25 лет концертному альбому P•U•L•S•E
25 лет назад, 29 мая 1995 года в Великобритании вышел итоговый концертник P•U•L•S•E, записанный в ходе последнего турне Pink Floyd. Следуя многолетней традиции, команда подготовилась к этим гастролям с большой ответственностью, поставив себе цель сделать новое шоу на порядок насыщенней предыдущего. Ник Мэйсон:
"В 1973 году мы устроили шоу в Голливуд-Боул, и фотография, висящая в кабинете Стива О'Рурка, является постоянным напоминанием о том, как круто может выглядеть сцена. Мы собирались взять часть идей из этого шоу и развить их для тех стадионов, где нам предстояло играть. Мы также хотели добавить этой процедуре определённую степень гибкости. Во время нашего предыдущего тура вся программа была буквально прибита гвоздями, причём по самую шляпку. На сей раз мы хотели иметь возможность регулировать текущий порядок номеров и заменять песни."

Звукорежиссуру обеспечили такие небезызвестные личности, как Эндрю Джексон, Колин Норфилд, Сет Голдман, Гэри Брэдшоу... Световое оформление вновь поручили Марку Брикману. Присоединился к процессу и легендарный сценический дизайнер Марк Фишер, последний раз работавший с Pink Floyd в 81-м. Ник:
"Финальная версия была опробована на нескольких достаточно сложных моделях, но даже они не сумели раскрыть определённые трудности, впоследствии возникшие при работе с реальной конструкцией. Когда сцена оказалась полностью сооружена, мы обнаружили, что из-за множества уровней, ниш и альковов, которые мы предусмотрели, не все музыканты могут видеть друг друга. Я думал, что на сцене нашего предыдущего тура было сложно ориентироваться, однако наш новый вариант положительно являлся лабиринтом покруче подлодки. Было слишком легко по ошибке отправиться в тупик под сценой — или получить серьёзные повреждения, провалившись в какую-нибудь не нанесённую на карту дыру."

Плотный концертный график и немалое время, уходящее на сборку и разборку конструкций, на подключение и отключение всех систем, потребовали трёх идентичных комплектов оборудования и самой сцены длиной в 60 метров и глубиной – в 20. К знаменитому круглому экрану 13-метровой ширины теперь добавилась гигантская четвертьсферическая арка высотой в 23 метра, а посреди зала или стадиона устанавливали новый – диаметром в 6 метров – зеркальный шар, разработанный Элизабет Кинг. Общий вес всего этого хозяйства, для обслуживания которого привлекли целую роту всевозможных специалистов (около двухсот человек), составил... 700 тонн...
"Объём произведённой работы оказался просто колоссальным: мы снимали фильмы, строили подмостки, конструировали спецэффекты, собирали оборудование. Новые части сцены и шоу требовали громадного труда по отладке и модификации. Треть всех устройств в итоге пришлось отбросить как несоответствующие надлежащему уровню, а также слишком дорогие или опасные."

