Привилегированное положение чернокожих преступников

В последние дни одним из самых популярных понятий, используемых в США, а также за их пределами, стал термин «институциональный расизм». Авторы, применяющие его, в качестве подтверждения своим заявлениям приводят статистику, в соответствии с которой удельный вес чернокожих в общем числе лиц, убитых американской полицией, превышает удельный вес афроамериканцев в общей численности населения страны.

Одним из наиболее характерных материалов такого рода является публикация Би-Би-Си «Смерть Джорджа Флойда. Три факта, которые объясняют, чем недовольны протестующие в США», сопровождаемая соответствующими иллюстрациями.

Газета Washington Post в материале «1,023 people have been shot and killed by police in the past year» размещает аналогичный график и заявляет, что «Полиция убивает чернокожих американцев с более чем вдвое высокой скоростью, чем белых американцев» (The rate at which black Americans are killed by police is more than twice as high as the rate for white Americans).

Подобных публикаций – тысячи, а выступлений, повторяющих такого рода утверждения, – миллионы.

Проверим, действительно ли США поражены «институциональным расизмом», в особенности – полицейским «институциональным расизмом»?

Для этого воспользуемся прежде всего той же самой базой данных по убийствам, совершенным полицейскими в период с 1 января 2015 г. по 31 мая 2020 г., какую собрали журналисты WP и обнародовали в качестве приложения к указанной статье, и какая, по их утверждениям, является, как минимум, вдвое более полной, чем официальная статистика.

При нижеследующем анализе не затрагиваются философско-этические вопросы, в какой степени убийство – любое убийство любого человека – является допустимым, приемлемым или оправданным. Речь идет исключительно о том, подтверждает ли сравнительная статистика гибели людей, принадлежащих к разным расовым группам, в результате действий американской полиции наличие т.н.

«институционального расизма».

На первый взгляд действительно получается, что на один миллион жителей соответствующей расовой группы афроамериканцев гибнет более чем вдвое больше, чем, например, белых. Правда, это примерно столько же, сколько и индейцев, и в шесть раз больше, чем азиатов. Однако активные проповедники теории «институционального расизма» об этих фактах демонстративно умалчивают.

Поборники теории «институционального расизма» также умалчивают и об обстоятельствах, приводящих к более высокой смертности чернокожих от рук полиции. Например, именно для афроамериканцев характерна непропорционально высокая доля погибших в результате совершенных ими насильственных нападений:

в результате осуществленных ими нападений с применением огнестрельного оружия:

а также в результате попыток бегства во время задержания полицейскими:

Таким образом, высокая смертность чернокожих от рук полиции во многом обусловлена их гораздо более агрессивным поведением во время совершения ими преступлений, в ходе их задержания или ареста.

Конечно же, рассматривать статистику гибели задержанных в результате действий полиции в отрыве от статистики совершенных задержанными преступлений в принципе неверно. Это фундаментальное условие адекватного анализа, какое, например, Кандис Оуэнс понимает гораздо лучше, чем журналисты Би-Би-Си и «Вашингтон Пост».

Последний год, для которого ФБР представило детальную картину преступлений, совершенных лицами, принадлежащими к разным расовым группам, – это 2018 год. Из этих данных видно, что на 1000 жителей соответствующей расовой группы число преступлений, совершенных афроамериканцами, более чем вдвое превышает средний показатель по стране; в 2,5 раза превышает показатель для белых и испаноязычных; почти в 9 раз превышает показатель для азиатов.