Евгений Гонтмахер: «Поколение миллениалов радикально изменит мир»

На модерации Отложенный

Миллениалы настолько отличаются от предыдущих поколений по своим жизненным ценностям, что кажутся им почти инопланетянами

Очень скоро власть во всем мире перейдет от нынешнего архаического поколения политиков к миллениалам — и мир принципиально изменится. У миллениалов нет четких политических взглядов; они не стремятся к деньгам и собственности; часто они вегане и заботятся о правах инвалидов. Они остро чувствуют всякую несправедливость и требуют больше прямой демократии. Нас ждет отрицание нынешнего понятия жизненного успеха, трепетное отношение к природе, культ свободного времени, здоровья и саморазвития.

Евгений Гонтмахер: «Власть — и политическая, и экономическая, и интеллектуальная — неизбежно перейдет в руки другой когорты. Можно ли увидеть уже сейчас хотя бы какие-то черты того, что сделают с обществом те, кого привыкли называть «миллениалами»?»

Евгений Гонтмахер: «Власть — и политическая, и экономическая, и интеллектуальная — неизбежно перейдет в руки другой когорты. Можно ли увидеть уже сейчас хотя бы какие-то черты того, что сделают с обществом те, кого привыкли называть «миллениалами»?»

НЕУМОЛИМОСТЬ

Демография — неумолимая вещь. Сейчас в России, да, пожалуй, и в большинстве развитых стран мира политическая элита (establishment) — это люди, в основном, родившиеся в 50-е — 60-е годы прошлого века. Есть, конечно, и исключения — Президент Трамп и многие члены его команды из поколения, родившихся сразу после Второй мировой войны, а Президенты Макрон, Зеленский, австрийский канцлер Курц, финский премьер-министр Марин появились на свет намного позже, в 70-е и даже 80-е годы. Однако они пока в явном меньшинстве.

Россия тоже входит в основной массив мирового истеблишмента. Президент Путин родился в 1952 году, среди доверенных ему лиц этот возраст также явно преобладает: Николай Патрушев, Александр Бортников, Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Валентина Матвиенко, Аркадий Ротенберг, Михаил Ковальчук и др.

Однако уже лет через 10-15 эти исключения станут правилом хотя бы из-за упомянутой выше демографии. Власть — и политическая, и экономическая, и интеллектуальная — неизбежно перейдет в руки другой когорты. Можно ли увидеть уже сейчас хотя бы какие-то черты того, что сделают с обществом те, кого привыкли весьма условно называть «миллениалами»?

В ПОЛИТИКЕ ПРИХОДИТ ВРЕМЯ МОРАЛИ

Было бы ошибкой, как мне представляется, обращать внимание на «политические взгляды» интересующей нас когорты.

Во-первых, потому что большая часть этих людей, как и всё российское общество (и не только российское) аполитично. Интересы и пожилых, и молодых лежат, прежде всего, в сфере будничной социальной жизни: доходы, цены, платежи за ЖКХ. А также здравоохранение — для тех, у кого есть медицинские проблемы, образование — для тех, чьи дети ходят в школу. Сейчас потихоньку в этот список входит даже не экология в широком смысле этого понятия (охрана окружающей среды), а банальный вонючий мусор.

Во-вторых, люди всех возрастов (тут я имею в виду прежде всего Россию) считают политику «грязным делом». Поэтому все разговоры о «либерализме», «левом уклоне», «центризме», «консерватизме» для них — не более чем игры людей, желающих в очередной раз обмануть народ, чтобы дорваться до обильной «кормушки».

В-третьих, мы видим даже в развитых странах явный кризис традиционных партийных систем, построенных на той или иной классической идеологии. Классические примеры — Франция, Италия, Испания, где всевозможные «либеральные», «консервативные», «социал-демократические» партии исчезли и на это место пришли общественные коалиции под ничего не значащими (с точки зрения традиционной политологии) названиями: «Республика на марше!», «Пять звезд», «Podemos» («Можем») и т. п. И, кстати, их создателями и лидерами, как правило, являются те, кто родился в 70-е и даже позже. В этом же ряду, конечно, всевозможные «зеленые» партии, которые сейчас приобретают все большую роль в формировании истеблишмента. Идеология этих образований, с классической точки зрения, эклектична, страдает популизмом. Но, тем не менее, именно эта «идеология» привлекает все больше избирателей, прежде всего среди поколений молодого и среднего возрастов. 

