Еврейская независимость

На модерации Отложенный

Это надо было успеть сделать до официального окончания британского мандата. И они это сделали.

независимость

16:00 14 мая 1948 года, в здании музея, бывшем доме Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства.

Перед этим ему пришлось лично, как говорят на иврите, «в четыре глаза», убеждать почти каждого из своих соратников в том, что судьба нашего народа требует совершить это именно сейчас. По образному выражению одного из членов Народного правления, Бен-Гурион «приставил пистолет истории» к виску каждого из них.

Что значит, «по-еврейски»?

     Бег мой назван иноходью — значит:

      По-другому, то есть — не как все.

          В.Высоцкий

В некоторых из мест злоключения, где наш народ отбывал последний срок, слова «еврейский», «по-еврейски» в устах окружающих часто означали «как-то не так», или «по-хитрому», «с вывертом»…

Многие из нас уже вышли оттуда на свободу, и теперь мы можем свободно и непредвзято разобраться с понятием «еврейский». Например, применительно к нашей независимости — она у нас тоже какая-то не такая? Или, может быть, да, но в хорошем смысле?

Что ни говори, но когда народ, который столько лет жил «в гостях», получает вдруг государство, и как раз в той же местности, где оно у него было 2000 лет назад, — это не из разряда «само собой».

    Да нет у нас никакой цели…

Родился он, народ наш, тоже ведь «неконвенциональным» образом. Вначале это была группа учеников и последователей Авраама, да и в дальнейшем, хоть и жили евреи вроде по принципу «рода-племени», оставались они группой людей с собственной идеологией, — названной потом «религией», — и выход из этой группы был даже свободнее, чем вход.

Дела давно минувших дней… Сейчас мы, варясь в котле наших раздраев и разборок, и читая, что люди в мире относятся к нам как к отдельной сплоченной группе с некими общими целями и организацией, с трудом понимаем, о чем идет речь.

А наши недоброжелатели не отстают, утверждая, что и цели нашей «группы» по отношению к другим народам и человечеству вообще ну о-очень неприглядные…

Все это даже не смешно. Мы и народом в обычном, природном, смысле слова себя не чувствуем. И какие у нас «цели», когда единственное, чего мы, по жизни, хотим — это «просто жить»…

То есть дело даже не в том, что, по мнению антисемитов, цели нашей «группы» злонамеренны. Объявись вдруг какое-то «тайное знание», что евреи действительно существуют, чтобы совместно доставить человечеству прекрасное будущее, захочет ли кто-то из нас пошевелить пальцем для этого?

    Подарок антисемитам

 Рабинович, что это у вас фонарь под глазом? — А пусть не лезут…

(Старый анекдот)

Но, хочется нам того, или нет, а некая, мягко говоря, странность феномена, получения нами независимости — она как поэзия: «существует — и ни в зуб ногой». И понятно, хочется ее как-то использовать.

Многие относятся к обретению страны как к шансу независимости от своей национальной принадлежности. Раньше «там» еврей часто отвечал физиономией, а иногда и жизнью, за свою национальность. А сейчас — пусть попробуют…

Но и здесь, не будь мы евреи, проявились странности нашего существования — антисемитизму теперь раздолье. Он уже может называться не своим неприличным именем, а «антиизраильскими настроениями».

Антисемитизм — порок врожденный, его лечат со всей строгостью закона, а «настроения» — дело преходящее… Очень удобно: «Я антисемит? Да ну что вы… Это их Израиль ведет себя просто вопиюще!»

    Нас разрешили!

   

 

Нам разрешили иметь свою страну. Пусть провозглашение независимости и был рискованный шаг, и вылился он тут же в серьезную войну за независимость с множеством жертв. Тем не менее, «решение на основе разрешения» это, видимо, родовое пятно на теле нашей истории.

Совершили мы когда-то, например, «побег на рывок» из Египта, — но после того, как на это дал добро тамошний царь. Потом, правда, передумали, погнались… На сцене истории актеров тогда было поменьше, пришлось фараону сыграть и ООН, и арабские армии в одном лице.

И победу в пуримские дни мы одержали, также получив высочайшее разрешение защищать свою жизнь. Были случаи, правда, когда мы не ждали, пока нам позволят. Во времена Маккавеев, например, мы без разрешения освободили Иерусалим и очистили храм от незваных гостей. С тех пор и празднуем Хануку. Правда, тогда мы были у себя дома, а не в персиях и египтах.

Это, видимо, дает силы — ощущение, что ты в своем доме.

    Максимы и лозунги

Что надо? Надо сыпать соль на раны:
Чтоб лучше помнить — пусть они болят!

