Нагината – японская алебарда

 

К написанию этого текста меня натолкнула нынешняя прямо-таки одержимость Японией, катящаяся вот уже почти двадцати лет по странам Европы и запада.

Итак: Нагината – японский вариант алебарды с наконечником в виде широкого сабельного или узкого однолезвийного клинка, загнутого на конце. Как и любое оружие, получившее широкое использование, предназначенное не для церемоний или прочей павлиньей показушности, изначально использовалась простыми пешими воинами.

 


 

 


 

  • Semagane (сэмаганэ) – круги из кожи ската.
  • E-bu (эбу) – древко.
  • Habaki (хабаки) – муфта рукоятки.
  • Ha (ха) – режущая кромка.
  • Shinogi (синоги) – ребро клинка.
  • Mune (мунэ) – тупой конец клинка (обух).
  • Kissaki (киссаки) – остриё.
  • Seppa (сэппа) – шайба.
  • Tsuba (цуба) – гарда.
  • Sen-dan-maki (сэн-даммаки) – плетёный узор.

ИМХО, такое оружие появилось вследствие тесных «контактов» с братьями-китайцами, куда более гораздыми на всевозможные умерщвляющие придумки.

Одной из таких неприятных железок стал и получивший заслуженную славу меч Дао, который изобретательные китайцы прикрепили на древко, превышающее длину клинка, назвав – Да-дао.

 


 

Предприимчивые японцы, увидев эффективность в использовании такой приблуды на своих неплохо защищенных воинах, решили перенять изобретение с некоторыми дополнениями.

Первое, что было изменено – это длина. Первые образцы нагинат появились практически одновременно с периодом становления профессиональных воинов, соответственно изначально использовался данный вид оружия преимущественно мужчинами. Длина ранних образцов насчитывала более двух метров в длину, и напоминал такой образец, скорее, длинный меч, потому как состоял из длинного лезвия и относительно короткой ручки. Лезвие было изогнутое и имело заточку с выпуклой стороны. Более поздние варианты имели уже соотношение лезвие-рукоять всегда с существенным перевесом в сторону рукояти. Подобно наконечнику копья, лезвия нагината прикреплялись к сделанной из твердого дерева ручке за счет длинного штыря, который вставлялся в ручку и закреплялся путём обматывания ручки шнуром.

Древко нагинаты овальное, как рукоятка меча, кроме того, это древко иногда оплетали так же, как и рукоять меча и даже делали на нём защиту для рук – цубу, которую мы наблюдаем и на самурайских мечах.

На другой край древка прикрепляется так называемый «ишизуки» – металлический колпачок (часто заостренный), играющий роль противовеса лезвию, а также выполняющий боевую функцию, что позволяло использовать в бою оба конца оружия.

Воины раннего периода полюбили это оружие за поистине сокрушающие круговые движения, которые при должной тренировке можно наносить как пеше, так и конно. Немаловажный плюс нагинаты также в том, что она являлось нехуевым подспорьем против работы с кавалерией и пехотой на средней дистанции в качестве вспомогательного оружия. Однако размеры делают нагинату оружием открытого пространства, по своим фехтовальным характеристикам гораздо превосходящим работу копьем (не рассматривая китайский огрызок с мохнаткой и прочих «спартанцев»).

Обладая высоким мастерством, человек полутораметрового роста способен охватить пространство площадью до 35 квадратных метров, орудуя нагинатой с полутораметровым древком и метровым наконечником.

На приведенном ниже фото можно трезво оценить, что владение мечом, конечно, – зачетная дисциплина в армии того времени, но у..ать с относительно безопасного расстояния по голове гораздо предпочтительнее, если в период обучения ты проспал пару уроков :)

 


 

 


 

(Эти две иллюстрации взяты с сайта Акидока.ру)

Позднее, с уменьшением использования конницы и усилением пехоты, нагината уступила свое место Одати (Нодати), однако сохранив место вспомогательного оружия.

В сражении воин с нагинатой был подобен смерчу. Справиться с ним мог лишь солдат с огнестрельным оружием или… плотный строй копейщиков, вооружённых 4-х или даже 5-метровыми копьями. Поэтому в 16 веке, когда на смену воинам-одиночкам пришли тактически правильные групповые сражения, боец с нагинатой уже не мог противостоять стене копейного полчища.

Уменьшение использования конницы произошло вследствие появления в Японии огнестрельного оружия, начиная с середины 16 века, что, естественно, не могло не поменять тактику боя. Конница, как и всюду использовавшаяся как главная ударная сила, а также сила прорыва, уходит в прошлое, уступая свое место аркебузирам и копейщикам. Соответственно, нужда во вспомогательном оружии отпадает. И совсем бы забылась слава этого великолепного образца гибридного вооружения, если бы не женщины!

Японские синьорины, выросшие в семьях профессиональных военных, зачастую владели разными видами оружия и единоборствами, в том числе и нагинатами.

