Сергей Баймухаметов: Бывает ли в XXI веке просвещенный авторитаризм?

На модерации Отложенный Сергей Баймухаметов

Сергей Баймухаметов

19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев объявил, что складывает полномочия президента Республики Казахстан. Парламент принял закон, по которому Назарбаев получил право пожизненно возглавлять Совет безопасности республики:

«Решения Совета Безопасности и председателя Совета Безопасности являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению государственными органами, организациями и должностными лицами Республики Казахстан».

Конституционный совет постановил, что этот закон соответствует Конституции.

Детали, приметы авторитарной власти схожи, как две капли воды. Каковы цели, во имя чего и для чего — рассудит и покажет история. Мы же пока можем видеть результаты в пределах прошедших 30 лет.

Казахстан находился на 12-13 местах в СССР по уровню социально-экономического развития. Ему была отведена роль сырьевого, военно-промышленного придатка и военного полигона. На территории республики располагалось более пятидесяти крупнейших предприятий военно-промышленного комплекса, повисших тяжким грузом, никому не нужных в новых экономических условиях. Представьте областной центр с двухсоттысячным населением, в котором почти вся жизнь, от детских садиков до спорта, держалась на четырех огромных оборонных заводах всесоюзного значения. Предприятия ВПК — это массовая безработица, массовая нищета.

Как пишут зарубежные политологи, «приходилось начинать даже не с нуля, а с минуса, с отрицательной величины». А потом произошло то, что эти же политологи называют «Фактором Назарбаева», «Казахстанским феноменом».

Мы, россияне, знаем о нем отрывочно, из редких, но ошеломительных для нашего сознания высказываний некоторых известных российских экономистов.

«Речь идет о результате, который всего лишь несколько лет тому назад представить себе не было возможным даже в пылу самых невероятных фантазий». (Андрей Илларионов, «Новая газета», 10.11.2005)

«В 2000–2007 гг. темпы экономического роста страны были одними из самых высоких в мире — более 10%… По величине ВВП на душу населения Казахстан входит в группу 50-ти развитых стран мира. За 2001–2010 гг. уровень номинальных денежных доходов в среднем на душу населения в месяц вырос в 5,3 раза». («Cоциально-экономическое развитие постсоветских стран», Российская Академия Наук, Институт экономики, Москва, 2012.)

«Казахстан следует курсу, который Россия даже не готова осмыслить. Идет процесс активного внедрения европейских образовательных и профессиональных стандартов». (Владислав Иноземцев, «Ведомости», 16.07.2015)

«Задрав штаны, бежать за Казахстаном. Еще немного «особого пути» — и перспективы России можно будет описать так». (Евгений Гонтмахер, «Московский комсомолец», 15.06.2015)

В 1992 году 80% казахстанцев оказались за чертой бедности. Инфляция достигла 3061%. В этой обстановке президент Назарбаев выступил перед народом не с заявлениями тактического, популистского характера, что было бы вполне объяснимо и оправданно для сохранения стабильности и безопасности, а с программой «Стратегия становления и развития». Некоторые аналитики, государственные и политические деятели восприняли ее как теоретизирование, мягко говоря — абсолютно неуместное при тех обстоятельствах. На постсоветском пространстве тогда никто не помышлял о долговременном планировании. Речь шла только о том, чтобы день продержаться. А Назарбаев заговорил о высоких технологиях, международном сотрудничестве, вхождении республики в мировое экономическое пространство, привлечении иностранных инвестиций.

В 1993 году, когда в бывших республиках СССР и рядовые граждане, и руководители государств думали только о том, как бы выжить здесь и сейчас, Казахстан начал программу «Болашак» («Будущее») — программу обучения молодежи в лучших университетах мира за счет государства. 70% стипендиатов — дети работников негосударственных структур, пенсионеров. У 8% родители на момент получения стипендии были безработными, более 200 стипендиатов — сироты. За эти годы получили образование в иностранных институтах более 13 тысяч юношей и девушек. Население республики — 18 миллионов.

С 2011 года в республике осуществляется программа «Триединство языков», цель которой — массовое овладение казахским, русским и английским языками. С 2013 года началось обучение английскому языку с первого класса. С 2016 года — поэтапный переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах.

