Ближайшие три года станут для Роскосмоса судьбоносными – Рогозин
На модерации
Отложенный
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин считает, что запуск корабля Crew Dragon и его стыковка с МКС вовсе не является признаком отставания России от США в космической сфере. В корпорации уверены, что у России есть свои задачи, к решению которых она движется уверенно и планомерно.
О том, почему Space X не лишит Россию рынка пусковых услуг, отчего не стоит думать, будто Илон Маск «похоронил» российское лидерство в космосе, и на каких целях сосредоточится ГК «Роскосмос» в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе, рассказывает портал profiok.com.
Почему Россия не проиграла американцам
Что произошло 30 мая 2020 года? Американской частной компании удалось в штатном режиме запустить пилотируемый корабль Crew Dragon и успешно провести его стыковку к МКС. Отчего-то в самих США, да и в ряде российских СМИ это событие обсуждается с таким пафосом, будто люди оказались в космосе едва ли не впервые.
По словам Дмитрия Рогозина (см., например, Соловьёв LIVE от 27.05.2020 – прим. profiok.com), США, наконец, восполнили пробел, который существовал в американской космонавтике на протяжении десятка лет.
«В течение девяти лет великая американская держава вынуждена была унизительно для себя летать на российских кораблях, – поясняет Рогозин. – Эта неестественная монополия сложилась из-за ошибок планирования американской пилотируемой космонавтики».
Для исправления ошибок агентство NASA заказало разработку пилотируемых космических кораблей сразу двум компаниям – Space X и Boeing. У Boeing, к сожалению, пока не всё идёт гладко: перед Новым годом из-за сбоя программного обеспечения пристыковать к МКС запущенный аппарат не получилось. Впрочем, до конца текущего года компания всё же планирует провести пилотируемый пуск. Илону Маску, как видим, удалось осуществить запуск чуть раньше.
«Соревнование идёт не с нами, а между двумя американскими частными компаниями», – уверен Дмитрий Рогозин.
С этим утверждением сложно не согласиться: отлаженная транспортная система для доставки космонавтов на МКС у России уже есть, причём давно. И за эти годы набрана успешная статистика использования, достаточно вспомнить хотя бы спасение международного экипажа при аварии ракеты осенью 2018 года. Успешно летают к МКС и грузовые «Прогрессы». Словом, разговоры о том, что США обогнали Россию, в данном случае неуместны. Американцы просто восполнили пробел, добившись того, чего не могли добиться на протяжении девяти лет. Стоит отметить, что всё это время космический бюджет США в несколько раз превышал бюджет Роскосмоса.
Почему Россия не потеряет рынок пусковых услуг
Итак, американские астронавты смогут теперь летать к МКС самостоятельно. Означает ли это, что Россия лишилась заказчиков на рынке пусковых услуг? По словам Дмитрия Рогозина, опасаться этого не стоит.
Прежде всего стоит отметить, что появление дополнительного инструмента доступа к МКС принесло России колоссальное облегчение. Обеспечивая доступ на МКС представителям всего мира и обладая монополией в этой сфере, Россия несла на себе огромную ответственность. Рогозин убеждён, что при использовании сложной космической техники стоит обязательно обращать внимание на обеспечение технического резервирования.
Что касается предстоящих полётов к МКС, то NASA уже сейчас предлагает России обмениваться космонавтами и астронавтами. К примеру, существует договорённость о покупке одного места на «Союзе», который отправится к МКС осенью 2020 года. Кроме того, на «Союзах» будут продолжать летать космонавты из других стран.
Есть и ещё один важный аспект. «Рынок – это не всё, – поделился с журналистами газеты «Взгляд» лётчик-космонавт СССР, советник президента РКК «Энергия» Александр Александров. – Лишний заработок нам не повредит, но у нас и мороки с американскими астронавтами было достаточно. Совместная подготовка была для нас большой проблемой. Американцы учиться особенно не любят, экзамены сдавать не любят. И мы их таскали туда-сюда. Они летали не как специалисты, а почти как пассажиры».
Почему разговоры о технологическом отставании России преждевременны
В ракетном двигателестроении Россия была и остаётся первой в мире. Ракета Falcon-9, которую использует Илон Маск, оснащена американскими двигателями – правда, меньшей мощности, так что в силовую установку их пришлось ставить несколько. А вот компания Boeing использует российский двигатель РД-180, выпускаемый НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко, и пока не планирует его менять ни на какой другой.