Нагината была модифицирована и практически полностью отдана женщинам – как средство внести разнообразие в их замкнутую жизнь. (Разные культуры – разные развлечения: в Европе синьорины вышивали на пяльцах, а если иногда и могли использовать оружие, то стилет, да перстень с какой-нибудь пакостью).

В период Эдо (1603—1868), сравнительно спокойное время в феодальной Японии, все японки должны были к 18 годам овладеть умением обращаться с нагината. В это время нагината была обычно пышно декорирована и считалась важной частью девичьего приданого. Женская нагината всегда занимала почетное место в доме самурая, располагаясь над дверью в жилую комнату.

Нагината наряду с кинжалом считалась в феодальное время также единственным холодным оружием женщин сословия воинов, которое они применяли в случае опасности, защищая себя, детей, дом и имущество при нападении врага. Поэтому каждая дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного приданого набор алебард.

 


 

Специальный курс фехтования на алебардах дочери самурая проходили ещё до наступления совершеннолетия. Японский опыт искусства нагинаты говорит о том, что женщина, занимающаяся с ней, должна быть мягкой, но сильной, самоотверженной, но хладнокровной, а самое главное – терпеливой и выносливой. Тренировки с нагинатой развивают координацию, выносливость и физическую силу, необходимую для поддержания здоровья и выполнения многочисленных обязанностей. Японцы говорят, что женщина «должна иметь твердый характер и сильную красоту». Кроме того, занятия нагинатой воспитывали в женщине самурайского сословия понимание самурайских традиций, что позволяло ей быть идеальной женой воина. В одном из руководств для учителей нагинаты говорится: «Обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной».

Требования к девушкам во время тренировок в фехтовании на алебардах были так же жёстки, как и при фехтовании на мечах у мальчиков. Однако, хотя упражнения с двухметровой нагината были не очень простыми и лёгкими, всё же они не требовали такой подготовки, искусства в обращении и физической силы, как занятия с мечом и луком. Основным в фехтовании на нагината было – научить фехтовальщицу поражать противника в незащищённые доспехами участки тела – шею или ноги. Часто главный удар алебардой направлялся так, чтобы перерубить сухожилие около пятки и лишить, тем самым, нападающего противника способности наступать и свободно передвигаться.

 


 

Нагината-дзюцу – искусство работы с нагината, требует хорошей выносливости.

 


 

Техника боя нагинатой требует очень хорошо разработанных кистей и запястий для выполнения самых разнообразных рубящих и режущих движений.

Нагинатой можно описывать разнообразные круги и восьмерки, держа ее одной рукой и периодически подхватывая другой в различных местах для усиления удара; можно наносить фиксированные мощные удары, сходные по технике с подобными ударами в классическом кэндо. Руки свободно скользят по древку, и нагинатой можно выполнять выпускающие удары, активно перехватывать ее из руки в руку и даже переводить на обратный хват, что делало ее особенно эффективной в ближнем бою. Надо помнить, что нагината тяжелее копья, лезвие ее больше, чем его наконечник, и поэтому в нагината-дзюцу большое внимание уделяется "ха-гаэси" – искусству быстрого вращения и перехватов оружия, позволяющему работать нагинатой с такой же скоростью, с какой работают копьем. Но, несмотря на это, в позднем средневековье нагинату считали оружием скорее оборонительным, чем наступательным (ведь японским копьем тоже можно выполнять рубящие удары).

 


 

 


 

Об этом, в частности, говорит и такой выдающийся теоретик и практик воинских искусств, как Миямото Мусаси, в своей "Книге пяти колец".

При этом активно использовался и второй конец, которым выполнялись и тычки, и отбивы, и рубящие удары. Работая вторым концом, легко отвлечь противника, пока он не раскроется, и ему можно будет нанести удар лезвием. Подрубить человеку ноги этим оружием или перерезать горло не представляло особого труда.

 

В Японии нагината была основным оружием, имеющим древко, и в раннее средневековье она практически затмевала собой копье. Когда же последнее все-таки стало основным древковым оружием, нагината осталась главным оружием женщин из самурайских родов и любимым оружием буддийских монахов-воинов "сохэй". Бэнкэй, один из легендарных героев японского эпоса и первый соратник полководца Минамото Есицунэ, происходивший из буддийских монахов, прекрасно владел этим видом оружия.

Приблизительно в XV–XVI вв. в Японии появляется "нагамаки". Это оружие было подобно ранним формам нагинаты и представляло собой древко длиной 90-120 см, на которое было насажено почти прямое лезвие длиной 90 см с односторонней заточкой, которую имеют все виды японского оружия, за исключением копья. Как и нагината, нагамаки носился в чехле-ножнах. Древко его, которое в данном случае правильнее было бы назвать рукоятью. Этим оружием вооружались обычно воины, стоящие в первых рядах пехоты, "косившие" ими первые линии вражеского боевого порядка. Но оружие это было не очень хорошо сбалансировано и употреблялось реже, особенно с появлением огнестрельного оружия.

