Неизбежный тупик "цветных" революций
АРХИВНАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ
***
Случившиеся несколько лет назад цветные революции провозгласили торжество демократии западного образца в нескольких бывших советских республиках. При явной поддержке и с одобрения заокеанских политтехнологов лидеры победившего "цветника" тут же оповестили мир о том, что их независимые страны дистанцируются от России. И что в итоге? Сегодня стала совершенно очевидной несостоятельность такого политического курса. Он если и не привел к окончательному краху правившие в этих странах режимы, то уж точно завел их в тупик

Розы увяли, оставив шипы
Любимая игра грузинских властей - охота на ведьм
В Грузии набирает обороты избирательная кампания. 25 ноября подал в отставку президент Саакашвили. Внеочередные президентские выборы назначены на 5 января, и президент обязан сложить полномочия за 40 дней до этой даты. Предстоит жесткая борьба, в которой Саакашвили противостоит весь спектр оппозиционных сил. На его стороне лишь госаппарат и партия власти - "Единое национальное движение - ЕНД". Данные выборы явились вынужденной уступкой Саакашвили грузинской оппозиции, выведшей на улицы десятки тысяч людей
Cимволично, что Саакашвили ушел в отставку в очередную годовщину "революции роз". Ровно четыре года назад он и его сторонники при поддержке массового митинга в Тбилиси совершили государственный переворот, отстранив от власти тогдашнего президента Шеварднадзе. Но в ноябре этого года оппозиция собрала в Тбилиси 100-тысячный митинг, требуя отставки самого Саакашвили. Его власть висела на волоске. Но в отличие от предшественника Саакашвили оказался менее щепетильным в выборе средств. Он разогнал митинг с использованием дубинок, резиновых пуль и слезоточивого газа. 600 манифестантов получили ранения, против лидеров оппозиции были возбуждены уголовные дела. Так бесславно закончился романтический период в истории Грузии, связанный с "революцией роз".
Нынешний политический кризис в Грузии стал закономерным следствием эволюции режима Саакашвили. Придя к власти не правовым путем, он и далее не следовал букве закона. Были сфальсифицированы президентские выборы 2004 года, на которых он набрал 96% голосов. То же самое произошло и на парламентских выборах. Его партия "Единое национальное движение - ЕНД" набрала якобы 70% голосов, в то время как все оппозиционные партии, за исключением одной, не преодолели 7% барьер.
Новый президент обещал грузинам установление демократии, ликвидацию коррупции, экономическое процветание и восстановление территориальной целостности страны. Но ни один из этих пунктов выполнен не был. Зато Саакашвили здорово испортил отношения с Москвой, что привело к введению Россией экономических санкций против Грузии. Это сильно ударило по грузинской экономике, которая и без того находилась не в лучшей форме.
Сук, на котором сидел президент
Для ликвидации пророссийской оппозиции Саакашвили прибег к прямым репрессиям. Грузию под угрозой ареста за вымышленные преступления вынуждены были покинуть многие политики, по-доброму относившиеся к нашей стране. Накануне выборов в местные органы власти осенью 2006 года оставшиеся активисты пророссийской оппозиции были обвинены в антиправительственном заговоре и арестованы.
Одновременно Саакашвили начал зачистку политического пространства от потенциальных конкурентов среди своих сторонников. Первой жертвой стал премьер-министр Зураб Жвания, погибший при загадочных обстоятельствах. Затем последовали отставки министра иностранных дел Саломе Зурабишвили, пользовавшейся авторитетом на Западе, харизматичного министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, влиятельного министра обороны Ираклия Окруашвили.
Прижав коррупцию среди "чужих", Саакашвили дал полный простор стяжательству среди "своих". Многие грузинские предприниматели стали объектом государственного рэкета. Их арестовывали по ложным обвинениям и затем выпускали за внесение определенной суммы во "внебюджетные фонды". Широкое распространение получил рейдерский захват преуспевающих компаний людьми Саакашвили. На этой почве обострились отношения президента с грузинским олигархом Бадри Патаркацишвили, который не собирался расставаться со своей собственностью.