О качестве российских ракетных двигателей говорит хотя бы тот факт, что даже после введения тотальных санкций против целых секторов российской экономики США всё же оставили для себя «лазейку», чтобы иметь возможность закупать российские двигатели.
«Американское ракетное двигателестроение физически не могло создать ничего подобного, – напомнил Дмитрий Рогозин. – У них были даже права на этот двигатель, оформленные в эпоху Бориса Ельцина, но даже имея на руках техническую документацию, они его не смогли собрать».
Космонавт Александр Александров также утверждает, что запуск Crew Dragon не олицетворяет собою никакого прорыва. По его словам, с технической точки зрения это примерно такая же система, как и созданный полвека назад «Союз».
Что касается многоразовой первой ступени ракеты Falcon, то и эту задачу уже удавалось решить. Проблема в том, что многоразовая ракета – дорогое и не всегда оправданное удовольствие. Принято считать, что суть многоразовости состоит в экономии, однако в данном случае об этом говорить не приходится: первой ступени Falcon нужна и вычислительная система, чтобы приземляться в нужном месте, и топливо, на котором приходится лететь вниз.
Кроме того, при создании ракеты Илоном Маском были использованы рискованные технические решения, считает Александров. «Они смелые ребята, но этот путь очень коварный», – уверен эксперт. Использование новых пластиковых материалов, углеродных компонентов выглядит заманчиво и существенно облегчает всю конструкцию, но свойства этих материалов исследованы не до конца, и они могут в нештатной ситуации повести себя непредсказуемо.
Стоит отметить, что и корабль Илона Маска, и Atlas V, который собирается запускать Boeing, предназначены для так называемых низких орбит, то есть не могут использоваться для полётов за пределы геомагнитного поля Земли. Космический корабль, над созданием которого сейчас работает Роскосмос, будет защищён от действия радиации и тяжёлых частиц, поскольку он делается под программу по освоению Луны.
Почему нельзя утверждать, что США обгоняют Россию в освоении Луны
Кстати, о полётах на Луну.
Судя по недавним заявлениям президента США Трампа, американцы собираются в ближайшие годы высадиться на Луну. По мнению Дмитрия Рогозина, в этих устремлениях больше политических мотивов, чем какой-то взвешенной и осознанной стратегичности.
Как объясняет Рогозин, сверхтяжёлая ракета SLS (Space Launch System – прим. profiok.com), которая должна доставить на Луну корабль Orion, во многом повторяет конфигурацию ракеты, на которой американцы летали десятилетия тому назад. И даже если американские астронавты в 2024, 2025 или 2026 году высадятся на Луну, это будет лишь повторением того, что их деды уже совершили полвека назад.
«В чём добавленная стоимость? В чём смысл тратить миллиарды долларов, чтобы сделать то что уже было сделано?» – недоумевает Дмитрий Рогозин. По признанию главы Роскосмоса, Россию Луна интересует прежде всего как полигон для отработки технологий посадки и взлёта в безатмосферном режиме. Полученный опыт пригодится Роскосмосу для работ по предотвращению астероидно-кометной опасности.
Российская лунная программа стартует в 2021 году. На Южный полюс Луны будет отправлен автоматический аппарат, который отработает технологию мягкой посадки. Следующий аппарат отправится на Луну в 2024 году, он будет орбитальным и позволит произвести доразведку интересующих российских исследователей мест. Высадка на Луну, конечно, тоже планируется. Пока речь идёт о 2028 годе, на который запланированы лётные испытания сверхтяжёлой ракеты. Согласно планам Роскосмоса, это нужно не для покорения Луны, а для использования её в качестве «космического полигона». На этом полигоне будут отрабатываться технологии, необходимые для работы по другим небесным телам.
Как Роскосмос будет бороться за лидерство
Дмитрий Рогозин прямым текстом объясняет: Россия будет идти своим путём и решать свои задачи, не давая втянуть себя ни в какие соревнования. Глава Роскосмоса напомнил о том, как СССР поверил в стратегическую оборонную инициативу (СОИ) Рональда Рейгана и выбросил колоссальные средства на ответные меры, что, помимо других факторов, способствовало разорению страны. Созданный в то время комплекс «Энергия-Буран» оказался совершенно уникальным и на 50 лет опередил своё время, но толкового применения ему так и не нашли.
«Мы сегодня не имеем права двигаться таким же путём, – заявляет Дмитрий Рогозин. – В стране, где нужно вложиться в образование, науку, здравоохранение, отнимать деньги на развитие космоса можно только чётко представляя себе задачу, для чего это делается».
