Москву в СССР хотели назвать Ильичем: почему Сталин отверг

Названия городов и улиц в Советском Союзе — уникальное явление. Во многих странах бывшего СССР в каждом городе, поселке и селе найдется улица Ленина. Так отдавали дань идеологии и совсем немного плели политические интриги. Столице России тоже не удалось избежать этой участи.

 

Сначала умер Ленин

После смерти вождя незамедлительно было решено увековечить его в названии столицы. Москву хотели переименовать в Ильич. Более 200 чиновников подписали прошение, как аргумент приводили одно: именно Ленин основал свободную Русь.

 

До Москвы уже успешно переименовывали не один крупный город. Нынешний Петербург из Петрограда стал Ленинградом (казалось бы, и в чем принципиальная разница?). К счастью, Генеральным секретарем тогда был Иосиф Сталин. Тогда он имел решающий голос, поэтому проект отложили, и столица осталась Москвой.

 

И вождем стал Сталин

Через десяток лет тема всплыла снова. Но уже не по причине любви к Ленину, а как спасательный круг для Ежова. Нарком НКВД почувствовал, что сдает позиции и теряет расположение вождя. Так что подал ходатайство переименовать столицу в Сталинодар, хотя это не в пределах его компетенции.

 

Сделано все было на славу: и обращения трудящихся, и стихи, и описание достоинств вождя.

Но все это на Сталина не произвело впечатления: в переименовании отказать, а Ежова расстрелять. В 1938 году его сняли с должности, а через 2 года расстреляли.

 

Снова умер вождь: не Москва, а Сталин?

Историки говорят, что до смерти Сталина было неофициальное предложение изменить название столицы. Но и тогда оно не возымело успеха. Скорее всего, это было очередная попытка задобрить вождя, увековечив его победу во Второй мировой. Конечно, Иосиф Виссарионович немного лукавил: хоть столицу не трогали, другие города успешно переименовывали: Сталинабад, Сталино, Сталинск, Сталинири...

 

После смерти люди «по инерции» любили вождя. Рассматривался вариант переименования Москвы в Сталин. Первое время даже чиновники на полном серьезе хотели сделать Грузинскую ССР Сталинской. Но культ постепенно слабел, новая власть принялась за развенчание личности и наоборот забирала у городов, сел и улиц сталинские названия.

 

Этот процесс называют десталинизацией, ней руководил Н. Хрущев. В политике началась новая идеология, где не было места культу личности. Так Москву навсегда оставили в покое, не пытаясь переименовывать в угоду действующей власти.