Путин с фломастером у карты Беларуси

На модерации Отложенный

 

В воскресном интервью каналу «Россия» Владимир Путин выдал очередную порцию заявлений, намекающих на планы пересмотреть существующие границы.

Украина и Беларусь на геополитической карте Путина занимают особое место

Президента РФ явно не устраивает современный международно-правовой статус-кво, закрепленный во множестве договоров, подписанных в том числе Россией. Соблюдать данное слово, исполнять договора – это явно не в правилах Путина. Он хотел бы вернуться в какую-то другую точку истории, где границы России были большими. И он нашел такую точку: 29 декабря 1922 года, когда был создан СССР.

Следите за руками. По словам Путина, при создании Советского Союза было прописано право выхода республик из него, однако процедура не была регламентирована.

«Возникает вопрос: если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза — ну, хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой подарки от русского народа», – заявил нынешний хозяин Кремля.

К «подаркам русского народа» очевидно относятся территории Витебской и Могилевской губерний с городами Полоцк, Витебск, Орша, Могилев, Жлобин, Речица и Гомель; Крым, весь Казахстан, Кыргыстан, Туркменистан, большая часть Узбекистана и Таджикистана. Все эти территории в момент создания Советского Союза входили в состав РСФСР.

Путин предусмотрительно умолчал о «подарках», которые получила с тех пор Россия: значительная часть Ростовской области, которая принадлежала Украинской ССР, южный Сахалин и Курилы, которые принадлежали Японии, Выборг – Финляндии, Кенигсберг – Германии, Ивангород – Эстонии и Пыталовский район – Латвии.

Не для того Путин вспомнил о границах в момент создания СССР, чтобы вернуть Курилы и южный Сахалин Японии, а ростовские земли – Украине. Он помнит только о «подарках русского народа».

Особенно настораживает тот факт, что про Беларусь в границах 1922 года недавно вспоминал и Лукашенко: «Запомните вы и кто меня услышит: страну они не получат... Мы им не позволим разделить Беларусь, как это было в 39-м году. Вспомните, там были «свядомыя-незалежныя», воевали за «незалежнасць». Под Минском граница была западная, восточная часть находилась, вы знаете, в российской империи, а нам осталась полосочка…»

Из этого потока сознания с наложением разных эпох и акторов можно вычленить ту самую «полосочку», которая осталась от Беларуси в виде шести уездов Минской губернии в 1922 году. Явно неспроста Лукашенко об этом упомянул. Видимо, в непубличных диалогах с ним Путин уже поднимал эту тему: мол, с чем пришли, с тем и уходите, а подарки русского народа оставьте. Иначе сложно объяснить, почему вдруг Лукашенко вспомнил этот малозначительный эпизод истории: границы в начале 1920-х менялись по несколько раз в год.

Надо отметить, что если Путин и впрямь решит вернуть границу 1922 года, то одна лишь «полосочка» точно не останется. Никто в польском политикуме не отказывается от доктрины Ежи Гедройца, а значит территориальных претензий со стороны Польши быть не может. Литва, Латвия и Украина тоже не оспаривают границы Беларуси. Так что на западную часть страны претендовать вроде как некому.

По поводу Западной Беларуси в белорусском политическом классе есть одно большое заблуждение, которое разделяют столь разные политики как Александр Лукашенко и Зенон Пазьняк. Якобы территория Беларуси приобрела нынешнюю законченность в 1939 году. Лукашенко так и говорит, что «Сталину надо памятник в Беларуси поставить за пакт Молотова-Риббентропа».

На самом деле те территории, которые Сталин присоединил к Беларуси в 1939-м, он вернул Польше 30 июля 1941 года. А послевоенную западную границу Беларуси определи союзники на Постдамской конференции и в основу ее легла «линия Керзона».

У Беларуси только один проблемный сосед, который с легкостью пускается в рассуждения об исторических границах. Можно было бы снисходительно отнестись к подобному историческому экскурсу, если бы не одно «но»: Путин уже «исправлял» границы от руки.

Касательно его нынешнего заявления, нелишним будет напомнить, что Беларусь из Советского Союза не выходила. СССР прекратил существование по инициативе России. И не в Вискулях, как об этом не устают повторять и Путин, и Лукашенко, которые оба окормляются на одном и том же советском нарративе.

Конституция СССР прекратила свое действие 2 сентября 1991 года по решению Съезда народных депутатов СССР – первого избранного на конкурентной основе парламента Союза. Тогда же по решению этого легитимного органа был распущен Кабинет министров СССР.

Большинство депутатов Съезда народных депутатов СССР составляли депутаты от России. И именно они во главе с Борисом Ельциным были инициаторами и движущей силой роспуска Союза.

Но вообще-то странно выбирать в качестве точки отсчета договор о создании СССР, учитывая, что за эти сто лет успела случиться мировая война. Белорусская ССР была страной – учредителем ООН. Посягать на границы Беларуси – это все равно что посягать на весь мировой порядок, сложившийся после второй мировой войны. Под откос полетит ООН, СБСЕ и вся послевоенная архитектура безопасности.

Собственно, это уже произошло после присоединения Крыма. Но там хотя бы были явные ирредентистские настроения. Чего нет и в помине в Беларуси.

После распада СССР Россия подписала с Беларусью и другими бывшими республиками несметное число договоров, в которых границы не оспаривались. Но как мы все убедились на примере Крыма, Путин – хозяин своего слова: сам дал, сам и забрал.

 Игорь Синякевич