Тем не менее, стратегическую цель Роскосмоса Рогозин формулирует как «экспансию и утверждение лидирующих позиций российской ракетно-космической отрасли в мире». Так в чём же будет выражаться экспансия?
Важно понимать, что Роскосмос радикально отличается от NASA тем, что решает ещё и задачи, связанные с обеспечением обороноспособности нашего государства.
Предприятия корпорации своевременно и в полной мере исполняют задания государственного оборонного заказа, гарантируя России наличие стратегического ядерного щита, системы управления ракетным оружием и работу орбитальной группировки. Спутники обеспечивают наблюдение, высокоточную навигацию, конфиденциальную связь, а также решают множество других задач, в том числе гражданских.
Другая стратегическая составляющая деятельности Роскосмоса – фундаментальная наука, пополнение знаний о происхождении Вселенной и жизни на Земле.
В диалоге с Владимиром Соловьёвым Дмитрий Рогозин назвал ещё одно перспективное направление. Оно связано с защитой нашей цивилизации от угроз, которые могут прийти из космоса, то есть от так называемой астероидно-кометной опасности. Сейчас, если верить современным исследованиям, такой опасности нет, но никто не может гарантировать, что она не возникнет в будущем – а значит, человечество должно быть готово к появлению небесных тел, которые могли бы сблизиться с Землёй на опасное расстояние.
Работа по всем этим стратегическим направлением, естественно, требует создания новой космической техники. И в арсенале Роскосмоса есть целый спектр проектов. Начаты работы по созданию ракетного двигателя на метане. Параллельно московский Центр Келдыша и Петербургское КБ «Арсенал» занимаются ядерной космической энергетикой, то есть проектированием космического буксира на ядерном реакторе, который позволит доставлять грузы в любые точки Солнечной системы. Осенью 2020 года планируется первый пуск с Восточного тяжёлой «Ангары», серийное производство которой начнётся в 2023 году в Омске. Как раз к этому времени, то есть к 2023 году, РКК «Энергия» закончит создание нового космического корабля, предназначенного для лунной программы. В Самаре делают полутяжёлую ракету «Союз-5», которая будет летать на самом мощном в мире ракетном жидкостном двигателе РД-181МВ.
Одновременно под новые задачи обновляется и расширяется инфраструктура. На Байконуре намечена модернизация Гагаринского старта и создание стартового комплекса Байтерек, с которого будет взлетать «Союз-5». Продолжается создание стартового комплекса для «Ангары» на космодроме Восточный.
Обновляется инфраструктура и на орбите. Так, в ближайшее время к МКС отправится лабораторный модуль «Наука». Кроме того, начинаются работы по созданию новой орбитальной станции, поскольку ресурсов МКС, по оценке Рогозина, может хватить лишь до 2030 года. Новая станция должна обладать принципиально иными характеристиками. Например, уметь заправлять топливом прилетающие корабли, дозаправлять спутники, обеспечивать поддержание орбитальной группировки, ремонтировать различные агрегаты. Более того, на новой станции Роскосмос планирует собирать космические конструкции для полётов на Марс, на Луну и к астероидам.
Работа по этим направлениям, как отмечает Дмитрий Рогозин, должна дать толчок развитию колоссального количества новых технологий. Стоит ожидать прорывов в робототехнике, микроэлектронике, в сфере материаловедения, в композитных материалах, новых системах связи, технологиях искусственного интеллекта.
«Роскосмос сосредотачивается, – подытожил Рогозин. – Мы находимся в процессе создания новых образцов ракетно-космической техники. И ближайшие три года для нас станут судьбоносными».
Иными словами, технологический прорыв Илона Маска – талантливого инженера, управленца и, что уж скрывать, пиарщика – едва ли стоит расценивать как «похороны российской космонавтики», что поспешили сделать некоторые «эксперты».
Впрочем, и им, и Маску стоит сказать спасибо: тема освоения космоса на несколько дней уверенно вытеснила в информационном поле обсуждение последствий пандемии коронавируса. И это хороший знак. У человечества должна быть мечта! Уж лучше мечтать о далёких мирах, чем об очередном модном смартфоне. Осталось пожелать Роскосмосу провести судьбоносные годы плодотворно и обеспечить нашей стране заслуженные лидерские позиции в космической сфере.
Комментарии
Последними в Истории?
И что же это за задачи такие?
Все разворовать??
УЖЕ лишил.