Стремясь к абсолютной власти, Саакашвили сам подрубил сук, на котором сидел. Его единственной опорой стала узкая группа преданных ему сатрапов, вызывавшая все большее неприятие в грузинском обществе. Продолжаться так долго не могло.
Диктатура не сдаётся
Катализатором политического кризиса послужило выступление Окруашвили 25 сентября. Экс-министр обороны обвинил власти в репрессиях, убийствах, коррупции и попрании национальных ценностей. Он, в частности, заявил, что Саакашвили дал ему поручение убрать Бадри Патаркацишвили. Он также сообщил, что по приказу Саакашвили был зверски избит бывший депутат парламента, бизнесмен Валерий Гелашвили. И намекнул на причастность Саакашвили к смерти премьер-министра Жвания. Окруашвили разоблачил и финансовые махинации президента Грузии. Объявил, что президент через подставных лиц контролирует серьезный бизнес, а имущество его семьи составляет миллиарды долларов.
На следующий день Окруашвили был арестован. Но запущенный им процесс было уже не остановить. Оппозиция вышла на улицы. В Тбилиси состоялся митинг в поддержку Окруашвили. Манифестанты решили объединить оппозиционные силы в единую организацию - "Общенародное движение". Оно и организовало массовый митинг в Тбилиси 2 ноября, вынудивший Саакашвили пойти на новые выборы.
Понятно, что они нужны Саакашвили вовсе не для того, чтобы отдать власть оппозиции. Он будет цепляться за нее из последних сил. Ведь в случае отставки ему и его клану грозят уголовные дела с перспективой длительных тюремных заключений и конфискации имущества. Поэтому Саакашвили и его подельники будут драться не на жизнь, а на смерть. Рассчитывать на честные выборы в этих условиях не приходится. Сторонники Саакашвили контролируют все избирательные комиссии, весь госаппарат и пойдут на любые фальсификации, чтобы сохранить его у власти.
С другой стороны, и грузинская оппозиция не собирается уступать. В случае фальсификации выборов они вновь намерены вывести людей на улицы. Политический кризис в Грузии грозит стать перманентным. Для обуздания оппозиции Саакашвили может пойти на установление прямой диктатуры. В общем, можно только посочувствовать гражданам Грузии. Ничего хорошего их не ждет. Перефразируя известную китайскую мудрость, можно сказать: "Не дай вам бог жить в эпоху цветных революций".
Михаил Александров
Раскол Украины - не "выдумка москалей"
Едва вступив в должность президента, Виктор Ющенко сразу же развернул репрессии против русскоязычных политических элит Юго-Востока Украины. Он вел и сейчас ведет политику диктата Запада страны над Востоком. Центральная Украина имеет свою, особую позицию, имя которой - Юлия Тимошенко
Территории Юго-Востока - Донбасса, Крыма и Новороссии, как известно, были переданы УССР большевистскими властями. Частью проводившейся тогда политики была и насильственная украинизация населения. Она и аукнулась через много десятилетий, когда в "самостийной" Украине раз за разом проводились различные плебисциты, голосование на которых также проходило по географическому и геополитическому признаку. Восток и Юг - за русский язык, Запад - против. А Центр - за красивую женщину...
Но "оранжевые" политические силы со слепым упорством отвергают возможный компромисс в виде федерализации Украины. Хотя он способен снять глубокое цивилизационное, а не надуманное якобы "москалями" противостояние Востока и Запада Украины.
РАЗОРВАННАЯ НИТЬ
В результате "оранжевой революции" на вершине власти в Украине оказались силы, стремящиеся к незамедлительному вступлению страны в НАТО, укреплению антироссийского геополитического блока ГУУАМ, окончательной дерусификации восточных областей. Спешно переписывается история по принципу героизации тех, кто боролся с Россией.
Кроме того, политика Ющенко сконцентрировалась на создании "оранжевого лобби" внутри Украинской православной церкви, которую власти пытаются оторвать от Московского Патриархата. В этом случае будет разорвана последняя и главная - духовная нить, связывающая Украину с Россией, и процесс трансформации соседнего государства в антироссийское примет необратимый характер.