«Знание трех языков — это наше будущее, — говорит Назарбаев в публичных выступлениях. — Мир становится все более глобализированным… Из 10 миллионов книг, которые издаются в мире, 85% выходит на английском языке. Наука, информационные технологии — все идет сегодня на английском… 3500 иностранных компаний работают в Казахстане, на каком языке мы будем с ними разговаривать?»

Что такое рыночная экономика, с чем ее едят — в СССР толком не знал никто. Не было понимания, что участие иностранных капиталов — естественное состояние экономики высокоразвитой страны. В советских учебниках истории не говорилось, что после отмены крепостного права промышленную революцию в Российской империи в значительной степени обеспечили банкиры и промышленники Европы. В советских газетах не писали, что во всем мире ведется конкурентная борьба за иностранные инвестиции, что феномен бурного развития «азиатских тигров» — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня — прямое следствие вовлечения международного капитала и транснациональных компаний.

Казахстан с начала 1994 года открыл дорогу иностранному капиталу в приватизационные инвестиционные фонды. Однако одних денег недостаточно — требовалось управленческое обновление, технологии на уровне мировых стандартов, знание рынков сбыта, законов и особенностей рыночной экономики.

В тот период только иностранные кампании располагали одновременно капиталами, технологиями, должным опытом.

В ноябре 1994 года президент Назарбаев принял стратегическое решение передать в управление иностранным компаниям крупнейшие горнодобывающие, химические и металлургические предприятия. Американские корпорации Chevron и Mobil Oil приступили к разработке Тенгизского нефтяного месторождения, одного из десяти крупнейших в мире. Индийская компания Mittal Steel, новый собственник Карагандинского металлургического комбината, сразу же погасила старые долги на 350 миллионов долларов США, и с 1995 по 2003 год вложила в производство 1 миллиард долларов.

В Казахстан пришли мировые лидеры: Eni, Total S.A., Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, Conoco Phillips, British Gas, Repsol YPF, Petrom, Maersk Oil, Jupiter Energy, Lancaster Petroleum, Eurocopter Group, Airbus, General electric, Toyota, LG. Богатейшее нефтяное месторождение Кашаган, сложное по природным, геологическим условиям, осваивает международный консорциум, в который входят компании Казахстана, Италии, Франции, США, Великобритании, Нидерландов, Китая и Японии.

По данным государственного департамента США, только с 2005 по 2019 год в экономическое развитие Казахстана вложено 300 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.

Население республики, повторим — 18 миллионов.

В 2009 году началась программа Новой индустриализации, форсированного инновационно-индустриального развития. Безусловно, эти задачи должны ставить перед собой все государственные деятели, тем более, лидеры бывших республик СССР, волею исторических, политических судеб оказавшихся в стороне от магистральной мировой дороги научно-технического прогресса. Однако заметных инициатив, ощутимого движения в этом направлении на постсоветском пространстве не наблюдается.

За десять последних лет в стране при участии крупнейших иностранных корпораций построено около 800 предприятий — по мировым технологическим стандартам. Появились отрасли, которых никогда не было — титановая промышленность, производство электровозов, пассажирских вагонов, тепловозов, вертолетов, самолетов, автомобилей, сухогрузов, медицинской техники. Развивается солнечная и ветровая энергетика.

«Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее. Мы должны быть активными участниками этих процессов. Пытаться воспроизводить весь инновационный производственный цикл в отдельно взятой стране — значит изобретать велосипед. Нам нужен трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования. Наша цель — стать частью глобальной технологической революции». (Н. А. Назарбаев. Из Послания «Стратегия Казахстан-2050»)

Нурсултан Назарбаев, фактически установив в Казахстане авторитарную систему правления, ввел республику в мировое экономическое и политическое сообщество. И закрепил за собой пожизненную власть, чтобы после его официального ухода с президентского поста какие-нибудь доморощенные «национал-патриоты» не свернули страну с пути, не завели ее в болото самоизоляции, конфронтации со всем цивилизованным миром.

Вот и думай после этого, бывает ли в XXI веке просвещенный авторитаризм?