Но, может быть, по мере приближения к статусу «правящей» возрастной когорты какие-то политические взгляды будут формироваться? Мне представляется, что они все равно не будут оформлены в традиционные идеологические рамки, потому что в политике приходит время морали. Ценятся искренность, открытость, подчеркнутая антиэлитарность (австрийский канцлер Курц летает во время официальных визитов в экономклассе регулярных рейсов), нестяжательство. Конечно, все эти черты поведения можно очень умело имитировать, но общество, как правило, интуитивно чувствует фальшь и делает вполне определенные электоральные выводы.

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ

Важно отметить, что после коронавирусной пандемии в развитых странах, судя по всему, резко усилятся тенденции расширения прямой демократии и децентрализации власти. Это значит, что гражданское общество возьмет на себя еще больше управленческих функций, прежде всего на локальном уровне.

Какие слои к этому готовы больше всего? Очевидно, что как раз те, которых мы весьма условно называем миллениалами. Они уже вышли в «большую жизнь», получив образование и какую-то специальность, некоторые обзавелись семьей, начали приобретать (в основном в кредит) недвижимость. Однако важно отметить, что среди тех из них, кто демонстрирует общественную активность (а это меньшинство, хотя и значимое по численности), распространены очень интересные представления о том, как должен быть устроен Мир.

Очевидно отрицание упомянутых выше элитаризма и любой традиционной политики. Но что в позитиве?

Прежде всего, это другое, действительно глобалистское отношение к Природе. Она рассматривается не как «окружающая среда», а как самостоятельный, равновеликий человеческой цивилизации феномен, с которым нельзя разговаривать «сверху вниз». Именно отсюда вытекает нескрываемая симпатия к всевозможным «зеленым» инициативам, чаще всего не оформленных в виде традиционных политических партий. Речь идет о местных проектах и одновременно о симпатии к чему-то глобальному, хотя и экзотическому. Традиционные политические элиты скептичны по отношению к Грете Тунберг и ненавидят Greenpeace. А вот граждански активные миллениалы им симпатизируют, пусть пока и не выражая это публично. Но коронавирусная эпопея вполне может облечь эти симпатии во вполне конкретные политические действия. Например, на ближайших выборах —  даже в России — люди, говорящие слова, созвучные посткоронавирусным настроениям, вполне могут получить хорошие шансы на выигрыш, особенно в местные органы власти. А в развитых странах такие люди могут прорваться во власть везде, вплоть до высших позиций.

ОСОБЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ

Очевиден взрыв в распространении новых моделей потребительского поведения и жизненных стилей.

В их числе, прежде всего, можно назвать вегетарианство и веганство. Отказ от употребления в пищу продуктов животного происхождения в подавляющем большинстве случаев связан не с медицинскими показаниями, а с мировоззренческими установками. Сейчас по оценкам на земном шаре примерно 1 миллиард вегетарианцев и веганов. Из них примерно половина приходится на Индию, где это является многовековой религиозно-культурной традицией значительной части населения. Но в развитых странах, в которых такой культуры еще недавно не было, численность таких людей достигает уже 10%. Теперь рост этого показателя ускорится.

Отсюда следует очень много практических последствий, которые кажутся нам, в России, пока еще чудачеством. Например, цирки в западных странах отказались делать номера с животными. Давно уже там не используются в изготовлении одежды натуральные меха. Расширяется торговля вегетарианскими продуктами и сеть специализированных кафе и ресторанов. В Германии и ряде стран права животных закреплены в Конституции. И это только начало в признании того, что на Земле мы, люди, не одни: с нами сосуществует и другая цивилизация (цивилизации). Это скоро станет мейнстримом, который поменяет очень многое и в экономике.

Есть еще несколько значимых тем, которые с умозрительного уровня признания их важности переходят в повседневную практику. Это, например, судьба тропических лесов Южной Америки и Африки. Их вырубка и пожары теперь все более очевидно связываются с конкретными природными и климатическими бедствиями (хотя с экспертной точки зрения это может быть не доказано), которые затрагивают конкретно тебя. Колоссальные австралийские лесные пожары 2019/2020 гг. тому наглядный пример.

Конечно, важнейшей частью повседневной жизни становится мусор. И дело здесь не только в вонючих и токсичных свалках у тебя под носом, но и в нарастающем ощущении, что эта проблема бурно разрастается, не вызывая адекватную реакцию властей. Вспомним Шиес, подмосковные протесты, получившие очень широкую огласку. А сколько таких конфликтов на местах, о которых знает только ограниченный круг людей? На очереди и более глобальная проблема — загрязнение мирового океана, приобретающее все более угрожающий масштаб. Тут «миллениалы» обязательно инициируют и станут реализовывать столь же глобальный проект по сбору и утилизации плавающего пластика и других подобных отходов человеческой деятельности.

