Как злой вирус обсыпал наши скрепы, приравняв религию к досугу
На модерации
Отложенный
Как злой вирус обсыпал наши скрепы, приравняв религию к досугу
Опубликовал Николай Юренев
Интересно наблюдать, как под влиянием коронавируса с отечественного фасада осыпаются всевозможные скрепы, без которых само существование российской государственности еще вчера казалось немыслимым.
Ну в самом деле, как нам без «веры в Бога, переданной предками»?
Но стоило чуть грянуть грому (далеко не самому грозному по отечественным историческим меркам – по крайней мере пока), как номенклатурный хлыщ, забыв про крестное знамение, сломя голову бросился на поиски зонтика.
Жизнь вечная, оказывается, для большинства не дорого стоит по сравнению с жизнью земной, конечной.
А как иначе трактовать звучащий из каждого кремлевского утюга призыв праздновать дома главный православный праздник Пасху?
Честно говоря, мы и раньше догадывались, что все эти чиновничьи свечи-поклоны-целования икон и прочее – не совсем всерьез.
Отдельные кремлевские насельники, вполне возможно, и веруют во Христа – но далеко не все и даже не большинство.
А если и веруют, то, скажем так, факультативно. То есть в порядке некой необязательной дисциплины, прогулы по которой не грозят ничем. С такой же истовостью, с какой они в хоккей играют.
Патриарх обратился к народу с рекомендациями не ходить в храм на богослужения.
Как заявил он еще 29 марта, «спасение души возможно и без храма».
На примере Марии Египетской пояснил, что посещение храма, оказывается, необязательно для спасения.
Сказать такое первому лицу церкви – это значит перечеркнуть всю многолетнюю миссионерскую деятельность, результатом которой было приучение людей с детства к хождению в храмы.
Хождение в храм на богослужения – это не зайти поставить свечку раз в год, а нечто сродни трудовой вахте, не терпящей пропуска без уважительных причин.
Регулярное стояние в храме, зимой без возможности снять верхнюю одежду, особенно при дикой давке в праздники – это вообще-то нелегкий труд.
И вдруг оказывается, что все это не нужно!
Выражаясь современным экономическим языком, были вложены огромные средства в создание культуры потребления церковных богослужений – и вдруг патриарх одним словом эту культуру потребления порушил.
По мнению протодиакона Андрея Кураева, опального богослова, некоторые священники боятся, что прихожане отвыкнут ходить в церковь:«У тех, кто совсем умный, есть опасения, что народ-то может за эти месяцы карантина расцерковиться.
Что, оказывается, есть другие пути проявления своей христианской идентичности, кроме как зажигание свечек в храме. И собственно в Евангелии про свечки ничего не сказано».
Популярной прибауткой в православных соцсетях стал вопрос «А что, так можно?»
Иерархия раскрыла «тайну», что, оказывается, «спастись можно без храма», «причащаться можно самим запасными дарами», «службы можно совершать дома без священника»...
И даже вербу и пасхальные снеди можно освятить самим, покропив их святой водой.
Эпидемия пройдет, но осознание ненужности большинства услуг, которые оказывало духовенство, останется.
Добровольно закрыть храмы на время эпидемии означает расписаться в том, что религия против стихийных бедствий бессильна, а групповые религиозные обряды вредны; что вера не сможет защитить верующих от законов природы.
Священнослужители подают себя пастве в качестве представителей ее интересов в небесной канцелярии.
Но сейчас признают, что когда приходит беда, их магические обряды бессильны.
И вот если стать на «верующую» точку зрения – как в таком случае будет звучать предостережение «не ходи в церковь, ты там заразишься и других заразишь»?
Где это верующий заразится – в священном месте во время одного из самых святых праздников веры?
В тот момент, когда он будет молиться – то есть непосредственно общаться с Богом? А Господь Бог что же – всё это допустит?
Но церковное начальство по факту соглашается с тем, что их религия – такой же сектор массовой индустрии развлечений, как шашлык или футбол,
Привлекательность религии с её «обязательными» ритуалами и чудесами по расписанию на том ведь и держалась, что она как бы намекала нам на нечто, что важнее футбола, шашлыков, жизни и смерти.
Но если признается, что никакой церкви вам не будет, никаких служб и обрядов, пока вирус не пересидим – точно так же как никакого футбола, никаких шашлыков, – тогда особая роль церкви испаряется.
Церковь тогда не более чем «культовое сооружение», а всякие всенощные службы – не более чем ритуал, призванный занять паству, чтобы у нее не было слишком много свободного времени.Источник: https://marss2.livejournal.com...
Комментарии