Результатом цветной революции стало резкое снижение уровня и качества межнациональных отношений внутри страны.
Достаточно напомнить про попытки отменить решения советов Юго-Востока Украины о гарантиях русскому языку (в соответствии с Европейской хартией языков национальных меньшинств) быть полноправным, действующим. Один из лидеров "Нашей Украины" Вячеслав Кириленко, будучи вице-премьером по гуманитарной политике, подготовил постановление, которое запрещает делать объявления на русском языке в общественном транспорте. И последний прецедент: в ноябре 2007 года Ющенко подписал указ об украинизации Крыма. "Оранжевые" и там хотят напрочь искоренить русский язык как государственный или имеющий официальный статус.
Ничего не меняется
Логично, что русские общины и организации российских соотечественников резко негативно относятся к любым проявлениям "оранжевой революции". Ответной реакцией на нее стало избрание на выборах-2006 (по списку Партии регионов) в состав Верховной Рады Украины и Верховного Совета Крыма. Депутатские мандаты получили лидер "Русского блока" Крыма Александр Черноморов, глава Русской общины Крыма Сергей Цеков и его соратники Олег Родивилов, Олег Слюсаренко и другие.
Однако согласие Партии регионов на участие в досрочных выборах, заявления некоторых ее лидеров о готовности отказаться от государственного статуса русского языка и идеи федерализации Украины привели к охлаждению русского избирателя к ПР. Это привело к политической апатии и снижению явки на внеочередных выборах 2007 года в Верховную Раду. Дальнейший политический курс русских организаций Украины зависит исключительно от принципиальности Партии регионов в идеологических вопросах.
Да, "оранжевая революция" зашла в тупик, так и не сумев решить проблему раскола украинского общества. Напротив, лишь усугубила его. Но ведь и не сумели изменить ситуацию к лучшему и те, кто не приемлет "оранжевые" идеалы. Раскол сохраняется!
Кирилл Фролов
В Киргизии - ещё одна неудача
Ограниченность ресурсов не позволяет властям быстро преодолеть социально-экономический кризис
В середине прошлой недели стало известно, что исполняющего обязанности премьер-министра, лидера Социал-демократической партии Алмазбека Атамбаева президент отправил в отставку и вручил орден "Данакер". Кто теперь возглавит киргизское правительство, сказать трудно, но можно утверждать, что на период выборов вся власть в отсутствие парламента сконцентрировалась в руках одного человека - президента страны Курманбека Бакиева
Внутри киргизской административной и бизнес-элиты продолжается процесс перестройки системы правящего политического класса. Этот период начался несколько лет назад и будет продолжаться в течение ближайшего времени.
При этом термин "тюльпановая революция" в Киргизстане не только не прижился, но и в последнее время вообще предан забвению. В республике произошла смена власти, которая больше напоминала банальный государственный переворот, организованный одной из групп национальной элиты, воспользовавшейся существующей слабостью власти и отсутствием воли у руководства страны.
В последнее время самый популярный вопрос в Киргизии заключается в том, "с каким счетом" победит на будущих парламентских выборах 16 декабря пропрезидентский "Ак-Жол" ("Светлый путь") и найдется ли в парламенте место для оппозиционного "Ата-Мекен" ("Отечество").
Криминальный этап закончился
Допускаю, что большая часть расколовшейся оппозиции искренне недовольна властью, демонстрирующей медлительность в осуществлении реформ. Только неясно, насколько передача власти от президента парламенту могла бы благотворно сказаться на киргизской экономике и общественном порядке.
Похоже, что "цветная революция" в Киргизии на глазах переходит в новое качество: криминальный этап, ранее сменивший "демократически-перераспределительный", заканчивается и наступает время строительства "властной вертикали" президентской власти. И отставка главы правительства - это очередная констатация факта концентрации власти в руках одного человека - президента.