В.Высоцкий

Дом наш как только не называли — и национальным очагом, и даже убежищем. Последнее прозвание ему дали, когда раскрылось то страшное, что произошло с евреями во время войны. Тоже, на наше горе, «не как у людей»: была преднамеренная политика полного истребления целой нации. Спланированная, воплощенная в инфраструктуре, технических мощностях и технологиях. После таких событий от людей требуются, как минимум, две вещи: помнить, и делать все, чтобы подобное не повторилось.

Мы, что называется, от гудка до гудка, в повседневных поисках выхода из густого леса в три сосны: работа, банк и дом, вспоминаем о той трагедии, мягко говоря, не каждый день, а уж наши дети…, а наши внуки… С годами на память начинают жаловаться не только люди, а и народы…

А выдвинутая нашим государством максима «Катастрофа не повторится!» на фоне того, что ненависть к нам в мире растет, а в прессе нет-нет да и промелькивают сообщения, что половина израильтян уже допускают возможность нового Холокоста, все больше начинает смахивать на простой лозунг.

В таких случаях из всех видов болей наиболее полезна «конструктивная боль», от того, что никак не можешь найти способ предотвратить подобное в будущем.

Рукотворные камеры

И кто бы что ни говорил, я сам добыл и сам пропил

В.Высоцкий

Независимость, которая досталась нам такими жертвами, проникнув в тело народа, вдруг превратилась в болезнь, симптомы которой просто налицо. Зуд независимости друг от друга охватил всех.

Мы в нашем убежище стали, кто во что горазд, строить между собой перегородки. Отстраняясь друг от друга по самым разнообразным признакам: этническому, религиозному, политическому, имущественному, муж от жены, фирма от клиентов…

Понятие «народ» и «общий дом» теперь возникают уже только во время войны. И мы, стыдно сказать, даже гордимся этим, не содрогаясь от мысли, что тем самым фактически навлекаем на себя войны, чтобы вновь почувствовать, что мы народ, что мы — в своем доме.

А между войнами все мы, каждый из своей рукотворной камеры, тесной или просторной, дружно смотрим вверх. На правительство. И, стараясь перекричать друг друга, все его ругаем.

Шум и вопли помогают забыть неприемлемый для нашего сознания факт: большинство наших проблем мы намного быстрее и эффективнее могли бы решить «по горизонтали». Полюбовно. Ведь и стены между собой мы построили сами, не по указке правительства.

    Представьте себе, что вы за рулем…

И вот она, наша «независимость»: государство независимо — а мы своим стремлением к свободе друг от друга и неприязнью между собой делаем его уязвимым и зависимым от чужой милости. «Петля» — не позавидуешь. Есть и еще два очень дорогостоящих фактора….

Снос «перегородок неприязни» между нами сэкономит массу человеческих жизней.

Шутка сказать: за время существования государства на дорогах погибло людей намного больше, чем во всех военных конфликтах еще со времен ишува!

При чем тут «перегородки»? Представьте себе: вы за рулем, и знаете, что где бы вы не ехали, везде переходят дорогу, едут навстречу, впереди и рядом ваши близкие, родственники и хорошие знакомые. Проследите мысленно, как поменяется ваше поведение на дороге.

Далее. Задачка на экзамене по независимости: подсчитайте, пожалуйста, количество средств: технических, людских, финансовых, а также сил, энергии, которые сейчас тратятся нами всеми на поддержание цепной реакции «не-зависимости» друг от друга…

Вот это по-еврейски!

И все же, что получится в результате того, что мы вылечим лихорадку взаимной неприязни, перестанем «делиться отпочкованием»?

Как бы странно и дико это ни звучало, но мы станем именно теми, за кого нас принимают: сплоченной группой людей с чувством локтя между нами и ясными жизненными целями…

Мы станем «дважды независимы» — и от взаимной внутренней неприязни, тяжкий груз которой, как атмосферный столб, каждый носит на себе постоянно, и от непонятных нам обвинений недоброжелателей. Ведь нам станет абсолютно наплевать на их конспирологический бред. Это и будет независимость «по-еврейски».

А ведь сейчас не только мы — весь мир поражен метастазами эгоизма. Всеобщая эгоистичность целей и поведения стала, по мнению серьезных исследователей, глобальной причиной того системного кризиса цивилизации, который, как в старом анекдоте, кого коснулся, а кому от него и вовсе каюк.

Поэтому можно смеяться, но реальность вдруг станет похожа на сказки о «мировом владычестве евреев»: человечество ради своего спасения волей-неволей последует нашему примеру и само встроится в этот «еврейский проект».

  Михаил Гонопольский.