должны быть признаны намеренная ложь во зло, неудержимая страсть к властвованию, все проявления садизма и покушения на общее благо. За злоупотребление ими виновный должен подлежать самому страшному наказанию – отлучению от общества. И последнее: важно не ждать безвольно когда кто-то эту революцию совершит, начинать делать шаги к ней надо самому человеку, который на самом деле хочет прожить жизнь небесполезно. Для этого ему надо:
- осознать уникальность и огромную ценность для мира самого себя, ведь ты рожден(а) для того, чтобы воплотить в жизнь свои самые сокровенные мечты, без этого мир будет пусть ненамного, но ущербен;
- ты создан по образу и подобию Бога, так стремись всегда поступать так, как это делал бы Он;
- помнить и знать, что к какой бы религии ты не принадлежал или если даже ты закоренелый атеист, что материальная жизнь конечна, а Дух вечен. Ты же – частица этого Духа;
- чаще смотреть на звездное небо, там ты найдешь много верных ответов на мучающие тебя вопросы и сомнения;
- включить мозги и думать! Нынешнее время не для простофиль, слушая или читая хотя бы пытайся докопаться до их истинного смысла получаемой информации и ее цели. Не забывай слова из мудрой детской песенки – «на дурака не нужен нож…»;
- понять, что мир стал другим, и что выстоять и устроить достойную человека жизнь можно только перейдя на истинные нравственные принципы, главный из которых – любовь к человеку и миру. Мера всех вещей – человек, и если он голоден, страдает без должной помощи от болезней, если его убивают во имя очередных «благих намерений» знай, что это делает Зло и с ним надо бороться.
Это первый этап революции, а второй – умножать число единомышленников.
Анекдоты в тему:
Отец поучает своего взрослого сына:
- Ты способен ясно выражать свои мысли?
- Да, - отвечает сын, немного подумав.
- Тогда тебе нечего делать в политике.
Две коровы разговаривают:
- Знаешь, мне кажется, что они нас кормят только для того, чтобы пить
наше молоко, а потом убить и съесть...
- Да брось ты свою дурацкую теорию заговора! А то над тобой все стадо
смеяться будет.
Дневник барона Мюнхгаузена (Россия, август)
8.00 Разгон облаков, установление хорошей погоды
9.00 Подвиг
10.00 Разбор завалов
Комментарии