РАЗМЫШЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ.

На модерации Отложенный

ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЕ – ВЕЛИКОЕ БУДУЩЕЕ.

«мерило народа не то, каков он есть, а то

что считает прекрасным и истинным».

                                                                Ф.М. Достоевский.

 

Культура сохраняет самобытность, корневую систему нации. Она приспосабливает иноязычный опыт для модернизации общества, продвижения в будущее. Так великая русская культура стала стержнем, скрепом, спаявшим многочисленные народы нашей страны в единую нацию – российский народ.

Первое русское государство создали племена славян и финно-угорские племена ещё в VIII веке. Это Древнее Новгородское княжество. Потом Киевская Русь присоединила племена южных славян и сарматов. Москва стала центром, к которому на протяжении веков присоединились кто добровольно, кто насильственно  народы Поволжья, Сибири, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока.

Величие нашего народа в том, что за века была создана уникальная культура, в которой переплелись как золотые нити, не сливаясь, не исчезая, друг в друге множество самобытных национальных культур. Сегодня на территории современной России  150 живых языков её народов. На этих языках люди говорят, пишут, поют колыбельные своим детям, размышляют о смысле жизни. 

Культура через Великий русский язык – язык межнационального общения соединяет, приобщает к мировой культуре, даёт импульс к дальнейшему развитию каждому народу России.

На примере языка можно видеть, как Россия превращала набеги иноязычных культур в своё богатство. Так в XIIXIVвв. Появились у русских элементы тюркских  культурных  традиций, а в языке появились «балкон, базар, кафтан». В XIVXVIII вв. итальянская архитектура Кремля и церквей, немецкие и французские «магазин, кунсткамера» и даже «конституция».

Что же объединило наши народы в  нацию? Что даёт такие невиданные силы нашей национальной Культуре и русскому языку как ярчайшему её проявлению? Мне кажется, что это особенная, отличная от других народов система ценностей. Об этом писали русские философы и писатели.

 Василий Розанов «ключевым вопросом, безусловно, является вопрос о святынях, которыми живёт конкретная нация».

Всеволод Овчинников «если задать вопрос англичанину и русскому, кому он даст кусок хлеба – нищему или собаке, то англичанин даст собаке, а русский – нищему». В большинстве воинских уставов мира оговариваются условия сдачи в плен. В русском Уставе это не оговаривалось никогда! Георгий Петрович Федотов говорил «Оправдание нации – в осуществлённых ею в истории ценностях, и среди них героизм, святость, подвижничество имеют, по крайней мере, такое же значение, как создание художественных памятников и научных систем».

Под барабанный грохот речей об общечеловеческих ценностях в России была сделана попытка ввести систему ценностей западной цивилизации, в первую очередь англо-американской. Это привело к печальным последствиям. Стало формироваться общество, где невыгодно искать правду и следовать истине, нелепо быть добрым и совестливым, стыдно быть скромным и честным, немодно любить человека.

В последние годы и в культуру проникают  националистические крайности, вплоть до культурного сепаратизма, экстремизма, шовинизма и нацизма. Это очень тревожный сигнал для перспектив многонационального развития страны.  Это приводит к возрастанию межкультурных конфликтов, опасных для многонациональной, поликонфессиональной России. Без единой культурной, духовной основы трудно говорить и о сохранении в России гражданской, российской нации.

    Для человека воспитанного в русской культуре, русской философии, на русской литературе (от древних былин до великих произведений «серебряного века» и советского периода) понятия совести и справедливости всегда были и остаются более важными, чем понятия законности и личной свободы. Этот коренной конфликт парадигмы сегодняшней политики государства и  векового мироощущения народа чувствуют деятели культуры и рядовые её работники. Поэтому так много в рядах нашей партии деятелей культуры, представителей науки и образования.

Для модернизации страны нужен новый кадровый состав в органах власти, в управлении экономикой и культурой, который был бы способен преодолеть духовный кризис, кризис ценностей. Нужна культура высокотехнологичная, современная, но основанная на традиционном духовно-нравственном потенциале.

Таким образом, мне кажется,  раздел Программы нашей партии, посвящённый сохранению и развитию Российской Культуры, призван утвердить наши приоритеты высокой духовности в сфере государственного управления, в практике законотворческой деятельности, в конкретных мероприятиях партии. Культура,  составляет стержень реального гуманизма и открывает перед Россией перспективы справедливого, а, значит, ожидаемого  народом, будущего.