Кто разжигает новую волну религиозного противостояния в Украине
На модерации
Отложенный
Эксперты указывают на опасность религиозной нестабильности во время войны с пандемией
Вот уже несколько недель в эфире некоторых общенациональных телеканалов, в интернете и социальных сетях на среднестатистического украинца обрушивается массив негативной информации, связанной с Украинской православной церковью (УПЦ). Информация эта подается явно однобоко и касается, в основном, фактов нарушения священниками и прихожанами УПЦ карантинного режима, а также фактов заражения кого-то из них коронавирусом.
Негативный фон информационной волны усугубляется предвзятыми ценностными суждениями и явной дезинформацией. В ход идут вырванные из контекста цитаты, определения УПЦ как российской церкви, уничижительные характеристики людей, имеющих к ней отношение и т.д.
Ситуацию усугубляет тот факт, что информационная волна активно поддерживается некоторыми иностранными СМИ, которые имеют представительства в Украине. Фактически, из УПЦ и миллионов украинцев лепится образ врага – в социальных сетях появляются призывы объявить эту церковь террористической организацией. Насколько это законно и не являемся ли мы свидетелями раздувания религиозной розни в угоду чьим-то политическим интересам. Общественная экспертиза обратилась за оценкой происходящего к экспертам.
Общественная экспертиза – совместный постояннодействующий проект "Вестей" и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.
Под девизом борьбы с нарушителями карантина, началась фактическая травля УПЦ. Насколько продуктивно натравливание одной части украинцев на другую с точки зрения национального будущего?
Юрий Молчанов, журналист, продюсер, медиаэксперт:
Перед любой опасностью, перед любым вызовом, любому цивилизованному человеку, а также сообществу людей логично консолидироваться и объединяться. Если мы говорим о пандемии, то мы говорим о вызове всему человечеству. А сейчас я наблюдаю в нашей стране попытки затравить какую-то одну конфессию, часть общества на другую. То есть объявить их врагами, не такими, навесить на них клеймо, и сделать их изгоями.
Очевидно, что это на руку только тем, кто поставил себе задачу расшатать страну именно в тот момент, когда она находится в самом своем неустойчивом состоянии. Потому что это ослабляет систему. Если убрать юридические формулировки и клише, то в философском отношении мы находимся в состоянии войны. Войны с этим вирусом, который мы не знаем, как убить. Пока не знаем. И расшатывание общества – это преступление, которое подлежит трибуналу.
Руслан Бортник, директор "Украинского института анализа и менеджмента политики":
Я не вижу, чтобы за этим стояла политика власти, центральной власти. Тут элемент настроения регионального руководства, политических спекуляций на местах, особенно не стоит забывать, что мы находимся в год местных выборов. Многие местные элиты пытаются разыграть этот фактор. То, что этот тренд продолжается и продолжается нарушения закона Украины и законодательства и Конституции Украины – это вина власти, но не ее умысел. Страна живет в дрейфе политического цикла Петра Алексеевича, несмотря на смену власти. Это создает огромные риски политической целостности страны. В условиях кризиса и страха, это еще больше ужесточает людей, делает людей более эмоциональными, склонным к радикальным действиям.
Василий Анисимов, заслуженный журналист Украины, эксперт по религии:
Сейчас мы наблюдаем такую тенденцию: бей попов – спасай страну. Мы это уже проходили, особенно если есть цель развязать гражданскую войну и поглумиться над какой-то частью страны. А самое поразительное, что большую часть. В Украине у нас православных 70-90% населения. Высасывают из пальца какие-то пошлости. Они сказали, что на Пасху было 130 тысяч человек, даже если это так. То у нас 13 тысяч приходов, 12.5 тысяч храмов, и монастырей 270. Получается, что карантин вообще никто не нарушал. По 10 человек можно же?
Все это делается в духе вчерашней власти, когда они начали травить церковь 5 лет назад, за то, что она не хотела танцевать под дудку Петра Алексеевича и проводила свои крестные ходы.
Руслан Халиков, религиовед, кандидат философских наук, эксперт УИСГРА:
Безусловно, натравливать одну часть украинцев на другую – непродуктивно с точки зрения будущего, а вот с точки зрения грядущих выборов это вполне продуктивная технология. Стоит разделять государственные органы, которые сейчас не занимаются травлей УПЦ, и желающих поймать на этом противостоянии хайп с обеих сторон. Важно понять, что давлению поддаётся не только УПЦ, была, например, недавняя кампания против пятидесятников, которые якобы провели массовое служение на Пасху. Позиция церквей должна быть максимально чёткой и прозрачной в условиях массовой паники, кроме того, должны быть приняты дисциплинарные меры к священнослужителям, призывающим не следовать этой позиции. Тогда будут отпадать многие вопросы относительно и УПЦ, и тех, кто её преследует в медиа.
Материалы с нападками на УПЦ зачастую появляются на страницах изданий, работающих на гранты. Не является ли это целенаправленным разжиганием религиозной нетерпимости?
Василий Анисимов:
Кроме телеканалов Коломойского и Порошенка остальные дают более-менее реальную картинку. По Италии мы видим, что там больше 100 врачей заразилось, и даже умерли. И 60 священников. Когда беда, то беда одна на всех, народ должен как-то объединятся. А у нас вся эта подлость богоборческая даже в такой ситуации хочет выплыть на поверхность и заработать какие-то очки.
Руслан Бортник:
Тут два главных источника. Источники связаны с БПП и Народным Фронтом, это источники связаны с американскими партнерами.
Часть американских элит заинтересованы в создании религиозного кризиса в Украине. Они просто используют религиозный вопрос в рамках своей общей геополитической игры с Россией.