Еще одна значимая тема — это судьба городских пространств. Сейчас она волнует узкий круг градостроителей, но после испытания долгой коронавирусной самоизоляцией вышедшие из квартир люди предъявят свое желание как-то по-другому планировать и использовать парки, бульвары, скверы, детские площадки. Это, видимо, создаст повышенное давление на муниципальные и региональные власти, делегирует туда какое-то число новых лиц из числа «миллениалов».

НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ

Отдельно нужно поговорить и о шеринге (от английского to share — делиться), который до сих пор многими, особенно более старшими поколениями, воспринимается как причуда фриков. Все эти вело-, самокато- и даже каршеринги кажутся мимолетной модой, которая быстро пройдет. Но это не так.

Дело в том, что шеринговые транспортные проекты оказались финансово и логистически выгодными для тех, кто это успел распробовать. Например, не надо покупать собственный автомобиль, который, во-первых, стоит немаленьких денег и, во-вторых, 90% времени простаивает на улице или в гараже, хотя за него надо платить налог, проходить регулярный техосмотр и т. д. Кроме того, в Москве местные власти сделали парковки бесплатными для каршеринговых машин, что даже финансово для многих немаловажно.

Но дело не только в чисто бытовых удобствах, а в постепенном осознании того, что шеринг просто-напросто серьезно снижает нагрузку на Природу. Например, не нужно добывать столько руды, чтобы выплавлять металл, идущий на производство очевидно излишнего числа автомобилей. И ведь надо иметь в виду, что шеринг постепенно распространяется не только на транспорт. Уже сейчас организовались (в основном через социальные сети) группы людей, относящихся прежде всего к «миллениалам», которые занимаются организацией общего пользования самых разнообразных предметов, например, хозяйственных инструментов, детских колясок и т. п.

За этим стоит не только экономия семейных средств, но и мировоззренческая установка, которую участники шеринга вряд ли пока могут выразить вербально, но уже ощущают подсознательно. Если попробовать эту установку облечь в слова, то я бы вспомнил знаменитый доклад Римскому клубу «Пределы роста», который был опубликован аж в 1972 году, т. е. почти полвека назад. Авторы того доклада предупреждали о грядущем исчерпании природных ресурсов нашей планеты, если не умерить, а то и остановить экономический рост.

Позже, в 2008 году, по заказу Президента Франции Николя Саркози, два лауреата Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц и Амантия Сен, а также французский экономист Жан-Поль Фитусси подготовили доклад «Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла?» Уже из заголовка этого доклада следует его основная идея: экономический рост ради самого же экономического роста — бессмысленен.

Главное — это повышение качества жизни людей, что может происходить в развитых обществах и без чисто статистически отмечаемого роста ВВП.   

Вот именно это все более массовое ощущение пределов, в которые современная цивилизация уперлась, создавая стагнацию, а то и ухудшение качества жизни большинства, сейчас во многом начинает предопределять будничное, а затем и общественно-политическое поведение больших групп людей.

ЗА БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Отдельно стоит отметить такие сферы жизни человека, как здравоохранение и образование.

«Миллениалы», в отличие от своих родителей, понимают, что состояние собственного здоровья — это во многом твоя собственная забота. Поэтому среди них массово распространен «фитнес» в самых его разных формах, который перестает быть прихотью и становится неотъемлемой частью будничной жизни. Отсюда же вытекает отношение к алкоголю, табаку, наркотикам. В той части «миллениалов», которая нас интересует (а это, напомню, общественно- и социально активная их часть) их потребление либо минимально (и имеет тенденцию к снижению), либо вовсе обнулено. Это очень важно с точки зрения практической политики, о чем будет сказано ниже.

Что же касается собственно здравоохранения как системы учреждений, оказывающих медицинскую помощь, то, как известно, она содержится сейчас во всех странах мира за счет трех основных источников: государственный бюджет, страхование (обязательное и добровольное), прямая оплата населением. Как показывают социологические исследования, в любой развитой стране есть значительное число людей, недовольных местным здравоохранением. Причины самые разнообразные: дороговизна страховок или просто стоимости приема у врача, длинные «листы ожидания» бюджетной медицины, низкое качество обслуживания и т. д. Но для «миллениалов», можно предположить, важно неравенство доступа к медицинским услугам. Это один из аспектов той системной несправедливости, которую они чувствуют по очень многим пунктам и будничной, и политической жизни. Поэтому, скорее всего, «миллениалы» симпатизируют бюджетной, т. е. общественно-государственной системе здравоохранения, которая обеспечивает каждому жителю страны безусловный доступ к качественным услугам здравоохранения.

