О российской космонавтике

У космонавтики России есть потенциал, квалифицированные специалисты и необходимая техническая база. Но события политики и экономики, пандемия коронавируса серьезно отражаются на мировой и российской космонавтике. В мае 2020 года от коронавируса умер Евгений Анатольевич Микрин — генеральный конструктор пилотируемых программ РФ.

Основное отличие российской и американской космонавтики в том, что в России финансирование космической отрасли осуществляется вперед на 10 лет. Из-за инфляции техника дорожает и не всегда возможно реализовать планы. Из-за задержки текущих этапов разработки технологий отменяются или переносятся более сложные проекты. В США Конгресс и президент каждый год утверждают финансирование NASA, поэтому при необходимости могут быть выделены дополнительные средства.

Важно, чтобы российская космонавтика отошла от долгосрочного планирования финансов, чтобы появилась возможность ежегодно вносить изменения в финансирование программ, исходя из их потребностей, но при этом нужно иметь четкую и прозрачную долговременную стратегию.

У России уже около 30 лет не было межпланетных миссий, кроме запуска «Марса-96» в 1996 году и «Фобоса-Грунта» в 2011 году. Автоматическая межпланетная станция была запущена в ноябре 2011 года, но она не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. В январе 2012 года станция сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

Российская и американская космическая техника создается с разными целями, при разном уровне развития промышленности и в разных экономических условиях. В США есть конкуренция между частными компаниями, которые занимаются космическими технологиями. 

«Роскосмос» сейчас ограничен санкциями, исключение сделано для программы полетов кораблей «Союз». В ближайшие 10 лет для обслуживания МКС будет необходимо резервирование, поэтому полеты кораблей «Союз» будут продолжаться. 

Также сейчас у России официально нет лунной программы.

Для полета на Луну и вокруг Луны, для посадки на поверхность Луны необходимо разрабатывать новые ракеты. Первый беспилотный полет космического корабля «Орел» к Луне запланирован «Роскосмосом» на 2029 год.

В России была сокращена программа развития космодромов. На космодроме «Восточный» планировалось два стартовых стола для ракет «Ангара», но строится один стартовый стол. Также в России практически утрачены технологии водородной энергетики, их необходимо создать заново. Такие технологии есть у США, Индии, Китая.

В рамках федеральной целевой программы «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса на 2020—2030 годы» в РКК «Энергия» разрабатывается российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Енисей» (РН СТК-1). Ракета «Енисей» будет похожа на ракету Falcon Heavy, она будет собрана из небольших модулей. В России есть ограничения по транспортировке космических аппаратов. В США разрабатывается сверхтяжёлая ракета-носитель для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты SLS  (Space Launch System).

Также в РКК «Энергия» разрабатывается корабль «Орёл» — многоразовый пилотируемый космический корабль (старое название «Федерация»), которые предназначены для лунной программы, но могут также прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз».

Особенно важно развивать международное сотрудничество. Программа МКС устойчива потому, что она работает при поддержке нескольких стран. Государство и частные компании должны сотрудничать в условиях конкуренции для успешного освоения космоса.

Автор фотографии Надежда Палтусова https://vk.com/paltusova_n