Хотя на сей раз не обошлось без эпика The Dark Side of the Moon, на большинстве концертов исполнялись лишь избранные хиты. В их числе впервые вне концептуальной череды группа представила Breathe (in the Air) и полную версию Time. В свою очередь Any Colour You Like, Brain Damage и Eclipse остались в рамках концепта, который впервые включили в программу 15 июля, в Детройте (Мичиган, США). После он прозвучал ещё 17 раз. На каждом из таких шоу The Great Gig in the Sky играли канонически, без новшества в виде саксофонного соло.
Материала из Animals и The Final Cut фаны вновь не дождались, но сет-лист едва ли разочаровывал: отложенная на 23 года Astronomy Domine, Shine on You Crazy Diamond (периодически меняясь с первой местами, композиция либо служила заглавием концерта, либо открывала второе отделение), One of These Days, подавляющее большинство новых композиций (без Cluster One и Wearing the Inside Out), Wish You Were Here, а также по четыре хита из The Wall и A Momentary Lapse of Reason. Впрочем, One Slip исполнили лишь единожды в Окленде (Калифорния, США), 22 апреля. И только два раза в сете появилась Marooned – 29 и 30 августа в Осло (Норвегия). (Преднамеренно или нет, но иногда получалось так, что все боевики 1979 года оказывались в конце представления: Another Brick in the Wall (Part 2) (включающая интро с элементами Another Brick in the Wall (Part 1) и The Happiest Days of Our Lives) и Comfortably Numb закрывали основную часть концерта, Hey You (которую группа не трогала с 1981 года) и Run Like Hell – звучали на бис.)
По ходу турне некоторые решения интересным образом прогрессировали. Например, грохот вертолётов перед Another Brick in the Wall (Part 2) появился лишь спустя несколько выступлений. Постепенно развилась и ток-боксовая импровизация в Keep Talking. Концовку High Hopes со временем укрепили не только в мелодическом плане, но и структурно, разработав коду с акустической гитарой и органным фоном. Начиная с концерта в Праге (Чехия) (07.09.94) к первым пяти частям Shine on... добавили 7-ю.
Для Learning to Fly и On the Run использовали фильмы 1987 года, для High Hopes – клип, созданный для раскрутки нового альбома на TV. Для Shine on You Crazy Diamond, Speak to Me, Time, The Great Gig in the Sky, Money и Us and Them Торгерсон и его команда подготовили новые ролики. Первый, отчётливо отсылающий к тяжёлой драме Cида, демонстрировался на каждом концерте. Три последних, похоже, запускали преимущественно в тех случаях, когда композиции из The Dark Side of the Moon звучали выборочно, вне полного исполнения альбома. (Возможно, на нескольких концертах для Speak to Me задействовали художественный клип, снятый Стормом ещё в 1987 году, но положенный на полку в связи с корректировкой сета.) Сатиро-фантастическое видео к Money сопровождалось соответствующими тэйп-эффектами: отрывком диалога, шорохом пилы и выстрелом из инопланетного бластера (именно под этот фильм оригинальные звуки "кассы" и звон монет длились гораздо дольше обычного, позволяя публике сполна насладиться квадроэффектом). Исторические кадры из Crystal Voyager, чаще запускаемые под The Great Gig... в случае полного исполнения The Dark Side..., разбавили новыми, предоставленными всё тем же героем сёрфа Джорджем Гринафом. Давний фильм Питера Медака для Brain Damage актуализировали заменой условно устаревших фрагментов на документальные кадры современной политической хроники (в итоге подготовив три не сильно отличающихся друг от друга варианта – для североамериканских шоу (Марк Брикман и Лана Топам), европейских (Лана Топам) и лондонских (Каролин Райт)).
Вот что вспоминает Ник об этом двухчастном турне, охватившем страны Северной Америки и Европы:
"После трёх шоу во Флориде и Техасе мы направились к югу от границы для единственного выступления в Мехико. Так нам впервые довелось выступить в Латинской Америке. Атмосфера была просто дикой, по-настоящему буйной, а зрительская аудитория в целом оказалась значительно моложе, чем в США. Эта аудитория не только впервые видела шоу Pink Floyd, но, похоже, впервые открыла для себя нашу музыку. По окончании североамериканской части тура, после пары вечеров в Нью-Йорке, мы вылетели в Лиссабон, где с ходу приступили к европейским выступлениям, хотя нам пришлось сделать краткий перерыв в июле, когда Дэвид сочетался браком с Полли в Лондоне. В начале сентября мы оказались в Праге (также новом для нас месте). Вечером перед выступлением на стадионе «Страхов» перед 120 тысячами людей мы пообедали с Вацлавом Гавелом, драматургом и бывшим узником совести, ставшим впоследствии президентом. Это был вовсе не "шикарный банкет", которые предпочитают таблоиды (и почему они вечно настаивают на этом жаргоне?), а неформальный фуршет в кафе на берегу реки. Кое-кто из нас провёл серьёзную подготовку, прочитав некоторые книги чешского президента по пути на шоу, чтобы продемонстрировать определённое знакомство с его работами. Интересно, не провёл ли Вацлав всю предыдущую ночь, перебирая свою коллекцию дисков? Судя по осведомлённости в музыке, некоторые его министры в своей прежней жизни определённо были рок-критиками. Мне действительно интересно, не занимается ли тайная полиция при этом новом режиме исключительно обзорами новых альбомов. Тем временем нам по-прежнему не составляло труда путешествовать инкогнито. Когда мы прибыли в Италию, я снова подумал о том, как нам повезло сохранять такую скромность и сдержанность. Местные папарацци давились в аэропорту, дожидаясь, пока мы сойдем с самолета. Однако низкая степень нашей узнаваемости подтвердилась тем, что они по-прежнему терпеливо целились объективами в самолет даже после того, как мы сошли с трапа, миновали фотографов и забрались в автобус. Гастроли закончились 25 сентября в Лозанне — или, по крайней мере, это ощущалось как конец турне, поскольку мы с Нетти по окончании последних стадионных шоу направились на юг Франции, чтобы как следует восстановить силы. Однако в октябре нам ещё предстояло дать несколько представлений в Эрлс-Корте."
Последнее турне группы получилось поистине грандиозным, а Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Николас Мэйсон вновь почувствовали себя единым целым. На один из лондонских концертов приглашали и Роджера Уотерса, но, к сожалению, получили вежливый отказ.