Что касается образования, то и здесь «миллениалы» за увеличение финансирования бесплатного его сегмента (школы и отчасти вузы) и, соответственно, против расширения зоны платного образования в университетах. Еще одна важная тема здесь: расширение школьного, студенческого и академического самоуправления. Всяческие попытки их ущемить вызывают у «миллениалов» отторжение и сопротивление, причем зачастую в публичной форме.

Если говорить о будущем школы, то мир стоит на пороге радикальной революции. Вместо классно-урочной системы, которую ввел в оборот Ян Амос Каменский еще в XVII веке, сейчас новаторы постепенно продвигают школу без уроков, возрастных групп и предметов. Обучение ведут не учителя, а тьюторы (наставники) в форме игр и проектной деятельности. Кроме того, набирает силу тенденция перехода к семейному образованию нового типа, когда те же «миллениалы» занимаются с небольшими группами детей прямо по месту жительства основной, а не дополнительной школьной программой. Тем более именно благодаря «миллениалам» становятся все более популярными и необходимыми все формы on-line обучения, внедрение которых, в свою очередь, потребует обеспечить всех детей необходимыми гаджетами, скорее всего, за счет бюджетных средств. 

ФАНДРАЙЗИНГ И ВОЛОНТЕРСТВО

Еще одна сфера общественной жизни, которая интересна «миллениалам» — это социальная помощь, что кажется на первый взгляд парадоксальным. В ней зачастую нуждаются инвалиды, пожилые, беженцы, неполные и многодетные семьи, тяжело больные люди. Сейчас масштабы помощи этим группам недостаточны в очень многих странах, а уж в России тем более. И дело не только в денежных пособиях и льготах (хотя и их, как правило, недостаточно), но и в дефиците заботы (care), которая заключается просто в неформальном внимании, общении, участии и т. п. человеческих проявлениях. Для той части «миллениалов», которые настроены на самоорганизацию, взаимопомощь — это нетерпимая ситуация. Именно поэтому прежде всего они организуют наиболее эффективные НКО и другие некоммерческие структуры для оказания социальной помощи. Посмотрите на тех, кто в России являются лицами этой деятельности: Елизавета Олескина, Нюта Федермессер, Чулпан Хаматова, Митя Алешковский и им подобные — они как раз «миллениалы».

В их представлении государство сильно недорабатывает, и они вынуждены закрывать дыры в социальной защите изматывающим фандрайзингом и волонтерством. Придя во власть, они будут радикально менять политику в этой сфере.

ЗА БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД

И тут мы подходим к, пожалуй, самой большой социальной новации, которую «миллениалы» принесут в мир. Я имею в виду «безусловный базовый доход» (ББД). К настоящему времени в виде локального эксперимента этот институт в том или ином виде опробован уже не один десяток раз в самых разных странах: Финляндия, Канада, Нидерланды, Индия и многие другие. В некоторых странах дело доходило и до практического распространения, но что-то мешало. В США Президент Никсон два раза пытался продвинуть эту идею на федеральном уровне, но Конгресс с этим не соглашался, в основном из-за того, что Никсон был республиканцем, а Конгресс контролировали демократы. В Швейцарии в 2018 году был проведен референдум на эту тему, но он закончился поражением сторонников введения ББД. В Италии в это же время к власти пришла коалиции из движения «Пять звезд» (в котором тон задают «миллениалы») и Лиги Севера, которая объявила о введении ББД на всю страну. Правда, потом всё свелось к программе дополнительной помощи бедным и безработным.

Но сейчас правящая левая коалиции в Испании (в которой тоже первую скрипку играют «миллениалы») намерена ввести ББД в стране после окончания коронавирусной пандемии. И в целом дискуссия об этом институте должна выйти на новый уровень в результате примененных во время пандемии массированных выплат напрямую населению с минимальными фильтрами отбора в США и большинстве европейских стран.

