Кто за уголовное наказание курильщиков?

На модерации Отложенный

Все говорят о вреде курения. А не проще сделать закон, в котором курение будет уголовно наказуемо? - задается вопросом Андрей Синеглазов. Не проще. И вот почему.

 

Нам нравится требование объявить табак вне закона оттого, что когда мы испытываем сильные чувства, мы кажемся себе сильнее. Когда  предлагаем крутые меры, сами кажемся себе круче. Поэтому радикализм как форма самообольщения неискореним, по крайней мере, на современном уровне развития человечества, (да, кстати, и меня лично). Отыскивая разумный путь общественного преодоления курения, я выбрал бы более тонкий вариант. Вот в чем идея.

 

Чтобы остановить поезд, надо управлять поездом. Чтобы остановить курение, надо им управлять. Чтобы управлять курением, надо держать под контролем его носителей: производителей табака, и/или торгующих им, и/или самих курильщиков. Производителей табака можно облагать все большими акцизами, и заставлять помещать на пачках ужасные картинки и пугающие надписи. Торговцев можно облагать дополнительным налогом. А вот последняя категория участвующих в курении как проблеме граждан - сами курильщики, - как раз выходит из-под государственного контроля. Возникает вопрос: а уместен ли государственный контроль в деле, где выбор определяется волей самого гражданина? Да. Хотя бы потому, что воли-то как раз у курильщика и нет. Государство призвано делать то, что народ сделать не может. Народ не может обороняться, а государство может, создав регулярную армию. Народ не может создать образовательную систему, а государство может. Народ не может бросить пить и курить - ну нет у него на это воли. Значит, и эту организационную обязанность должно взять на себя государство.

 

Курение следует лицензировать. С 11 ноября 2011 года каждый курильщик ставится перед выбором: покупать сигареты в 10 раз дороже по коммерческой цене или платить как раньше, покупая по лицензии. Лицензия выдается подобно медицинским справкам водителей в местных медицинских учреждениях. С этого момента все курильщики сосчитаны, адреса их записаны, и ресурсы их здоровья учтены. Что, собственно, странного и неудобного в том, что мы покупаем лекарства по рецептам? Лекарства опасны, и мы не имеем достаточной квалификации, чтобы назначать их себе самостоятельно. Но и сигареты опасны. И если никотинизм - болезнь, курильщикам легко будет привыкнуть к мысли, что покупать сигареты можно только по специальному "рецепту", чтобы еще не больной никотинизмом человек не имел возможности их купить, не привык бы к курению и не заразился бы опасным аддиктивным неврозом.

 

После введения медицинского лицензирования курильщиков возможны самые разнообразные меры по воздействию на них.

Повышение оплаты за личную лицензию на курение, то есть вариант личного табачного налога. Принуждение к ежегодному лекторию о вреде курения. Адреса курильщиков можно продавать терапевтам, психиатрам, психологам, практикующим избавление от табачной зависимости, и они, без затрат государственной казны, сами будут атаковать курильщиков своими предложениями. Возможно каждый год увеличивать на год возрастной ценз выдачи лицензии, отсекая таким образом еще некурящее поколение от вовлечения в никотинизм. Некурящие или бросившие курить  могут получить "нулевую" лицензию в тех же медицинских учреждениях, что даст им шанс на лучшее трудоустройство, ведь должно же быть у человека документальное доказательство того, что он не курит. Ну и, наконец, люди не любят стоять в очередях и платить за справки. Значит, если сложить эту всенародную нелюбовь с всенародной же любовью к курению, то любви к курению станет меньше. Уверен, что по меньшей мере 5 процентов курильщиков бросят курить уже завтра, если сегодня узнают, что потребление табака стало лицензироваться. И еще 5 процентов бросят послезавтра. И еще половина - через неделю.

 

Как вариант можно предложить лицензировать также и торговлю табаком, что тоже вызовет волокиту, а работа волокиты как раз и состоит в торможении, что нам и нужно, чтобы затормозить нарастающую табачную эпидемию. Плюс уже имеющийся в наличии ресурс – увеличение акцизов на производство табака. Когда все три участника табачной драмы будут управляемы, остановить табачную трагедию государству не составит особого труда. 

Возвращаясь к размашистому предложению Синеглазова, скажу, что идея уголовного наказания жестковата. В стране курят 69 процентов мужчин, и они станут преступниками в одночасье, если принять такой закон. Кто же будет содержать их в тюрьмах? И как 31 процент некурящих мужчин смогут удержать 69 курящих в тюрьме? Заметьте, не только удержать, но и прокормить. Уголовное право – это весьма дорогое удовольствие и крайне нерентабельная затея. Содержание преступников стоит нам огромных денег, боюсь, даже больших, чем содержание бюрократического аппарата. Содержание тюрем разрушает экономику, с моей точки зрения, кстати, и не только моей, большую часть уголовных наказаний следует заменить штрафами и общественными работами либо домашним арестом.Возможно, когда курильщиков в стране останутся единицы, и оно будет расцениваться как психическое заболевание или социальное извращение, за курение уже можно будет штрафовать и наказывать принудительными работами. А пока что лицензия на курение - в самый раз то, что надо.