Из песни слова не выкинешь - криминальные структуры приняли живое участие в "тюльпановой революции", причем "пехота" различных преступных сообществ Киргизии действовала и со стороны "демократической оппозиции" и со стороны властей. "Революционеры", штурмовавшие оплоты власти в Джалал-Абаде, Оше и Бишкеке, оказались более многочисленными, активными и отмобилизованными. Потому и победили.
Криминальный этап характеризовался тем, что в его ходе (условно, с конца 2005-го до осени 2006 г.) начали более активно заявлять о себе новые лидеры - "авторитетные" бизнесмены, родоплеменные вожди и банальные урки. После известных расстрелов депутатов (они же "авторитетные бизнесмены") и бунтов в колониях власть, поняв, что с такими союзниками слишком опасно существовать, начала постепенно брать ситуацию под контроль. Параллельно нарастало давление и на все оппозиционные политические силы в Киргизии, завершившееся рутинным разгоном оппозиции в апреле 2007 года.
Следует подчеркнуть одну важнейшую деталь: ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на быстрое преодоление социально-экономического кризиса не сбудутся. Ни у "новой", ни у "сверхновой" власти сколько-нибудь продуманной концепции экономических преобразований не было и нет.
Гарант независимости находится в Москве
Выборы глав местного самоуправления Киргизии показали, что к власти на местах вполне демократическим путём приходят клановые вожди, а порой и криминальные авторитеты. В перспективе развитие событий в регионах по такому сценарию ведет к созданию условий противостояния различных групп населения и кланов, то есть к развитию и углублению на местах политического трайбализма. Региональные различия в Киргизии являются внешним выражением более серьезной, межплеменной борьбы киргизских элит.
Что бы ни говорилось о двухтысячелетней истории киргизской государственности, подлинным носителем киргизского самосознания, языка и культуры всегда являлись племя и род. Соперничество северных и южных кланов в той или иной форме в Киргизстане существовало всегда. Юг заметно отличается от севера. Местная экономика полностью завязана на сельское хозяйство. В этническом составе значительную часть представляют узбеки. Южане традиционно недовольны распределением властных полномочий и кадровой политикой в стране, обосновывая свое недовольство тем, что на юге сосредоточено около половины населения КР, и при этом сельскохозяйственный юг кормит не только себя, но и север.
Отдельно стоит сказать о том, что в очередном киргизском кризисе есть и внешнеполитическая составляющая.
По своему экономическому, демографическому или ресурсному потенциалу Киргизстан, конечно же, не может сравниваться с такими ключевыми государствами региона, как Казахстан или Узбекистан. Однако страна занимает особое место в Центральной Азии, и основным ее ресурсом является геополитическое положение. Именно оно делает республику весьма важным сегментом всей постсоветской Азии.
Президент Бакиев за полтора года нахождения у власти совершил ряд действий, которые некоторыми мировыми центрами силы были встречены с явным недовольством. Курманбек Салиевич сумел вызвать сильное раздражение у Соединенных Штатов. Это касается его жесткого тона в вопросах пребывания американской базы в Киргизии, высылки из страны двух американских дипломатов, очень активно "друживших" с киргизскими "грантоедами" из НПО, давления на эти самые неправительственные организации. В то же время Бакиев более откровенно, чем Акаев, демонстрирует свою пророссийскую ориентацию. Вообще, намерение "дистанцироваться от России" в Киргизии уже не просматривается ни у одной влиятельной оппозиционной группировки. В целом антироссийские настроения в Киргизстане гораздо слабее, чем в какой-либо другой постсоветской стране.
Представляется, что в краткосрочной, а при неблагоприятном развитии событий и на более отдаленную перспективу, основным интересом для России в Киргизии является сохранение в республике стабильной ситуации и единства страны. РФ заинтересована в недопущении эскалации межэлитного и гражданского противостояния.
Стоит добавить, что в случае "негативного сценария" в Киргизии перед Россией встанет острая проблема соотечественников. За 15 лет их численность в республике сократилась более чем в полтора раза (по переписи 1989 года их было 916,5 тыс. из 4 млн. населения Киргизской ССР). Но, несмотря на это, Бишкек до сих пор остается во многом русским городом.
Андрей Грозин, завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
Комментарии