Выпуск альбома
Сначала группа планировала выпустить альбом, включающий только живую версию The Dark Side of the Moon. Но в итоге Гилмор решил издать полновесный концертник. Главным помощником был выбран проверенный в боях Джеймс Гатри, который в процессе плавно вытеснил лидера на второй план. Дэвид, Ричард и Ник ограничились выбором композиций.
Специально для будущего релиза Гатри и Джексон записали 20 европейских представлений, охватив период с 17 августа по 23 октября. Треки выбрали из 12-ти, включая восемь лондонских. Отдельные композиции совпадают с телетрансляцией за 20 октября, ставшей основой для видеоверсии, выпущенной параллельно с аудио.
P.U.L.S.E. был выпущен в нескольких форматах на аудио и видео (через 11 лет – и в формате DVD, который начнёт штурмовать рынок уже в 96-м, а ещё через 13 – на Blu-ray). Каждый имеет свои отличия, но в любом случае действие открывает Shine on You Crazy Diamond, а в конце расположены хиты из The Wall, как это уже было в Delicate Sound of Thunder, Live in Venice и Live at Knebworth.
Видео- MC- и 4-дисковая LP-версия содержат не уместившийся на CD One of These Days. При этом в фильме композиция, записанная в Лондоне 20 октября, отличается от двух других – включённой в октябрьский сингл (Ганновер, 17 августа) и той, что присутствует на MC и LP (здесь с видео совпадает только финальная секция, а первая и вторая записаны 16 октября). И для альбома, и для фильма звук обрабатывался в формате QSound, который позволяет ощутить себя на реальном представлении. Одним из преимуществ также являются оригинальные тэйп-эффекты, ко многим из которых группа вернулась в ту пору.
Оформление оригинального релиза на CD продемонстрировало по-настоящему новаторский ход от команды Торгерсона: книжка в твёрдой обложке, содержащая на разворотах кармашки для дисков, хранится в коробке, в корешок которой встроен пульсирующий красный светодиод. Автор идеи Сторм поручил разработку системы Джону Кемпнеру, одному из работников EMI. Кемпнер применил долговечную батарейку типа AA, которую поместил внутрь коробки, спрятав её за картонную перегородку. Заряда хватало в среднем на полгода. CD-выпуск также включает подставку под напитки, на которой приведён список композиций с авторством и информация обо всех участниках команды. Лицевая сторона обложки во всех форматах аналогична, за вычетом некоторых малозначительных деталей. Огромный зрачок с цепочкой идущих по кругу огней (словно в обрамлении концертного экрана группы) скрывает в своих глубинах очертания таинственного шестерёночного механизма, проступающего сквозь завесу туманностей и молний. А впереди – то ли удаляясь от центра глаза, то ли приближаясь к нему – висит бурая планета. (На обложках VCD, LD и VHS внутри зрачка вместо черноты использовано фото с концерта.) Вокруг зрачка мы наблюдаем эволюционный круговорот, движущийся против часовой стрелки.

МС- и LP-выпуски также включают коробку для хранения кассет или пластинок. Внутреннее оформление каждого из форматов основано на концертных снимках. В кассетной версии фото представлены на складных буклетах, в виниловой и СD-версии – внутри книжки. Из целого ряда прочих идей Сторма, использованных в оформлении, отдельно стоит отметить образ с лицевой стороны книжки: обнажённая фигура человека в экстатичной позе висит в тёмном пространстве загадочного замка под обстрелом летающих вокруг прожекторов. Внизу, у гигантских колонн, видна фигура ещё одного человека. Известно, что центральный персонаж этой сцены символизирует фана Pink Floyd, впавшего в экстаз от любимой музыки.

























25 из 25
Великобритания (EMI): 29 мая,
США (Columbia): 6 июня.
Продюсирование: Джеймс Гатри и Дэвид Гилмор.
Хит-парад Великобритании: № 1;
Хит-парад США: № 1.
Дэвид Гилмор – гитары, вокал.
Ричард Райт – клавишные, вокал, синтезатор.
Николас Мэйсон – ударные, перкуссия.
Джон Кэрин – клавишные, синтезатор, вокал.
Гай Пратт – бас-гитара, вокал.
Тим Ренвик – гитары, подпев.
Гэри Уоллис – перкуссия, ударные.
Дик Пэрри – саксофоны.
Дурга МакБрум – вокал.
Сэм Браун – вокал.
Клаудия Фонтейн – вокал, тамбурин.
Звукорежиссура шоу: Джеймс Гатри, Шон О'Двайер, Эндрю Джексон, Сет Голдман. Запись: Джеймс Гатри, Рене Вайс, Бернар Вайнэ, Роже Робиндорэ, Ману Дажи, Ален Абулке.
Микширование: Джеймс Гатри.
Мастеринг: Дуглас Сакс, Рон Льютер.
Студии: "Astoria", "The Mastering Lab".
Визуальное оформление: Сторм Торгерсон, Питер Кёрзон, Джон Кроссланд, Финли Коуэн, Джулиен Миллс, Джейсон Редди. Фотографии: Энтони Мэй, Эндрю Эрл, Руперт Труман, Денис О'Риган, Майкл Дворник, Димо Сафари, Джилл Фурмановски, Лестер Коэн, Клод Гасьян.
Комментарии