Дистанционные мучения

На модерации Отложенный

Режим самоизоляции стал сущим наказанием для педагогов, учащихся и их родителей. Спешно введенная система дистанционного обучения дает сбои. Здесь и техническая сторона вопроса, и психологическая, и социальная, и трудности адаптации, и непомерная нагрузка учителей.

Дистанционное обучение казалось хорошей альтернативой только пока с ним не столкнулись в реальности, в массовом порядке. Большинство родителей, из числа тех, с кем удалось поговорить, особенно учеников младших классов, будут вспоминать период самоизоляции как страшный сон прежде всего из-за дистанционного обучения. «Плюсов нет, одни минусы – говорит мама второклассника. - Вместе с сыном я просиживаю у компьютера по 5-6 часов. Занятия проходят в индивидуальном порядке и требуют большой концентрации внимания. Хотя программы для обучения простые и понятные, но система «дистанционки» не отлажена технически и часто «подвисает». Если отвлекся, недопонял, возвращаемся обратно. В итоге один урок может длиться два часа». Другие родители недовольны тем, что из он-лайн обучения не убрали такие предметы как музыка, рисование и физкультура. Оказывается, этим предметам тоже уделяется немало времени и без помощи родителей младшие школьники не справляются. Мама ученицы третьего класса рассказывает, что сама никогда не выказывала способностей к рисованию, поэтому не может помочь своему ребенку. В итоге, ИЗО у девочки забирает иногда больше времени, чем основные предметы.

«Дистанционное обучение – это галеры, - говорит учитель математики одной из омских школ. – Нагрузка выросла в разы. Мой рабочий день начинается в 7 часов утра и заканчивается ближе к ночи. При этом иногда нет возможности даже для перерыва». Кроме того, оказалось, что в России нет хороших методик дистанционного обучения. Преподаватели ведут уроки так, как это бывает в очном режиме и зачастую они превращаются в консультации по самообразованию. Мнения педагогов, с которыми удалось пообщаться, сходятся в том, что результат обучаемости на дистанционных уроках в том виде, в котором они проходят сейчас, очень невысокий и винят в этом отсутствие методических разработок.

«Дистанционное обучение сегодня еще очень далеко от системы. Образование – это система, это четкое планирование, распределение материала – говорит учитель английского языка омской школы.

- Мы не знаем сейчас, когда закончится учебный год, сколько часов обучения осталось: нужно сокращать программы или наоборот, добавить материала? Корректируем планы буквально на ходу».

С большими трудностями столкнулись сельские школьники – не везде хорошо работает интернет и не в каждом доме есть компьютер. Жителям мегаполисов трудно себе это представить, но находясь на режиме самоизоляции, детям в сельской глубинке, чтобы обучиться дистанционно, приходится собираться по двое-трое у одноклассников, имеющих компьютер.

Вообще, переход на систему дистанционного обучения наглядно показал, каков реальный уровень жизни небогатой российской семьи. Классный руководитель одной из школ на окраине Омска поделилась: «Примерно треть ребят в классе живут с родителями в дачном поселке, где из благ цивилизации есть только электричество. У родителей скудные заработки и в семьях пользуются только кнопочными телефонами. То есть интернета нет совсем. Обучаться дети могут только по книгам». (Дачный поселок – отнюдь не коттеджный. Это садоводческое товарищество в городской черте. Люди приобретают по низкой цене участки с летними домиками, утепляют их и живут). С такими ребятами педагоги общаются только в режиме SMS-сообщений: «прочитать такой-то параграф и выполнить такие-то упражнения».

С трудностями столкнулись многодетные семьи, в которых, как правило, на семью один компьютер, а дети разного возраста. Хуже, когда его нет вообще и интернет подключен только к одному смартфону мамы. Пример тому - Екатерина Бродская, многодетная мама из Омска. Она рассказала, что однажды не заплатила за интернет, не было денег, дети два дня не посещали интернет-школу, а когда обратилась к учителям с просьбой войти в положение и не ставить неуды за пропущенные уроки, ей сказали: «Это ваши проблемы, берите задания где хотите и выполняйте. Уроки должны быть сделаны».

Вот такая «картина маслом». «Страшно далеки от народа» российские чиновники от образования. Их запросы не соответствуют реальному состоянию дел в регионах. Они «внедряют» колоссальные деньги в образовательные интернет-платформы и им не приходит в голову, что часть учеников ими никогда не воспользуется.

Юлия Богданова, спец. корр. по Омской области.