Дело, однако, не в том, чтобы просто раздавать деньги. «Миллениалы» стремятся утолить свою жажду борьбы с массированной социальной несправедливостью и у себя в стране, и в мире, которую они остро чувствуют. Их экономическим гуру становится Тома Пикетти, который в своих книгах пытается доказать органическую порочность сформировавшейся в послевоенный период экономической и социальной системы, неизбежно рождающей и увеличивающей неравенство. А с ним можно бороться не «тонкими настройками» (которые принципиально ситуацию не меняют), а радикально: например, через введение ББД, деньги на который дадут богатые через модернизированную систему прогрессивного налогообложения доходов и капитала.

ББД позволит реализовать и другую социальную мечту «миллениалов» — стереть пропасть между работой и свободным временем. Труд, конечно, в значительной части случаев останется источником средств к существованию и продолжит в некоторой степени оставаться формой экономического принуждения личности. Но работе можно будет уделять не столько времени, сколько это происходит сейчас из-за того, что ББД сильно смягчит это принуждение. Высвободившееся время можно будет потратить на индивидуальное саморазвитие: учебу, искусство, общественную деятельность, семью. Неожиданно, но это очень близко к идее Карла Маркса о том, что «наибольшим богатством общества является свободное время».

КАКИЕ СДВИГИ НАС ЖДУТ

Все описанные выше тренды в социальной жизни, развиваясь, неизбежно потребуют и смены многих общественно-политических институтов. Поэтому «миллениалы» (повторюсь, что я имею в виду их наиболее продвинутую, экстравертированную часть) волей-неволей станут (а кое-где уже и стали) драйвером политических реформ.

Какие сдвиги в этой связи и в соответствии с этой логикой нас ждут?

  1. Кардинальное изменение амплуа чиновника. Сейчас это многоопытный, переходящий в своей карьере со ступеньки на ступеньку бюрократ, т. е. человек, для которого наиболее важен интерес не общества, а его корпорации — государства. На место бюрократов будут приходить люди, не ставящие своей целью собственное продвижение вверх, а реализацию своих личностных качеств. Государственная служба уже сейчас во многих развитых странах не является наиболее престижным местом работы, и этот тренд будет закреплен приходом новых людей. Естественно, что такая смена мотивации резко повысит текучесть кадров чиновников. Я уже не говорю о том, что прозрачность работы и жизни людей, работающих в государстве и на государство, станет на порядок больше. Посмотрите на уже существующие практики контроля над чиновниками, вплоть до первых лиц, в Европе и США и вы поймете, что это станет незыблемой нормой.
  2. Да и само государство станет другим. Несмотря на наблюдаемую сейчас тенденцию к увеличению масштабов его деятельности в связи с коронавирусом, как только эпидемиологическая ситуация нормализуется, общество в странах с развитой демократией не просто всё вернет на место, но и качнет маятник в другую сторону. И это не будет названо очередным «неолиберализмом» или «анархизмом». Просто очень много нынешних государственных функций — и социальных, и экономических, и даже частично правоохранительных — уйдет на локальный уровень. Авторы российской Конституции 1993 года, как будто предвидя это, записали положение о том, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. К сожалению, внесенными в марте 2020 года поправками это положение из Конституции исчезло, что, очевидно, идет против мирового тренда.
  3. Из-за ухода многих ныне государственных функций «вниз» действительно может стать реальностью высказываемая сейчас идея о том, что уже в обозримом будущем сеть «мировых городов» будет намного важнее сети традиционных государств, за которыми останутся лишь очень ограниченные функции. Тем самым начнется очередной этап глобализации, построенный не на преодолении «государственных границ», а на системах расселения людей, вне зависимости от их национального гражданства.
  4. Естественно, что взрывообразно вырастут все формы прямой (непосредственной) демократии, которая только и может обеспечить «искренностью» действия государства, доверие к его представителям и одновременно тотальный контроль за ними («доверяй, но проверяй»).

О новый, прекрасный мир?!

Евгений Гонтмахер
«Европейский диалог», 29.05.2020

Фото: «БИЗНЕС Online»

Евгений Шлемович Гонтмахер — доктор экономических наук, профессор, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, член правления Института современного развития, член президиума Российского еврейского конгресса, член комитета гражданских инициатив.

Родился во Львове в 1953 году.

Окончил географический факультет МГУ.

Работал в Центральном экономическом научно-исследовательском институте (ЦЭНИИ) при Госплане РСФСР. Был начальником управления министерства труда России, заместителем министра социальной защиты населения РФ, начальником отдела в администрации Ельцина, начальником департамента социального развития аппарата правительства РФ.

В 2003–2006 годах был вице-президентом российского союза промышленников и предпринимателей.