Еще реже в Японии встречается "бисэнто", напоминающий китайские "большие мечи" без дополнительных элементов. Он больше нагинаты, и работают им достаточно широким хватом, используя оба конца и держа ведущую руку недалеко от гарды. Более активно, чем при работе нагинатой, в бою бисэнто применяется спинка клинка, которой выполняют не только отбивы и отводы, но и надавливание и контролирование. Бисэнто отличается от нагинаты и гораздо большим весом. Поэтому рубящие удары им в большей степени проносные, чем фиксированные, и наносятся со значительно большим размахом. Зато его удар может легко отрубить голову не только человеку, но и лошади, что сделать нагинатой сложнее. Большой вес "играет" и при толчковых, давящих ударах, когда большая масса оружия компенсирует невысокую скорость удара в ближнем бою…

В качестве переходной формы от прямого наконечника к изогнутому выступает клинок нагамаки. Если клинок нагината сильно изогнут и расширяется к острию, то наконечник у нагамаки ближе к клинку японского меча.
Нагамаки имеет большой, тяжелый наконечник в коротком древке до 1,2 м, и обычно снабжен гардой цуба или крестовиной для защиты рук.
Бисэнто также имеет гарду, и более мощный, чем у нагината, обух клинка, который очень похож на китайский.

Оружие, схожее с нагинатой:

 


 

  1. Крестьянская коса, насаженная вертикально на древко. Оружие Монмутского восстания 1685 г. Англия.
  2. Нагината, японское древковое оружие с саблевидным клинком.
  3. Глевия, на которой выгравирована монограмма императора Священной Римской империи Рудольфа II. Аугсбург. Около 1577 г.
  4. Глевия, или ашард. Франция. XV в.
  5. Глевия. Венеция. Ок. 1500 г.
  6. Глевия. Италия. Ок. 1500 г.
  7. Церемониальная глевия стражи Дворца дожей. Венеция. Середина XVII в.
  8. Гизарма, распространенное пехотное оружие, которое произошло от сельскохозяйственного косаря (секатора). Англия. Около 1500 г.
  9. Гизарма. Предположительно Швейцария. XV в.

 


 

  1. Гизарма сложной формы, распространенной в Италии. Около 1515 г.
  2. Гизарма. Англия. Около 1450 г.
  3. Боевые вилы. Германия или Швейцария. Начало XVI в.
  4. Боевые вилы. Франция. Около 1675 г.
  5. Древковое оружие с Явы. Средний зубец в форме ныряльщика.
  6. Полумесяц. Испания. Около 1600 г.
  7. Ловушка для человека. Удерживала дезертиров или «ведьм» за шею или конечности. Германия. Ок. 1600 г.
  8. Японское соде гарами, с помощью которого, как полагают, можно было зацепить противника за рукав, стащить его с лошади или обезоружить.
  9. Ловушка для человека (аналогичная номеру 16) с пружинными «рогами» для захвата конечностей. Англия. Около 1530 г.

Кстати, в эпоху воюющих провинций Сэнгоку (примерно 1400–1600 г.г.) женщины с нагинатой были не редкостью и на поле боя. Иногда женщины даже становились во главе домов воинов, поскольку они изучали стрельбу из лука и приёмы фехтования на нагинатах, позволявшие дать отпор и конному, и пешему противнику, не допуская ближнего боя, в котором женщина не могла справиться с мужчиной. В это время женщины нередко оставались последней защитой замков. Есть сведения, что жёны полководцев водили в бой целые женские отряды, вооружённые нагинатами. А уж женские «добровольные народные дружины», были распространены повсеместно (и не дай тебе господь накосячить и попасться такой дружине в период ПМС)!

После революции Мэйдзи, пережив тяжёлое десятилетие упадка, старое искусство боя на нагинатах постепенно возродилось, а позже стало трансформироваться в современный вид спорта, сутью которого является поединок на бамбуковых алебардах в специальных доспехах и по особым правилам.

Благодаря усилиям энтузиастов (среди которых было гораздо больше энтузиасток) до настоящего время сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и Тода-ха Буко-рю.

Нагината-до, вероятно, является единственным современным спортивным единоборством, в котором женщины составляют подавляющее большинство.

В начале эпохи Шова (1923 г.) искусству нагинаты начали обучать в школах, в рамках обязательной программы для девочек. Из различных стилей нагината-до создали специальный стиль «школьной нагинаты», в котором важнейшей составляющей было собственно состязание.

Сегодня Японская Федерация Нагината-до, во многом благодаря усилиям знаменитой фехтовальщицы Сакакиды Йаеко, разработала новый стиль – атараси. После войны нагината стала больше спортом, потеряв прикладное значение как боевое искусство. Упор стал делаться на этикет и дисциплину.