Ещё раз об уникальности российской цивилизации
На модерации
Отложенный
В основание идеологического фундамента нынешнего российского режима заложена идея уникальности отечественной цивилизации. Предполагается, что все остальные нации похожи друг на друга и только россияне от всех остальных отличаются. В первую очередь своей высокой нравственностью, глубокой духовностью, устремлённостью в горние выси и прочими богоугодными вещами. В своей новой статье нам опять напомнил об этом г-н Патрушев.
На самом деле, мнение о том, что мы такие одни, основано исключительно на слабой информированности о том, как обстоят дела с духовностью у других народов. Взять, например, негритюд. Вряд ли секретарь российского Совбеза, внезапно решивший примерить на себя роль главного идеолога режима, слышал это слово. Между тем, замени он в своей статье слово «Россия» на слово «Африка» и большую часть его сочинения вполне можно было принять за труд, написанный первым президентом Сенегала Леопольдом Сенгором.
Негритюд — это уверенность в том, что истинным средоточием нравственности и морали в мире является вовсе не Россия, а Чёрная Африка. Как и россияне, сторонники негритюда ссылаются на свой особый коллективизм и эмоциональную сопричастность ближнему, противопоставляя эти качества черствой рациональности и индивидуализму европейцев. Короче, это давно знакомое нам противостояние «духовной» России и «материального» Запада, только в роли России выступает Африка.
Естественно, как и отечественные «патриоты», африканцы своим отличием от остального человечества тоже очень гордятся. «Гордость за свою расу, — писал уже упомянутый г-н Сенгор, — это первое требование негритюда».
Лучше всего по этому поводу высказался африканский же писатель и Нобелевский лауреат Воле Шойинка: «Антилопа на пишет слово «антилопа» на своей спине, она не зацикливается на идее своей антилопности; вы просто узнаёте ее по ее элегантному прыжку». По мнению писателя, гордость самим фактом, что они являются африканцами, автоматически ставит последних в положение обороняющегося. Думаю, он прав: вместо того, чтобы просто жить и творить, идеология «национальной гордости» вынуждает принявшую его нацию вечно напрягаться и что-то кому-то доказывать. Это как у Шнура: «Пыжитесь, пыжитесь, а взлететь не можете»...
Раз уж я начал писать о параллелях между официальным российским дискурсом и негритюдом, скажу, что отечественным властям действительно есть чему поучиться у своих африканских коллег. К 1964 году лидер движения за независимость Африки, президент Ганы Кваме Нкрума понимал, что теряет былое влияние.
Неэффективная экономика, коррупция, снижение уровня жизни, надоевшие всем внешнеполитические авантюры, вроде попытки создать Соединённые Штаты Африки с центром, естественно, в Гане, привели к падению рейтингов прежде чрезвычайно популярного лидера. Позиции в элитах тоже пошатнулись. Нкрума решил подзакрутить гайки и внести изменения в Конституцию (господи, как же история любит повторять себя!) «Африканская Звезда» (один из неофициальных титулов Нкрумы) планировала сделать Гану однопартийной страной, а себя провозгласить пожизненным президентом. По этому поводу был спешно организован референдум. Проходил он в сопровождении примерно таких комментариев местного пропагандистского аппарата: «Тот, кто думает, что он сможет одурачить нас, спрятавшись за ширмой так называемого «тайного голосования», должны понимать, что то время, когда нас можно было дурачить, уже прошло». Это дословная цитата из газеты Ghanaian Times. Ящики для голосующих «за» и «против» стояли отдельно друг от друга, рядом со вторым обычно находился представитель правящей партии, иногда в сопровождении офицера полиции. В одной местности ящики для голосующих против были цельными — без щели для бюллетеней.
В этих условиях за новую конституцию проголосовал 99,91 процент принявших участие в референдуме. Явка составила 96,5 процентов.
Через полтора года Нкрума был свергнут в результате военного переворота, быстро переросшего в массовые уличные торжества. Символично, что сам он в это время летел из Пекина в Ханой. «Побеждающий в войнах» (другое неофициальное прозвище Нкрумы) был очень озабочен своей внешнеполитической ролью и постоянно предлагал себя в качестве посредника, урегулирующего международные конфликты. В тот момент, когда студенты сносили его памятники, он пытался помочь разрешить проблему Вьетнамской войны. Остаток своей жизни «Побеждающий» провёл в соседней Гвинее в ожидании, когда его народ восстанет против узурпаторов и вновь призовёт его на царство. Никаких признаков того, что кто-то планировал подобные действия, история не сохранила…
В завершение отброшу шутки и замечу, что все те идеалы, которые сторонники негритюда и российские пропагандисты пытаются противопоставить Европе, тоже является частью европейского наследия. Понявшие ограниченность рационализма Просвещения, французские последователи Руссо и немецкие романтики уже двести лет назад воспели те качества, которые теперь пытаются противопоставить Европе мыслители третьего мира.
Комментарии