Юрий Молчанов6
Кто занимался разжиганием межконфессиональной розни на протяжении всех прошлых 5 лет? Это те, кто так или иначе аффилированы западными структурами и грантовыми организациями. Условно говоря, политически и финансово инсталлированы в майданную конструкцию, которая образовалась в Украине после 2014 года. Эти организации преследуют какие-то свои интересы. Если какой-то западный фонд, выступает активно за соблюдения прав сексуальных меньшинств, за их возможность ходить парадами, их возможность находится в образовательной программе; а церковь открыто называет это грехом, разумеется, что они друг друга никогда не поймут. Они и будут вести кампанию против церкви. В Украине это еще наложилось на политический фактор.
Руслан Халиков:
Сложно говорить о логике иностранных организаций, кроме того, в украинских редакциях могут работать вполне адаптированные в местные условия сотрудники. Можно и фейсбук считать иностранным медиа. Не думаю, что стоит исходить из допущения целенаправленного разжигания межрелигиозной вражды конкретно по отношению к одной церкви и конкретно в нашей стране. Религиозные организации, не выполняющие карантинных ограничений, попадают под прессинг медиа от Кореи до Сербии. Существуют методы взаимодействия с прессой, позволяющие уйти от прессинга, и прежде всего это открытость и готовность к диалогу. Если церковь будет настаивать на выполнении прессой журналистских стандартов, для западных медиа будет очень большим ударом по репутации отказаться идти на подобный диалог.
Стоит ли и если да, то каким образом, президенту Зеленскому вмешаться в происходящее?
Юрий Молчанов:
Разумеется, как гарант Конституции, он должен следить за соблюдением конституционных прав и свобод граждан Украины. УПЦ, которая находится в молитвенном единении с московским патриархом, они не требуют к себе какого-то отдельного отношения, какой-то отдельного подхода. Верующие этой конфессии, как и все верующие Украины требуют неукоснительного соблюдения всех норм и законов, прописанных в Конституции Украины. Его невмешательство по сути является соглашением что Конституцию в этой стране можно попирать. Вмешательство Зеленского необходимо.
Руслан Бортник:
Безусловно стоит, это постоянно тлеющий конфликт, при любой смене политической обстановки в стране может превратится в большой пожар. Это как тлеющий костер в большом лесу. Чуть сейчас повеет ветром и все сразу загорится. Пока обстановка относительно стабильна, как только обстановка будут меняться, этот конфликт будет вспыхивать. Продолжение этого тренда бьет по его электорату, он обещал прекратить это все, переступить через “армию-мову-веру”, но пока мы видим, что закон не работает в полной мере.
Василий Анисимов:
Вот как журналисты понимаем, если кто-то нам угрожает, а мы приравнены к правоохранителям и судьям, сразу же СБУ должно вызвать того, кто нам угрожает и сделать ему предупреждение, провести профилактическую беседу: это нарушение Конституции, а со второго раза мы уже тебя посадим. Только так, это в советское время точно так же было. Человек может один раз ошибиться. А государство не должно этого не замечать. А вот этот поджигатель (храма, - ред), скажет да я Муржабаева наслушался и пошел поджигать. Тогда надо судить и за подстрекательство. Не стоит ждать, когда преступление большое и страшное совершится. Нужно сразу пресекать это. Если раз предупредили, второй, третий уже к административной ответственности привлекать.
Руслан Халиков:
Президент должен способствовать отсутствию межрелигиозного противостояния в Украине и гарантировать конституционное право граждан на свободу совести. Кажется, Президент Зеленский вполне справляется с искушением занять сторону одной из церквей. В свою очередь, если есть факты клеветы, разжигания межконфессиональной вражды и т.д., это уже сфера ответственности судов. Украинские суды также в религиозных делах проявляют себя достаточно незаангажированной ветвью власти, так что стоит ожидать от них справедливых решений.
ГОЛОС УЛИЦ
По Вашему мнению, продолжается ли политика разжигания религиозного противостояния в Украине?
Антон, IT-специалист: "Я человек крайне нерелигиозный, но понимаю, что религию у нас превратили в политику. Но, к слову, сейчас это меньше заметно. Или я не обращаю внимание. Вот при Порошенко, тогда да – было видно, что Московский патриархат ему поперек горла стоял".
Александр, менеджер: "Даже постановка этого вопроса смешная. Религиозное противостояние в 21-м веке – звучит комично. Мне кажется, человечество должно спорить о том одни мы во Вселенной или нет, а не мыслить категориями Средних веков, а власть должна поощрять науку, а не религию".
Заключение Общественной экспертизы
Борьба с пандемией стала серьезным испытанием для Украины. Те люди и силы, которые нарушают введенные правительством ограничения, должны нести заслуженное наказание в рамках закона, в том числе клирики и прихожане церквей. Последний момент очень важен, так как призывы к наказанию всей Украинской православной церкви в целом, то есть более 3-х миллионов украинцев (по самым скромным подсчетам) очень напоминают попытку разжечь костер религиозной войны.
Эксперты указывают на опасность религиозной нестабильности во время войны с пандемией, которую вместе со всем человечеством ведут украинцы. Тем более недопустимо вмешательство, даже на уровне подстрекательства, в религиозную жизнь страны иностранных организаций.
Президент Владимир Зеленский, которого эксперты единодушно поставили вне попыток обострения религиозной розни, должен предпринять решительные шага по пресечению нападок отдельных СМИ на УПЦ. Тем более, очень похоже, что эти СМИ и стоящие за ними олигархи выступают в роли пятой колонны, помогающей превратить Украину в плацдарм борьбы Запада с Россией. В интересах президента пресечь попытки тех украинских политиков, которые готовы выслуживаться перед Западом даже ценой разрушения своей страны. Не говоря уж е о том, что это его прямая конституционная обязанность.
Комментарии