О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

На модерации Отложенный

 

Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский

 

На изображении может находиться: 1 человек

В наше бессмысленное и нездоровое время это понятие всё чаще становится важным аргументом в спорах и дискуссиях. Часто вместе со здравым смыслом говорят о рационализме, прагматизме, благоразумии, реализме, рассудочности, трезвомыслии, практичности, выгодности.
Однако определение этого понятия, несмотря на все попытки философов, остается весьма расплывчатым.

Одни считают, исходя от буквального перевода латинского выражения «sensus communis» (общее ощущение), что это система общепринятых чувственных представлений и знаний о реальности, накопленные многими поколениями. Другие – что это самоочевидные принципы разума, инстинктивное чувство истины, присущие всем людям. Третьи – что это предположения, основанные на логике и накопленном опыте. Четвертые – что это способность отличать истину от лжи. Короче – знание, разум, логика, истина, опыт.
Однако в нашем постмодернистском дискурсе каждый из этих терминов сто раз переосмыслен, ниспровержен, развенчан и дискредитирован.


Выясняется, что у каждой эпохи разное представление о здравом смысле. Еще А.С. Пушкин иронизировал над законами здравого смысла: «Звуки умертвив, музЫку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию…»

Материалисты, агностики и атеисты справедливо считали, что здравому смыслу противостоит религиозное мировоззрение. Например, В. Белинский, говоря о национальном характере русского народа, писал Н.В. Гоголю: «Мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла».

Еще апостолы, а вслед за ними и святые отцы, также противопоставляли Веру «мудрости мира сего».
Апостол Павел в одном из посланий приводит цитату пророка Исаии:
«Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (Исаия 29, 14), и задает риторические вопросы – «Где мудрец? где книжник? где совопросник мира сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
Далее апостол Павел произносит приговор «здравому смыслу»: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1, 21-24).

В одной из проповеди Патриарх Кирилл сказал: «Слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах… Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности».

 

Facebook